Рустэм Булатов (Lumen): «Если все вокруг согласны, значит, жизнь у нас прекрасна»

Группа Lumen сейчас находится в очередном грандиозном туре, в ходе которого запишет «живую» пластинку «Лабиринт». В альбом войдут по одной песне с КАЖДОГО концерта тура. О том, как это будет осуществляться на практике, корреспондент Музыки КМ.Ru подробно расспросил вокалиста группы «Люмен» Рустэма Булатова.
KM.Ru: Не успели вы отойти от весенней заключительной части тура «МИР», как затеяли новую историю: запись концертного диска «Лабиринт». Успели хоть отдохнуть?
- Да, конечно. Все-таки у нас был достаточно большой перерыв. Отдыхали все по-разному. Кто-то просто погрузился в другие дела – для того, чтобы как-то сменить обстановку, а кто-то просто отдыхал. На основе летних впечатлений мы уже успели сделать несколько новых песен, которые сейчас показываем в туре.
KM.Ru: А как отдыхал лично ты?
- У меня как раз была та самая история с полной сменой обстановки. Дело в том, что я уехал жить в деревню, а параллельно с этим мы организовали дома большущий ремонт. С одной стороны, я оказался сельским жителем, а с другой – отчасти прорабом (смеется). На этот период у меня настолько сильно в голове все поменялось, что я реально восстановился.
KM.Ru: Какие у вас первые впечатления от начальных концертов тура «Лабиринт»?
- Все отлично!!! У нас получается сделать то, что хотели. Мы записывали каждый концерт, чтобы потом взять по одной песне для альбома, в котором мы сможем показать атмосферу концерта «Люмена» в совершенно разных точках страны.
KM.Ru: Публики на концертах не поубавилось?
- Нет, очень много совершенно новой публики, которая лучше всего воспринимает (на мой субъективный взгляд) песни с альбома «Мир». Это для меня необычно, потому что в предыдущем туре все было как-то уравновешенно: часть людей приходила послушать новые песни, а другая часть лучше воспринимала треки с наших прежних альбомов. Теперь, по моим личным ощущениям, люди, которые хорошо воспринимают «МИР», как-то превалируют.
KM.Ru: Это радует. Потому что альбом не сразу раскрывается. Мне кажется, должно было пройти какое-то время, чтобы люди успели его по-настоящему распробовать.
- Да, и, конечно, мы от этого чувствуем какое-то удовлетворение. Приятно, что то, что тебе самому сейчас по каким-то критериям ближе, адекватно воспринимается и другими.
KM.Ru: Я, так понимаю, что вы сейчас преимущественно ездите в те города, которые не были охвачены туром «МИР»?
- Нет, мы просто попытались построить тур таким образом, чтобы как раз посетить города, в которых мы уже были и атмосферу которых мы хотели бы передать на нашем концертнике. Потому что нередко бывает так, что концерт, на который мы приезжаем в какой-то город впервые, зачастую оказывается загадкой для нас самих. Мы не можем знать заранее, какая там будет атмосфера. Если мы были в городе достаточно давно, опять же, трудно представить, как на нас отреагирует публика сегодня. А сейчас, по крайней мере, мы знаем, за чем, мы, собственно, едем и что мы хотим показать.
KM.Ru: Какие-то интересные выводы вы уже сделали для себя из сопоставления реакции публики?
- Выводы пока делать рано. Я думаю, что выводы уже выльются непосредственно в пластинку.
KM.Ru: Вы сознательно поставили себе цель: выбрать по песне с каждого концерта и составить из них альбом. Не я является ли этот алгоритм искусственным ограничением для самих себя? Ведь, понятно, что в каком-то городе можно и весь концерт удачно записать, а где-то и одну песню будет проблематично выбрать…
- Опять же, это нужно для того, чтобы показать настроение. Например, раньше мы записывали живой концерт в «Одной крови» в столичной «Точке», потом «Бурю» мы делали, опять же, в Москве. «Дыши» делали в Питере… Практически каждый концерт можно записать и показать. Сейчас мы не столько хотим продемонстрировать разницу между различными выступлениями в каких-то деталях, сколько, наоборот, показать монолитность. Вот это для нас очень важно!
