«А вот куплеты мутантские!» Десять лучших музыкальных альбомов 2020 года

В связи с коронавирусом и обвалом рынка физических носителей музыкальная индустрия в 2020-м была почти в коме. Однако десятка наиболее сильных релизов российских исполнителей все же набралась без труда.
Орден Славы (Вячеслав Бутусов) «Аллилуия»
В переводе с иврита «аллилуия» означает «хвалите имя Господне». По замыслу Бутусова, альбом представляет собой и славословие Творцу, и покаяние перед Ним. Пластинка «Аллилуия» сочинена и записана человеком, будто явившегося к нам из прошлого — ориентировочно из предреволюционной эпохи, черты которой угадываются в овеянных тревожным отблеском «Окаянных дней» Ивана Бунина «Красных реках» и в возвышенной песне «1915», которая у тоскующих по тем временам людей ассоциируется с раем.
Примеряя на себя роль сталкера во времени, Вячеслав Бутусов со своими музыкантами создает необычные и невероятно помпезные аранжировки. В плотную гитарную вязь то и дело вплетаются звуки оркестра и детского хора. Некоторые номера даже больше, чем песни — они напоминают сюиты или театрализованные мистерии. Таковы финальные два трека - «Звезда небосклона» и «Поэт и правитель», представляющие собой пламенные обращения к божественным и ангельским силам необычными вкраплениями, вроде молитвы Святому Духу «Царю Небесный».
Несчастный случай «В городе Лжедмитрове»
«Несчастный случай» не раз пытался записать альбом, в котором музыкальное и театральное действа были бы слиты воедино, но что-то все время мешало. Все окончательно сошлось, когда «Несчастный случай» два года назад вместе с Максимом Виторганом и Сергеем Белоголовцевым представил на сцене ДК имени Зуева полноценный мюзикл «В городе Лжедмитрове» - о неприкаянном рок-музыканте Антоне, который возвращается в родной актиутопический город спустя 25 лет отсутствия.
Тем более, некоторые песни были сочинены задолго до спектакля. Это касается и эксцентричной сатиры на советский менталитет «Халява», и серьезной актуальной «Опять война». Сделаны они в духе привычного «Несчастного случая» - равно как, и ситуативный арт-роковый «Праздник», озвучивающий в мюзикле сцену открытия памятника Лаврентию Берии. Примерно то же самое касается и хардовой «#нетрезведь», которая одновременно озвучивает алкоголизм рефлексирующего героя спектакля Вергилия, и отлично вписывается в цикл «пьянящих» творений Алексея Кортнева, типа «05-07-033», «Слезы мужчин» и «С первого по тринадцатое». Ремарки между песнями здорово расширяют их контекст. А обилие жанров впечатляет – вплоть до задействания ярмарочного балагана «а вот куплеты мутантские» в последнем треке.
Сектор Газа «Трибьют» (2 СD)
Изданием нынешнего трибьюта занимаются прямые наследники и последователи Юрия Хоя, что очень благотворно сказалось на конечном результате. Прежде всего, потому что они отвечали не только за организационную, но и за творческую составляющую. Один из продюсеров проекта Сергей Ким исполнил со своей группой «Сектор Газовой Атаки» «Утопленника», передав эмоционально, но без неуместного надрыва огромную жажду любви, которая не покидает человека даже после смерти.
Шаблонное представление о том, что песни Хоя интересны только недалеким провинциальным панкам да дворовым гопникам, рушится на глазах. Особенно – когда группа «ДДТ» интригует в «Ночи перед Рождеством» контрастным сочетанием электронных припевов и фолковых куплетов. Или группа «СерьГа» в «Пора домой» поначалу и впрямь вкрадчиво «наводит грусть» медитативным вступлением, а потом пускается в мощный гитарный отрыв. «Каждый из нас хочет домой», - печально пел Сергей Галанин в своей ранней песне «Чертополох». Теперь же под «домом» он скорее понимает вожделенный рай, воспетый им недавно в альбоме «Приметы». А «7Б» исполнили «Туман» по-домашнему уютно.
Аквариум и Ли Скрэтч Перри «In Dub Bonus Game»
В прошлом году Борис Гребенщиков умудрился выпустить шесть (!) новых альбомов. Но даже в этой разнокалиберной обойме релиз «In Dub Bonus Game» стоит особняком. И дело дадже е в том, что инициатором диска выступил обычный растаман из глубинки Левша Пацан, который озаботился организации поездки на Ямайку, сбором на нее средств и записи альбома «Аквариума» в силе даб с великим Ли Скретчем Перри.
Второй альбом из задуманной трилогии состоит из дублей и ауттейков к основной – первой – пластинке «In Dub». Полноценных песен тут нет, зато есть множество насмешек над поверженным Вавилоном (которому мудрый Перри посылает свое большое «фу») и прочих дурачеств. Слово «Игра» в название релиза вынесено не случайно. Ведь треки для нее подбирались компьютером по рандомному принципу, а звуковые эффекты нередко напоминают о дополненной реальности «восьмибитных» игр.
АукцЫон «Мечты»
«Мечты» - местами взвинченный, а местами подозрительно спокойный альбом о гонке за грезами, в которой нет никакого резона, потому что изменчивый мир все равно подведет, и все будет так, как оно быть должно. В пружинящей акустической «Догоняя волны» ощутимо стремление поймать свою волну, взамен которой однако все время попадается созвучная ей война. В песне «Мечты» герой все же умудряется проспать свои заветные чаяния, которые растворяются над ним в итоге, как облака.
