Гурт-Йо-Гурт: Мы играем музыку ирландской традиции и пьём на сцене

Музыка далекой, экзотической Ирландии с недавних пор оказалась в наших краях любимой и востребованной. Несмотря на то, что язык этой страны звучит диковинно, а ирландский характер — неразгаданная тайна даже для ближайших соседей — британцев, ее мелодии подкупают именно — как что-то родное, понятное и близкое. Может быть, это естественная примета народной музыки.
Но другое ее, столь же неотъемлемое качество — это то, что она нуждается в "живом звуке", исполнении "здесь и сейчас". 0б этом и других ее особенностях, а также о буднях киевской "проирландской" группы "Гурт-Йо-Гурт" состоялась беседа с ее лидером, скрипачом Кириллом Бородиным. Выступление команды состоится 5 мая в Клубе на Брестской и 6 мая в ЦДХ в рамках этнического фестиваля.
• Нам в каком-то смысле повезло.В Киеве "Гурт-Йо-Гурт"— явление уникальное, единственное в своем роде. Это ситуация для вас выигрышная, но ведь сложно было, наверное начинать, когда под боком не было никого, у кого можно бы поучиться?
— Это как раз очень важно. Мы вот играем музыку ирландской традиции, а для исполнения традиционной музыки нужна, просто необходима живая передача, возможность контактировать с представителями этой традиции. Тут невозможно просто послушать записи и прочитать в книгах. И в консерватории специфике традиционной музыки не так много внимания уделялось — мы осваивали эту сферу в основном сами. Нам в каком-то смысле повезло. Во время, которое предшествовало образованию "Йогурта", нам довелось играть, представьте, с теми, для кого ирландская музыка была живой, — это были люди из англоязычного мира, иностранцы, например, атташе британского посольства — имени не буду называть. Причем они играли на таких инструментах, о которых можно только мечтать — Уллеан пайп (Ullian pipe, ирландская волынка), например, ее цена — 5-6 тысяч фунтов-стерлингов. И причем эти люди не были профессионалами, но совместное музицирование, которое происходило у нас с такими любителями, дало нам очень много.
В чем-то, вероятно, вы могли дать им сто очков вперед, - ведь вы все - профессионалы...
— Тут можно представить как минимум две версии того, что же считать профессионализмом. Можно — наличие образования по предмету, у нас у всех за спиной — консерватория. Но, с другой стороны, профессионал это и тот, кто живет со своего умения, может им заработать. Мы вот— можем.
Сколько лет существует "Гурт-Йо-Гурт"?
— Вот уже шесть с лишним лет, как мы играем ирландскую музыку. Но где-то в течение года мы играли, не называясь никак. В газетах и программах о нас писали просто — Кирилл Бородин, но смешно получалось, когда заявлен в программе один человек, а приходит пятеро. А потом, — это было связано с участием в джазовых вечерах Алексея Когана, — мы столкнулись с необходимостью как-то назваться, в конце концов. У нас был перечень разных названий, но "Гурт-Йо-Гурт" показалось — самое удачное. Это звукосочетание, игра слов — с одной стороны, выражено активное начало (выраженное в звуке «ЙО») , а с другой стороны — веселая игра смыслов. А с молочными продуктами это вовсе не связано.
Кстати, об активном начале. К тому, что вы играете, можно относиться, как к музыке танцевальной. С другой стороны, "фишка" популярнейших шоу Майкла Флэтли как раз и состоит в синтезе музыки и танца. Вы это направление не эксплуатируете?
— Напрямую — нет, да и клубы, где мы обычно выступаем, не особо к тому располагают. Просто мало места! Когда на Дне Святого Патрика мы играли в клубе "44", там яблоку было негде упасть, такое было столпотворение! В общем', не до танцев, если музыкантам места едва хватало. Нас просто теснили, я не говорю уже о том, что дышать нечем было, и каково было нашей флейтистке, Марии Хмелевой — ей не позавидуешь. Но вот был случай в пабе O’Brien’s. Три посетительницы, потом оказалось — канадки, просто встали рядом и на пятачке полтора на полтора метра выдали такой танец, что вся публика не могла оторваться. То есть, оказывается, что наличие широкой танцплощадки в этом случае — не самое важное. Мы предполагали как-то соединить музыку с хореографией, но пока это только размышления на тему, у нас, в общем, другой профиль все же. Но если есть пожелание танцевать под нашу музыку — это нужно делать. Кстати, в Киеве есть несколько таких ирландских "клубов" (хоть, может быть, это и неточное название), и когда люди оттуда появляются на наших выступлениях, они танцуют. Сейчас активно развивается наше сотрудничество с “Shannon River”. Уже готова небольшая совместная программа со степом и «легкими» танцами.
А вы сами - не являетесь ли таким вот клубом? И по какому принципу подбирались музыканты в ансамбль, может быть, как раз по принципу любви к Ирландии?
— Нет, что вы, мы к аутентичному движению не относимся. Оно существует параллельно, и в чем-то эти ребята более последовательны, чем мы. Так получилось, что практически для каждого из нас ирландская музыка — не единственное, чем он занимается. Наша общность — довольно хрупкое и в то же время чудесное состояние, потому что каждый — очень своеобразный и разносторонний музыкант, а соединять ярких творческих персонажей в одном, причем долговременном, проекте — это невероятно сложно. Вот представьте, у каждого из музыкантов есть потенциал солиста (причем активно реализующийся!), каждый способен создать — и создает — собственные оригинальные композиции...