KM.Ru: Как бы то ни было, условия залов, акустика все равно ведь разные. Не будет ли у вас потом проблем с выстраиванием единой звуковой картины?
- Надеюсь, что такого ощущения не будет. Современные технические средства позволяют все это уравнять. Самая большая разница будет в публике – насколько ее много, насколько она активна. Разумеется, мы призываем всех наших поклонников принимать на концерте самое непосредственное участие. Так что каких-то серьезных технических проблем я пока не вижу. Сейчас все звукозаписывающее оборудование мы возим с собой. Это все время – один и тот же комплект, вплоть до шнуров. Поэтому мы стараемся минимизировать хотя бы разницу аппаратуры. Надеюсь, что мы достигнем какой-то целостной картины. Хотя пока я могу на это только надеяться. Но никаких переживаний, что может случиться обратное, у меня тоже нет.
KM.Ru: Правда ли, что на время тура в вашей группе введен «сухой закон»? Была ли в этом какая-то реальная необходимость?
- У нас не совсем «сухой закон» - видимо, меня просто неправильно поняли. Мы не употребляем алкоголь ДО концерта и за день. Если у нас образуются перерывы между концертами, выпивать, при желании, можно. Я – сторонник идеи и мысли, что все хорошо в меру – за исключением наркотиков, конечно же. При этом у нас в команде есть ребята, которые приняли для себя решение не употреблять спиртного вообще. Это их личное дело.
KM.Ru: Некоторые музыканты утверждают, что им необходимо выпивать перед концертом, чтобы снять неизбежный стресс. При этом алкоголиками по жизни они отнюдь не являются… А вы испытывали нечто подобное?
- Мы тоже иногда сталкиваемся с подобной проблемой. Бывают очень сложные саундчеки, которые тебя настолько выматывают и отнимают у тебя настолько много сил и энергии, что на фоне каких-то технических проблем они совершенно вышибают из колеи. Ты вроде все настраиваешь, налаживаешь, но тебя все равно не оставляет ощущение, что ты сейчас выйдешь на сцену – и тебя подведет какая-то техника. Вот этот мандраж иногда нужно снять. Конечно, у нас иногда встречаются исключения из правил, когда мы себе можем и перед концертом себе позволить совсем чуть-чуть – просто для того, чтобы потом не думать о плохом. Но это происходит крайне редко. С тех пор, как мы начали существовать по подобным правилам, я могу по пальцам пересчитать случаи, когда это происходило.
KM.Ru: А со стороны организаторов бывают случаи злостного невыполнения бытового или технического райдера?
- Сейчас мы пришли к системе, когда обо всех деталях предстоящих концертов стараемся договориться еще далеко-далеко «на берегу». Задолго до того, как концерт начинает анонсироваться, мы пытаемся вникнуть, насколько он вообще возможен. Мы рассматриваем каждую деталь, касающуюся звука и света. Для нас это настолько первостепенная задача, что мы обсуждаем вопросы технического райдера задолго до того, как мы начинаем оговаривать финансовую сторону, проезд и т. п. Если организаторы в каком-то городе не в состоянии выполнить наши технические требования, то мы туда просто не поедем ни на каких условиях. Это нам просто неинтересно.
KM.Ru: Насколько часто бывает, что принимающая сторона не в состоянии обеспечить выполнение технического райдера?
- Достаточно часто. Нередко люди, знакомясь с нашими техническими требованиями и понимая, чего мы хотим, отказываются сами. Потому что требования со стороны звуковой и световой части у нас действительно очень высоки. В первую очередь, это – заслуга нашего директора Вадима Базеева, который придумал этот механизм взаимодействия с организаторами. Вплоть до того, что мы разводим бюрократию и заставляем буквально по пунктам подписывать гарантию обеспечения наших технических требований. Нам очень важно застраховать себя от обмана подобного рода.
