Квартет Паризии оживил в Москве полотна Врубеля

Квартет был создан еще в 1981 году выпускниками Парижской национальной консерватории. Отличительными чертами этого коллектива является не только профессионализм высшей пробы, но и всеохватность репертуара. Музыканты не гнушаются произведениями самых разных эпох и заново открывают для взыскательной публики прочно забытые имена. Своим девизом утонченные французы выбрали знаменитое высказывание Альбана Берга: «Играть современные произведение, как классические, а классические — как современные».
В России гости из Франции выступали в дни Петербургского экономического форума, и поэтому, понятное дело, не ограничились только столичным визитом. Квартет Паризии также дал концерты в Санкт-Петербурге и Владивостоке. Причем, если в Северной столице музыканты, помимо прочего, сыграли «Патриотическое Трио ре минор» Михаила Глинки, то в Москве концептуально решили ограничиться произведениями своих прославленных соотечественников — Клода Дебюсси («Квартет соль минор для двух скрипок, альта и виолончели соч. 10») и Сезара Франка («Квинтет фа минор для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели»).
Квартет Паризии. Фото представлено организаторами концерта
Во втором отделении партию фортепиано исполнил Виктор Ямпольский из «Трио Рахманину». Он же обратился к зрителям со вступительным словом, в котором тепло поблагодарил спонсоров концерта - «Газпром», GDF SUEZ и Посольство Франции в Москве. Особоя приятно, заметил Ямпольский, что в условиях политической напряженности находятся люди, которые делают благие дела, направленные на единение народов.
Музыканты Квартета Паризии поразили московскую публику дружелюбием и непосредственностью. Безупречно играя, они то и дело подбадривали друг друга взглядами и улыбками. А внимание мужской части зала, вне всякого сомнения, было приковано к обворожительной скрипачке Дориан Гейбл.
Квартет Паризии. Фото представлено организаторами концерта
Импрессионистический «Квартет соль минор» Дебюсси в исполнении французских гостей превратился в историю франта, который обуреваем какими-то проблемами, но при этом прячет свои подлинные чувства под маской внешнего покоя и безмятежности. Драматизм и противоречия героя музыканты передавали не за счет ярко выраженной экспрессии, а посредством отдельных редких всполохов эмоций. Зрители по достоинству оценили прекрасно организованный сумбур чувств и филигранно переданное смятение души. Казалось, под эти звуки Демон со знаменитого полотна Врубеля начинал жмуриться и хмуриться.
Врубелевский зал как нельзя лучше подходил для выступления музыкантов. Особенно это чувствовалось во втором отделении, когда Квартет Паризии исполнял многослойное произведение Сезара Франка. Некоторая недосказанность, априори заложенная в «Квинтете фа минор» великолепно гармонировала с нарочитой неопределенностью врубелевских полотен. Даже бытовые портреты кисти Врубеля раскрывались под эту музыку какой-то недружелюбной стороной — так что вспоминалось меткое высказывание Александра Ф. Скляра «в бытовухе зло распят». Особый символизм можно было усмотреть в том, что участники Квартета Паризии играли аккурат под панно «Принцесса греза», созданном по мотивам еще одного их великого земляка Эдмона Ростана.
«Принцесса Греза» в Зале Врубеля. Фото Олега Юнакова с сайта wikimedia.org
Правда, ограничиться музыкантам одними французскими произведениями гостям все же не удалось на бис они сыграли «»Скерцо» Иоганнеса Брамса. При этом молодой скрипач был вынужден бежать в гримерку за партитурой, поскольку изначально взял с собой не те ноты. Расходясь по домам, зрители в полной мере прочувствовали смысл висящей у входа в зал врубелевской картины, где удовлетворение успешным выступлением сочетается с легкой грустью от того, что эти волшебные мгновения, увы, только что остались в прошлом.
Комментарии читателей Оставить комментарий