В рамках "Йо-Гурта"?
— Да, и в его рамках тоже, хотя не только. «Рамки» же "Йо-Гурта" со временем настолько расширились, что нам пришлось взять новое обобщающее название, описывающее эту ситуацию — “Yoghurt Music Family”. Практически каждый из участников работает над собственным проектом (у некоторых их даже несколько!). Потом эти наработки реализуются на концертах "Йо-Гурта" (или, если хотите – “Yoghurt Music Family”) сейчас готовится сразу несколько альбомов, а в прошлом году уже вышел в свет альбом «Нежность» проекта «КоМаха». До этого уже было издано три альбома, причем первый ("YoGhurt-Irish Cream") —что-то типа "визитки", представительский, можно сказать, там сугубо традиционные ирландские мелодии. Второй диск ("Follow my steps") — это уже авторский, там, разве что, общее настроение "проирландское" да тексты песен на английском, но он уже вовсе не фольковый. На нем, кстати, и видеоряд есть — фрагменты наших выступлений.
Третий – "Real Live Album" (выпускался к пятилетию коллектива) это настоящая энциклопедия нашей концертной жизни! В самом альбоме, а также в Мр3 приложении собраны самые интересные «живые» записи этих лет, а также «избранное» из материалов остальных наших проектов.
Ваши диски можно купить?
— Да, удобнее всего на наших концертах — они, в общем, именно для этого и были изданы, чтоб удовлетворить интерес к нашему творчеству тех, кому нравится наше "живое" исполнение.
"Гурт-Йо-гурт" "разбавляет" ирландскую программу и балканскими мотивами. Это не влияния Бреговича?
— Ну, в очень небольшой степени разве что. Просто хочется более широкого спектра — от севера до юга Европы, так получается. Но, кстати, музыка этих народов в одинаковой степени динамична, и, если говорить о воздействии, не кажется чужой, неприемлемыми. И здесь у нас она такая же народная, как и у себя на родине. Совершенно непонятно, почему так складывается с ирландской музыкой. Можно трактовать, конечно, с тех позиций, что родина кельтов находилась как раз на территории Украины, и потому эта музыка нам не чужая. Но это же только гипотеза, а вот если посмотреть на отношение к ирландской музыке в США, и, кстати, Канаде, — так там в каждом городке небольшом есть по два-три ирландских ансамбля. Когда мы выезжали на какие-то гастроли, мы обнаруживали там большое количество родственных, подобных нам коллективов, и очень высокого уровня притом. Почему у них это так популярно? Ведь это же сложная музыка, даже если к ней подходить с позиции любителя. Тем более в этом случае. Это же жесткий канон, нельзя от него отступить ни на ноту, здесь нет места импровизации.
Как-то слово "жесткий" не соотносится с вашей игрой, такое впечатление, что играете, шутя...
— Такое впечатление, слава Богу, было у нас и на одной экзотической вечеринке, где мы выступали. Она так называлась — пьяная вечеринка. Это была идея Эрика — в его клубе играли разные группы и ансамбли, после каждой композиции "опрокидывая" рюмку. Задача была — проиграть намеченную, плановую программу, а под занавес исполнить ту вещь, которая была первой. Понятно, что каждая следующая мелодия в таком концерте — как бы более раскованная, но одновременно и более... рискованная. И что повторенная, первая вещь звучит уже иначе, чем сначала. Когда мы играли, нам в виде исключения предложили "опрокидывать" по рюмке "бехеровки" не после каждой, а после каждой второй композиции — все-таки они очень динамичные, быстрые, не сравнить, к примеру, с джазовыми, просто разные весовые категории. Но, хоть композиции короткие, их все же очень много. В общем, когда мы отыграли программу, не выдержала — сошла с дистанции... ведущая. А наши все музыканты были вполне способны играть и дальше, — вот мы и продолжили. Все-таки память в пальцах, в теле — это очень сильная, цепкая вещь, и даже алкоголь ничего не мог поделать. Дело в том, что у нас и на "втором круге" программы получалось все точно так же, будто и не пили. И мы с дистанции так и не сошли — просто "бехеровка" кончилась.
Каким вы видите будущее "Йо-Гурта" все же? Не затмят ли авторские проекты отдельных участников — общего дела, ирландской музыки?
— Мне кажется, что возможность реализовывать собственное творчество внутри коллектива должно, по идее вдохновлять участников и побуждать к сотрудничеству. Уже сейчас "Йогурт" — эдакий конгломерат проектов (“Музыкальная семейка Йо-Гуртов“ – “Yoghurt Music Family”). Периодически проходят тематические концерты, посвященные какому-то из них. Также порой делаем разнообразные «миксы» к примеру, когда мы играем ирландскую программу, у нас бывают вкрапления и «другой» музыки. Но это же нормально, и не означает, что мы «уходим от темы», — наоборот, развитие происходит, диапазон возможностей расширяется.
За основу взяты статья и интервью с Ольгой Михайловой, опубликованные в журнале «Политик-Холл» № 6 (18) октябрь-ноябрь 2004. С внесенными дополнениями и обновлениями.
Комментарии читателей Оставить комментарий