KM.Ru: Часто «тяжелые» группы жалуются, что в регионах нередко есть только сидячие залы, которые не очень приспособлены для подобных концертов. Вы сталкивались с этим?
- Бывают такие города, проблема есть, но мы всегда ее пытаемся решить каким-то цивилизованным образом. Во многих ДК есть проходы и определенное место перед сценой. Мы всегда призываем людей бережно относиться к тому, что тебе не принадлежит, и с пониманием подходить к проблеме площадок. Мы пытаемся донести до людей, что если они начнут что-то ломать, то нас вообще перестанут пускать даже в такие залы.
KM.Ru: …Как это, собственно, и произошло в свое время с «Гражданской Обороной».
- Да, такое действительно уже было в истории российской рок-музыки. Человек, который не отдает себе отчет в том, что он делает, не способен хоть немножко заглянуть вперед, и приходит на концерт, который может стать последним, меня всегда удивлял. Так что мы призываем людей ни в коем случае не портить мебель, отрываться (если хочется) в проходах, перед сценой. Это во-первых. Во-вторых, если все-таки зал полностью сидячий (а мы сталкивались и с такими), всегда можно поменять настроение даже одной и той же программы. Такое бывает. Может быть, мы не очень хорошие актеры. Скорее всего, актеры мы – совершенно никакие, но нам в каждой песне есть, о чем рассказать и чем поделиться. Если человек не может нам сопереживать физически, выражать эмоции в движении, мы всегда пытаемся, насколько это возможно, превратить каждую песню в маленький спектакль. Мы сами пытаемся максимально выразить те эмоции, которые вкладывали в песню. Не всегда это получается, но я вспоминаю концерты в Ростове, во Владимире, где все люди сидели. Именно эти концерты мне запомнились тем, что у нас, как у творческих единиц, все получалось. То есть я чувствовал, что у нас получается по-другому преподнести песню. Со стороны зала я ощущал отдачу и понимание.
KM.Ru: А проблемы с охраной. Когда люди лезут на сцену и жгут файера, у вас возникали?
- Конечно, люди лезут на сцену. Правда, в этом туре не было еще ни одной попытки зажечь файеры. Люди, появляющиеся на сцене – для нас не являются проблемой (если сцена позволяет подобное). К сожалению, не каждая площадка может похвастаться размерами сцены, а у нас очень много оборудования, которое должно определенным образом располагаться. Иногда я во время концерта замечаю, что кто-то из зала стремится попасть на сцену, но понимаю, что следующий его шаг придется на одну из тех железяк, от которых зависит, будет ли дальше продолжаться концерт, и как он будет продолжаться. В таких случаях мы сами как-то пытаемся отреагировать. Но если сцена позволяет, я никогда не против. Еще один важный момент – это то, насколько люди качественно занимаются стейдждайвингом. Ведь если люди в первых рядах не хотят, чтобы ты этим занимался, то все превращается в пытку. Человек залез на сцену, прыгнул, а там недовольны. Он может упасть на пол и расшибиться или же заденет кого-то в прыжке, или же прыгает, его ловят, но между делом еще и бьют, что тоже не есть хорошо. Поэтому, чем бы ты ни занимался, нужно уметь это делать и уважать желания других людей. Что же касается файеров, то после того, что произошло в Перми в «Хромой лошади», я считаю, что просто глупо испытывать судьбу. И пытаться где-то в закрытых помещениях делать что-то подобное тоже. Я к файерам отношусь как к своеобразной форме кощунства и как к проявлению крайнего неуважения к тем людям, с которыми произошла эта трагедия. Так быть не должно – нельзя этого делать! К счастью, в последнее время мы перестали сталкиваться с этой проблемой. У меня совершенно не возникает никаких вопросов по этому поводу на открытых площадках. В закрытых клубах – какими бы большими они ни были – ощущение безопасности, на мой взгляд, мнимое.
KM.Ru: В пресс-релизе тура «Лабиринт» сказано, что поменялась подача многих ваших песен. В чем это проявляется?
