Мауриц Эшер вывел русских рокеров из мировоззренческого лабиринта

Нидерландского гравера принято считать мастером оптических обманов и отражателем парадоксальных пространств неевклидовой геометрии. Его непредставимые образы и хитро построенные головоломки до сих пор будоражат умы молодых интеллектуалов. Однако творчество Эшера гораздо шире и глубже, нежели пресловутые визуальные игры. Несмотря на свои смелые эксперименты со всевозможными альтернативными измерениями, художник имеет мало общего с авангардистами. Его рисунок вызывающе точен, причем эта точность не является самоцелью, а используется как средство для демонстрации ограниченности чисто рационального постижения сути вещей.
Мауриц Эшер «Симметрия»
По своим воззрениям, Эшер был традиционалистом и консерватором. Его мало интересовало изобразительное искусство эпох Ренессанса и Барокко, ярчайшие представители которых потихоньку начали дискредитировать христианские представления о мире. Вдохновение Эсхер неизменно черпал из музыки Баха и средневековой живописи. А в пору творческих кризисов он, например, утешался срисовыванием сцен ада с полотен сурового аскета Иеронима Босха.
Мауриц Эшер «Освобождение»
Замкнутое на себе пространство полотен Эшера как раз и является идеальной моделью христианского ада, обитатели которого более всего страдают от бесконечной изнурительной повторяемости одной и той же цепи не вполне приятных событий. Но, в отличие от тех же авангардистов и декадентов, нидерландский живописец отнюдь не наслаждался воспроизведением инфернальной серийности, а пытался докопаться до ее первопричины и наметить пути выхода. Источник всех бед человека художник видел в непомерно раздутом эго, когда все остальные служат лишь фоном для твоих собственных амбиций, а, в свою очередь, другие воспринимают фоном тебя. Задумывая автопортрет в стеклянном шаре, Эшер с удивлением заметил, что эгоистичный человек, в отличие от окружающих его неодушевленных предметов, всегда отражается лишь в центре сферы.
Обложка переиздания альбома «Джан Ку» «Лабиринт»
Фрагмент гравюры «Рука и отражение в шаре» использовала питерская группа «Джан Ку» в переиздании своего первого альбома «Лабиринт». Только, в отличие от Эшера, оформители буклета разместили в шаре не портрет художника, а его же знаменитую гравюру «Водопад», на которой вода, в зависимости от угла зрения, способна течь то вверх, то вниз. Тем самым, «Джан Ку» как бы пытается преодолеть извечный эгоцентризм, но ставит во главу угла релятивизм и абсурдность нашего бытия.
Мауриц Эшер «Водопад»
Отсюда и двоящиеся смыслы текстов альбома. Показательна фраза из песни «Отравление небом»: «Там — здесь кто-то есть, да-да-да, нет-нет-нет». То есть, здесь речь идет и о сомнениях, и о разных взглядах на одну и туже ситуацию, и об извечном споре атеистов и верующих о бытии Бога. Таких примеров в альбоме много, а одним из самых частотных мотивов становится мотив лабиринта. В определенный момент герой начинает тяготиться бесконечными блужданиями и завяляет: «Лабиринт прилип к ногам — я иду, мне нужен план». Выход намечается в последнем альбоме «Джан Ку» «Гранж», где обратившиеся к Православию музыканты обильно цитируют «Евангелие» и творения святых Николая Сербского и Иустина Поповича.
Обложка альбома группы «Воскресение» «Не торопясь»
Путеводной звездой в духовных поисках живопись Эшера стала и для группы «Воскресение». Оформление ее позднего альбома «Не торопясь» навеяно гравюрами «Вавилонская башня» и «Восхождение и спуск». Отвечая на вопрос о причине таких предпочтений, вокалист «Воскресения» Алексей Романов ответил, что как дипломированный архитектор, он всегда тяготел к парадоксам уникума из Голландии. Но, думается, истоки следует искать все же глубже. В песнях альбома «Не торопясь» можно обнаружить такие эшеровские мотивы, как моделирование новых реальностей («Сотворю тебе мир»), относительность всего сущего («прокатился век за месяц») и эксперименты со временем («время бережно и мерно набирает силу грома»).
Мауриц Эшер «Вавилонская башня»
Несмотря на свое визуальное сходство, гравюры «Вавилонская башня» и «Восхождение и спуск» несут разные посылы. Первая из них порицает праздность и гордыню: вместо того, чтобы возводить башню дальше, ее строители отдыхают, дерутся и любуются плодами своих трудов. Подобный мировоззренческий ступор отражен и в песне «Воскресения» «Посмотри, как я живу», которую Романов, по силе покаянного чувства сравнивает с псалмами Давида. Что касается картины «Восхождение и спуск», то в ней точно схвачен закон духовной жизни: если ты думаешь, что поднимаешься вверх, ты катишься вниз — и, соответственно, наоборот. Подобно этому, и в песнях «Не торопясь» и «Ветер (Дыхание доброго неба)» участники «Воскресения» предлагают остановится, оглядеться — и уже из самой этой точке внутреннего покоя начать движение дальше: «Одни поднимаются, чтобы упасть, другие — чтобы лететь».
Мауриц Эшер «Восхождение и спуск»
Говорят, Мауриц Эшер не любил рок-музыку и с тревогой писал своему сыну о том, что набирающие популярность «битлы» несут в себе новый хаос. Российские музыканты счастливым образом опровергли эти опасения, взяв за основу его неуемное стремление к высшей гармонии.
Комментарии читателей Оставить комментарий