Михаил Горшенев («Король и Шут»): «За Comedy Club лично мне стыдно»

«Король и Шут» не стоит на месте. После состоявшейся в конце ноября презентации акустического альбома «Театръ Демона», облеченной в форму панк-спектакля, группа решила сыграть новогодний электрический концерт в СDK МАИ 25 декабря. Корреспондент Музыки КМ.Ru решил обсудить последние новости коллектива с одним из фронтменов «Короля и Шута» Михаилом «Горшком» Горшеневым.
KM.Ru: Расскажи, как шла работа над оформлением пластинки «Театръ Демона», над которым довелось работать и тебе?
Михаил Горшенев: Я – Господин Оформитель (смеется). Идея исходила от художников. У нас есть Аня – девчоночка такая, она ходит на палочках. При этом она настоящий художник. Вот вместе с нею мы эту тему и придумали. Было множество идей затронуть предреволюционные настроения, когда еще не было большевиков-меньшевиков – все это мы и постарались воплотить. До Февральской революции все они еще были союзниками и поэтому вместе делали революцию. Все они сидели в тюрьмах, все они были против Режима, всем им и посвящен дизайн. По идеологии, все они относятся к демократам да коммунистам. Делая «досье» для альбома, мы специально меняли эпохи, придумывали нашим музыкантам другие годы рождения.
KM.Ru: То есть это была такая совместная работа – и все идеи ты воплощал вместе с дизайнерами?
Михаил Горшенев: Ржали конкретно. В итоге все переругались. Под конец я уже должен был выбирать определенные фотографии. Понятное дело, что ту или иную фотку я уже видел как-то по-своему. Вот было, на самом деле, очень интересно!
KM.Ru: Ты всегда интересовался темой Анархии и глубоко туда погружался…
Михаил Горшенев: Интересовался я постольку, поскольку был в 90-х в панк-сквотах. Ясно, что многие панки сейчас не понимают, что это вообще такое. Они идут от каких-то неправильных вещей. Я же базируюсь на более созидательных темах. От этих же панков, я думаю, пошли и фашисты – скинхеды. Ведь под эту панк-культуру можно подверстать и всех рокеров – даже начиная от тех же «битлов». Панк вообще подразумевает переход неких границ и существование без правил. Такие люди перестроиться никогда не смогут. Но это нормально. Те же блюзмены до сих пор не понимают метальную культуру и устремления панков. Панки вообще наиболее четко выражали то, о чем мечтали до них рокеры. Да и не только рокеры, можно даже брать художников-авангардистов – Модильяни, Пикассо, Малевич. Вот что такое панки. Думаю, я понятно объяснил…
KM.Ru: А что ты можешь сказать о революционных настроений панков?
Михаил Горшенев: Это как у Цоя: «Мама-анархия, папа-стакан портвейна». А на самом деле, это как социализм и коммунизм. То есть то идеальное общество, которое подразумевает все для всех. Ленин же до последнего верил, что подобная модель сработает в Германии, Англии, но не в России. А Россию до последнего времени недооценивали. Ту же Сибирь до последнего времени учили читать. Но Ленин сделал революцию уже в наших реалиях. Со временем коммунизм у нас пропах нафталином. И есть огромная разница между новыми коммунистами и теми, которые до этого были.
KM.Ru: То есть в альбоме «Театръ Демона» ты обращаешься к более благоприятным для анархических настроений предреволюционным временам?
Михаил Горшенев: Тему анархизма я понимаю отнюдь не так, как большинство людей. Для меня анархизм – это высшее общество. Ни одна революция не может построить такой строй, это некий недостижимый идеал. Поэтому для многих анархисты и останутся синонимами беспорядка. Просто надо понимать, что это такое. Поэтому всякие другие люди, которые подписывают себя под эти порядки, – это дебилы и гопники, не имеющие никакого отношения к подобным идеям.
KM.Ru: Как создавались те тексты, которые ты написал для альбома? Например, «Король Вечного сна».
Михаил Горшенев: Да тут все просто. В детстве я жил на Дальнем Востоке, не раз замерзал. Часто мы с братом и другими пацанами уходили в лес, и не раз было такое, что обратно нас приносили как какие-то трупы. После этого отец нас с братом охаживал палкой – даже не столько наказания ради, а чтобы элементарно отбить лед. Весь этот страх и ужас от замерзания снимется с помощью глубокого сна. Ты засыпаешь и не думаешь о том, что можешь уснуть навеки. Сначала как-то борешься, а потом поддаешься этой сладкой истоме. Так у меня возникло сравнение с греческим богом Морфеем. В песне, по законом фэнтези, я его перенес с юга на север, добавив современных реалий. Как известно, любой бог жив, покуда в него верят. В наши дни царство Морфея уже поисхудало – так почему бы ему не перебраться на Север? А там полярники нередко попадают в какие-то катаклизмы. Нередки трагедии, когда у них рвался костюм или они проваливались под лед. Вот им как раз Морфей вместо ужаса и голодной смерти дарил эйфорию и видения некого царства, тем самым превращая их в своих вассалов. Вот я и описал в песне «Король вечного сна» историю одного такого, попавшего в западню…
KM.Ru: Еще ты для альбома написал героическую песню «Защитники».