- В первую очередь, конечно, тронули аранжировки не песен с «Мира», а более старых вещей. Теперь несколько по-другому звучат «Одной крови», «C-4».
KM.Ru: Насколько изменилась ваша нынешняя программа, по сравнению с туром «Мир»?
- Мы сейчас играем 4 совершенно новых песни. Три из них мы сочинили сами, а одна – кавер-версия песни «Кино» «Мама, мы все сошли с ума». Также мы сделали выборку песен из альбома «Мир», оставив только те, которые мы больше всего хотели исполнить и дополнили программу песнями, которые в туре не играли достаточно давно («Fuck Off», «C-4»).
KM.Ru: Позволь, но в мае в Горбушке вы же их точно играли…
- Мы тогда делали специальную программу. Она чуть-чуть отличалась от туровой. То есть сама концепция «Лабиринта» подразумевает определенные наши блуждания по тому, о чем мы уже говорили. И, как в любом лабиринте, мы все равно, так или иначе, вынуждены во что-то упереться и вернуться к тому, о чем мы уже говорили. Поэтому мы решили сделать особый акцент либо на совершенно новых вещах, либо на совсем старых. Все их мы попытались как-то увязать в одной программе.
KM.Ru:Ты как-то обмолвился, что настоящие live-альбомы (типа «Черного Пса Петербурга» «ДДТ» и «Шабаша» «Алисы») должны концептуально совмещать старый и новый материал. По-моему, сейчас вы подошли к воплощению этой идеи вплотную…
- Я ни в коем случае не претендую на то, чтобы наша пластинка заняла место в этом ряду. Но мы всегда будем к этому стремиться.
KM.Ru: Большая ответственность, что новые песни сначала увидят свет в «живом» варианте. Будут ли они еще и в студийных версиях?
- Да. Потому что на студии всегда гораздо больше возможностей по реализации, аранжировке и т. п. На студии мы можем записывать столько дорожек, сколько нам захочется, и от этого аранжировка может претерпеть какие-то изменения.
KM.Ru: Эти песни не производят на вас впечатление сырых и недоработанных?
- Нет. Они мне нравятся именно в нашей нынешней концертной интерпретации.
KM.Ru: Расскажи, пожалуйста, о каждой из них поподробнее.
- Песня «Нули и единицы» про взаимодействие мира реального с миром виртуальным в виде глобальной сети Интернет, который заполонен оцифрованными версиями всего сущего. В первую очередь, я имею в виду оцифрованные книги, фильмы, песни, фото. На мой взгляд, Интернет превратился в одну огромную большую свалку, где из-за объема информации отделить что-то реально значимое от пустого очень сложно. Мне кажется, что эта, в определенной степени, безответственность людей, которые становятся авторами того или иного художественного акта (так это назовем), является губительной. Все эти графоманы, которые ломают копья в спорах ни о чем, коротая свои ничем не заполненные дни; все эти люди, которые выплескивают в сеть совершенно сырую и недоделанную музыку, которая не дотягивает даже до уровня нормального демо; все эти размытые мутные фотографии – не потому что так хотелось, а потому что так получилось, – это можно описать одним словом «безответственность». Такая анархия: я могу это сделать – и я делаю! Я ни в коем случае не спорю, что у людей есть на это право. Просто я не могу уловить рационального зерна в подобном «вещании». На мой взгляд, вся эта безответственность из мира виртуального теперь выплескивается и к нам – в мир реальный. В виде уже каких-то конкретных безвкусных необязательных вещей. С тою лишь разницей, что в Сети я могу на это не смотреть и не обращать внимания. Но все эти абсурдные современные здания, которые сейчас появляются, я не замечать не могу. Для меня многое в современном искусстве – родом именно из этой «цифровой реальности». Сети уже настолько много лет, что эта безвкусица для многих успела стать нормой жизни. Дескать, можно спрятаться за маской никнейма и не отвечать вообще ни за что. Вот цитата из песни: «Зеркальные махины новых домов». Это не то, как должна выглядеть новая архитектура. Мне это не близко. Быть может, кто-то видит за этим какой-то «новый футуризм» или считает, что так оно и должно быть. Но я во всем этом не вижу какой-то эволюции. Да последнего времени в культуре можно было проследить подобную эволюцию. Сейчас – как будто кто-то отрубил, и начался такой вот хаос. Это, безусловно, имеет право на существование, и были великие художники, которые ломали все, что было до них, устраивали полный дестрой и рождали что-то свое – совершенно новое и неповторимое. Но сейчас я таких не вижу.