Что остается? Не отсвечивать и уповать на более удачные обстоятельства. В минималистичной «Затаись и жди» Олега Гаркуши утверждается эскапистский путь ухода в себя. Недаром она посвящена Егору Летову, поэзией которого, вероятно, навеяны строчки «плечо к плечу — горячо» (ср. с «тронет за плечо — поцелует горячо».
Сергей Бобунец «Одиночество навсегда»
У Сергея Бобунца получился невероятно честный и на редкость пронзительный альбом о невозможности любви и творчества и невозможности жизни без них. Обе реальности сходятся в одной точке в финальной песне альбома «Невинная звезда», написанной в соавторстве с владельцем «ТелеКлуба» Олегом Кумышом.
«Пролив чернила в молоко» - это одновременно и об отданной первому встречному невинности, и о невыразимости глубинных переживаний на девственно чистом листе. Познав непередаваемость сокровенных чувств «просто словами», Сергей Бобунец прибегает в финальном треке к «просто музыке», предлагая нам инструментальную репризу «Невинной звезды» с потрясающе красивой оркестровой аранжировкой.
Центр «Абсолютное почтение человека»
Альбом состоит сразу из трех разделов, причем они взаимопроникают друг в друга. Самый пространный и весомый — заглавный. Посвящен он судьбе диктаторских режимов в современном мире. Беря на вооружение столь серьезную и щекотливую тему, Василий Шумов отнюдь не голословен. Прежде, чем вынести цикл на суд поклонников, он изучил статистические данные и таблицу диктаторских режимов, где государства расположены по мере убывания в них демократических свобод.
Ниточку к следующему разделу «Указ от 18.08.1960 о расширении городской черты Москвы» Василий Шумов изящно перебрасывает в треке «За любимым руководителем»: «Бродим вокруг новодела». Тоталитарный госконтроль за всеми гражданами и документ, положивший началу обезличивания Москвы и ее городов-спутников действительно оказываются одного поля ягодами. Когда сталкиваешься с таким обилием критики, поневоле задаешься вопросом, а как быть с созидательными посылами? Их тоже есть у группы «Центр», и они сосредоточены в третьем разделе «Фестиваль центробораторов», посвященном тем музыкантам, которые записывалист с «Центром» дистанционно.
Нуки «Волки смотрят в лес»
Манера Нуки (Дария Ставрович из группы «СЛОТ», участница шоу «Гллос») - это низвергающаяся лава, не знающая ни пощады, ни преград. Ее безудержные рулады накладываются на яростные гитарные атаки - но вместо ощущения нечленораздельного грохота волшебным образом начинает при этом доминировать боль и сострадание. Особенно поразительно этот эффект проведен в «Пищевой цепочке» и «Выноси». В лирических «Воронах» к груву подключается симфонизм, который таким же удивительным образом выглядит не менее зазубренным.
Секрет, думается, стоит искать в апелляции музыкантов к первобытной душе человечества (см. дизайн альбома), благодаря чему эмоции возвращают себе первозданную силу и свежесть. По такому же принципу сделан кавер на песню Джан Ку «Деньги» из которого изъят блюзовый фрагмент, ассоциирующийся с питерской богемой, и добавлены «ритуальные» регги-краски в вокал. Пройдя сквозь недостроенные леса новостроек, Нуки и ее спутники попадают в зачарованный лес «Алисы в стране чудес» - и выигрывают!
Черная Ленточка «Родной»
«Родной» - это про детство, потерянную страну, постоянное возвращение к истокам. Об эпохе, когда деревья были большими, Владимир Селиванов поет без тени ностальгии и сентиментальной расслабленности. Напротив, постоянно упоминающиеся в альбоме березы (как неотъемлемая примета русского пейзажа) появляются в альбоме в жутковатом контексте. Они то прорастают сквозь бездыханное тело героя, то служат ему «мясом» (вероятно – реминисценция на заметно повлиявшую на Владимира Селиванова «Поветь о настоящем человеке» Бориса Полевого).
Финал альбома – «Стертая память», об амнезии, которая избавляет от ненужного мельтешения впечатлений и тянущих на дно привязанностей. Однако в CD-версии предусмотрены еще четыре бонуса, в которых разворачиваются самые драматичные события. В мелодекламации «В театре» появляется распятый на звезде Сатана – примета свершившегося Армагеддона, так однако и не утихомирившего обывателей, смотрящих на все высокомерно из лож. «Полный п…» - иначе об этом и не скажешь. Но подоспевший напрямую из последнего альбома «Красных Звезд» «Поезд Апрель» утверждает окончательное торжество над смертью тех, кто, презрев пространство, время и сады земных наслаждения, воскрес вместе с Христом.
Оргия Праведников «Время будить королей»
В прошлом – двойном – альбоме «Для тех, кто видит сны» «Оргия Праведников» отдавала дань двум усопшим «воинам духа» - Джерому Д. Сэлинджеру и Егору Летову. Теперь настало время будить пассионариев – даже если на их месте остался один единственный «последний воин мёртвой земли». Времена, культуры, религии и даже репутации здесь не так уж важны.
В конечном итоге, альбом призван пробудить в каждом слушателе «внутреннего короля», а сделать это можно разными методами. «Оргия Праведников» гордится тем, что все меньше пишет песен в привычном понимании этого слова. И действительно, такие эпики альбома, как «Время будить королей», «От Бога до земли», «Северный ветер» ближе по своей усложнённой форме (с хорами, ролевыми партиями и оркестровыми вставками) к мистериям и литургиям.
Фото автора, обложки предоставлены издателями
Комментарии читателей Оставить комментарий