Михаил Горшенев: Ее я задумывал как легенду о мифических персонажах. Любые боги – будь они даже со звериными головами – всегда имели какой-то человеческий образ. При этом языческие боги всегда связывались со стихиями – именно такими я и изобразил их в «Защитниках». Когда в Индии на смену индуизму приходили другие верования, крестьяне с трудом принимали эти изменения. Видя это, специально для них священники создали своеобразных богов-защитников. Их изображения крестьяне вешали в своих хижинах, поскольку понимали религию только на таком уровне. Упоминаемые в песне красные и черные цвета тоже имеют отношение к языческим богам. Также я провел параллель с оберегами, которые буддийские священники раздавали своей пастве. Нарисуют что-то крестьянам – и те спокойно работают под защитой высших сил, ничего им не угрожает. Естественно, простолюдины воспринимали этих защитников как великанов.
KM.Ru: А что ты можешь сказать о песне «Мадам Жоржет», созданной в соавторстве Андреем Князевым?
Михаил Горшенев: Идея в том, что при любой власти всегда существовали, грубо говоря, менты. В данном случае это каратели царской охранки. Для них любые революционные организации были притонами. Вот о таком притоне и идет речь в этой песне. Бок о бок там сидели и бухали будущие враги – скажем, потенциальные красноармейцы и белогвардейцы, коммунисты и анархисты. По сюжету песни провокаторша Мадам Жоржет благополучно всех предает. Тут можно провести некую аналогию еще и с Мата Хари. Она тоже, на самом деле, была такой же продажной сукой. В результате представители разных сил все, грубо говоря, оказались в одной яме. Но даже после этого они ее не возненавидели и, умирая, хотели, чтобы она станцевала для них в последний раз. Даже сквозь горечь и слезы они не позволяли проявиться в себе низменной злобе. Даже если бы они остались в живых, они бы не застрелили эту Мадам Жоржет. Здесь я попытался передать ощущения революционеров, которые погибали со спокойной душой. Потому что понимали, что их миссия уже выполнена. Злобы не было – осталась печаль, которую я ассоциирую здесь, например, с Вертинским.
KM.Ru: Как шла ваша совместная с Князем работа над текстом этой песни?
Михаил Горшенев: Сначала у меня появилась идея, связанная со строчкой «трех анархистов вели на расстрел». Затем Андрюха взялся делать первый куплет. На этом он и остановился, а я уже доводил песню до ума.
KM.Ru: C чем связано то, что у тебя в предыдущих в альбомах была в песнях бунтарская подоплека («A.M.T.V.»), а сейчас больше возобладало фэнтезийное начало?
Михаил Горшенев: Нет, почему, мне и до сих пор не нравится воспитание нашего молодого поколения. Нынешние дети, блин, не понимают, что они делают, а им и не пытаются ничего объяснять. Как говорил в советское время Борис Заходер, с юмором у нас беда. А качество юмора напрямую связано со здоровьем нации – вот в чем дело! Тем более, 100 лет назад в России произошли такие позитивные перемены в политическом плане, а мы былых завоеваний так и не сумели отстоять.
KM.Ru: Что тебя особенно напрягает в современном юморе?
Михаил Горшенев: Как люди привыкли смеяться над Чарли Чаплиным, так они над ним до сих пор и смеются. Понятное дело, что на Западе, может, это действительно смешно, так как на их долю выпало меньше испытаний! Но нам-то над чем тут смеяться? Понятно, что в Германии во времена Гитлера поддерживали фашизм, потому что любому гражданину в случае победы сулили по 6 рабов. Себя я считаю антифашистом, противником любого тоталитарного режима. Точно так же я не поддерживаю коммунистов, Ленина и Сталина. Хотя они и противостояли фашизму, но они точно так же измывались над людьми… Тем не менее я позволю себе провести такую параллель с Западом. Сопоставьте фотки немецких и наших солдат. Насколько первые – веселые и раскованные, настолько наши – угрюмые и забитые. Вот эта непробиваемая тупизна как была у нас в былые времена, так она и осталась! Сколько еще Тургенев писал про то же крепостное право, когда крестьянин безвольно стоит перед помещиком и боится поднять глаза. Ну грустно, мрак настоящий! Анализируя все это, я, к великому сожалению, понимаю, что Россия – это страна третьего мира. Если брать исключения, вроде Москвы и Питера, уровень, конечно, повыше. Но если брать в целом…
KM.Ru: Я знаю, что у тебя есть довольно безжалостное мнение по поводу юмора «Камеди Клаба». Озвучь его, пожалуйста.
Михаил Горшенев: Опять же, здесь мы видим отставание от Запада (так же как и по музыке) длинною примерно в 20 лет. У нас даже не потрудились придумать что-то свое или хотя бы немного изменить. Тот же «Comedy Club» снят вообще один в один! И вообще, это дурацкая тема, за которую лично мне стыдно. Вот я был в Литве. Сижу и переключаю каналы, а там всю нашу попсу (вроде Пугачевой и Орбакайте) поют на литовском языке, потому что у них своей-то нет. Точно так же я провожу аналогию с пресловутым «Камеди Клабом». Когда я смотрю эти содранные с западных стандартов программы, у меня такая стыдуха наворачивается!!! Стыдно за культуру-то! Если бы у нас шло нормальное развитие и НЭП сделал свое дело до конца, то, может быть, у нас все было бы и по-другому. Хотя тоже не факт.
KM.Ru: А как ты отнесся к тому, что рокеры недавно встретились с президентом?
Михаил Горшенев: Мне смешно. Смешно потому, что Медведев себя позиционирует панибратски, дескать, они там все козлы, а я тут с вами посижу - я понимаю вашу тему. Но при этом рок – это субкультура, а президент – один из немногих наших правителей, кто его действительно любит. Я считаю, что року надо использовать любые возможности, чтобы быть частью культуры.
Беседовал Денис Ступников
Комментарии читателей Оставить комментарий