KM.Ru: Еще какие новые песни?
- Другая называется «На части». В двух словах, это рассказ о метаниях человека в поисках счастья. Третья новинка называется «Марш согласных», и она о том, каким образом в нашей стране решается достаточно много проблем. Вернее, не решается. Когда возникает какое-то социальное напряжение, и достаточно большому количеству людей что-то начинает сильно не нравиться, у нас, к сожалению, нередко все идет по одному и тому же сценарию: находится козел отпущения, которого принародно «гасят» - в той или иной форме. Виновный наказан, люди успокаиваются, проблема остается. Вот об этом новая песня с очень ироничным припевом, где говорится: «Отпусти и успокойся, не терзай себя напрасно. Если все вокруг согласны, значит, жизнь у нас прекрасна». Таково, собственно, продолжение идей наших предыдущих пластинок.
KM.Ru: А такая песня как «TV No More» так и останется в виде интернет-сингла?
- Так и останется. Мы рассматривали ее как одного из кандидатов на попаданиев сет-лист туровой программы, но, выбирая из множества песен, в конце концов от нее отказались. В том числе и потому, что не смогли выбрать, какую из двух ее версий играть.
KM.Ru: В вашем первом концертнике «Одной крови» перед песней «(02)Благовецщенск» есть прочувствованная речь о тех событиях, которым она посвящена. Как ты думаешь, может, стоит что-то сделать подобное и в «Лабиринте» - некий манифест, который органично вплетен в общее полотно.
- Иногда (даже уже на тех концертах тура, которые у нас уже прошли) получается сказать что-то уместное – что из тебя буквально рвется наружу. Всегда есть какие-то программные вещи, которые присутствуют на каждом концерте, которые я говорю и по поводу того, что будет происходить на сцене, по поводу особенностей программы и т. п. Но иногда встречаются какие-то реплики вне программы, которые просто спонтанно хочется произнести. Мы потом, конечно же, все это будем отслушивать для того, чтобы самые уместные моменты, может быть, включить в пластинку. Мне бы не хотелось, чтобы это было задумано заранее. Если получится - будет хорошо. Если нет – то нет.
KM.Ru: Полгода назад по поводу революционных перемен в России ты сказал, что если народ их не жаждет, то и не надо навязываться со своей позицией. Прошло совсем немного времени – и все вдруг заговорили о гражданской позиции, протесте и т. п. Как эти внезапные перемены, происшедшие с музыкантами, оцениваешь лично ты?
- Я не совсем отвечу на вопрос, а вставлю следующую реплику. Если завтра, к примеру, Филипп Бедросович или Алла Борисовна (либо кто-то еще из музыкантов совершенно разного уровня и стиля) вдруг начнут об этом говорить, я буду только счастлив. И пускай кем-то из них движут неискренние чувства, пускай кто-то из них просто пытается быть на волне! Чем больше будет разговоров об этом, чем сильнее будет этот поток, это стремление изменить все вокруг, думаю, наше общество от этого только выиграет.
KM.Ru: Обиды и зависти нет?
- Да нет, конечно, ни в коем случае. Мы не пытаемся и не пытались застолбить себе какое-то место певцов протеста. Нет, чем больше будет людей, которые понимают, о чем мы говорим, тем лучше. Нам на самом деле хочется перемен. Если о них будут говорить все, то они рано или поздно наступят.
KM.Ru: То есть у вас нет желания взять паузу и уйти в какие-то другие темы, кроме социальной?
- Такого желания нет. Вообще мы не задумываемся о том, какой шаг будет следующим – в смысле творчества – а просто говорим о том, что всех нас волнует. Прямо здесь и сейчас. Каждая новая песня будет появляться ровно по такому же принципу. И все, что происходит в стране, нас волнует. Пока мы хотим это говорить, мы будем оставаться в этой системе координат.
KM.Ru: Чача Иванов заявил недавно, что если будут выдвигать в президенты кандидатуру Юрия Шевчука, то он ее горячо поддержит – и даже готов войти в предвыборный штаб. Как ты относишься к такой перспективе?
- У меня подобная перспектива вызывает улыбку. Уверен, что и сам Юрий Юлианович к такого рода предложениям отнесется с определенной долей иронии. Каждый должен заниматься своим делом. Заниматься менеджментом (тем более – на государственном уровне) – это не дело для творческого человека. Для меня Шевчук – это, прежде всего – мыслитель. И я думаю, что он это тоже прекрасно осознает. Во всяком случае, он никогда не пытался себя позиционировать в качестве политика. С таким же успехом можно рассматривать и какие-то другие кандидатуры на эту должность из числа художников, танцоров и проч. В своих интервью Юрий Юлианович не устает повторять, что он человек творческий.
KM.Ru: Очень понравилось оформление переиздания альбома «МИР»…
- Еще раз огромный респект нашему директору Вадиму Базееву. Если говорить о каком-то продюсировании внутри нашей группы, то есть вектор развития, который мы всегда обозначаем. Вот этот основной вектор мы задаем себе сами, коллективно. У нас нет как такового продюсера, который бы руководил всем процессом тотально. Но есть какие-то отдельно взятые сегменты, про которые я могу сказать, что они на 100% срежиссированы одним человеком – Вадимом. Как раз оформление «Мира» он родил вместе с фотографом Димой Журавлевым, который реализовывал эти идеи. Это один из любимых наших фотохудожников, который принимал участие в оформлении многих наших альбомов – и «Три пути», и «Свобода», и переиздания «Мира». Вадим в данном случае являлся носителем идеи и пытался донести до художника свой замысел. Безусловно, это – их общая заслуга, но могу сказать, что оформление данной пластинки продюсировал непосредственно Вадим. Практически единолично.
KM.Ru: Такой человек, как Вадим – вообще, большая находка для любого музыканта. Такие настоящие профессионалы и адекватные люди – редкость для нашего шоу-бизнеса. Я думаю, стоит поподробнее остановиться на том, как вы с ним вообще сошлись.
- Мы познакомились как раз в тот момент, когда работали над альбомом «Три Пути». С этим демо-материалом мы пришли в компанию «WWW-records», где Вадим, собственно, и работал. Тогда он вел там не один проект, и мы были в числе тех групп, которые он курировал. Однако постепенно область его интересов сужалась, он все больше и больше времени посвящал непосредственно нам. Мы настолько сильно сблизились и подружились, поняли, насколько мы на одной волне, что когда у нас закончился контракт с лейблом, мы ушли с «WWW-records», а Вадим ушел вместе с нами – для того, чтобы мы дальше шли вместе. В нем, безусловно, присутствует и мощнейшее творческое начало. Он хороший фотограф… Все, что я буду сейчас говорить, это, конечно, субъективная оценка. Просто заявление «хороший фотограф» для некоторых профессионалов может быть расценено как непреложная истина, кто-то может с моей точкой зрения не согласиться.
KM.Ru: В конце концов, мы же ему не портфолио составляем, поэтому говори, как думаешь.
- Действительно. Кроме того, Вадим – замечательный музыкант. Причем, эту область его одаренности мы для себя не сразу раскрыли. Тем не менее, он выходит на наших концертах на сцену и играет с нами в двух песнях. И я думаю, что в такой форме степень его участие в том, что происходит на сцене, со временем будет только увеличиваться. Мы на одной волне, и нам нравится, как и что он играет.
Беседовал Денис Ступников
Комментарии читателей Оставить комментарий