Янка Дягилева «Крестовый ноль»

Сергей Гурьев уже несколько лет работает над книгой о Янке Дягилевой. Процесс оказался долгим и непростым, но его приятными побочными эффектами стали издания нескольких раритетных записей певицы. Нельзя сказать, что они вовсе не известны поклонникам, однако сама их компоновка и подача, безусловно, уникальны. О выходе авторской версии первого альбома Янки «Не положено» мы недавно писали. На очереди — еще одна акустика «Крестовый ноль».
Песни этого релиза фиксировались в общежитии работников фирмы «Каскад» на Красном проспекте 155 Новосибирска. Именно здесь друг Егора Летова и Янки Дягилевой — небезызвестный Валерий Рожков — приютил ее в комнате своего приятеля Сергея Литаврина, постоянно ездившего в командировке. Здесь Янка регулярно записывалась, и сессии 1988-1989 годов составили этот альбом.
Материал этот известен поклонникам Дягилевой, главным образом, по бонусам четырехдисковой антологии и раритетного диска «Красногвардейская». Но в таком составе и сведении они издаются впервые. Немаловажный фактор: между дублями не вырезаны разговоры участников процесса. Благодаря этому многие в корне пересмотрят свои устоявшиеся представления о Янке.
Первые 13 песен, записанные в начале мая 1988 года заставляют поверить Егору Летову, утверждавшему, что его боевая подруга на самом деле была «веселейшим человеком». Операторы записи пытаются командовать Янкой, в финале «Столетнего дождя» она от них небрежно отмахивается, будто от навязчивых ухажеров. В финале «Только дождь вселенский нас утешит» Янка получает одобрение. С этого момента она становится сговорчивее и соглашается с коррективами. Предложение «доиграть менуэт» после сверхкраткой «Печаль моя светла» она встречает смехом, но все же импровизирует почти на минуту — правда, не столько менуэт сколько цыганочку. В «От большого ума» наблюдаются интересные варианты текста: «дыры» вместо «струпьев» и «общественный» вместо «бессмысленного» схода.
Следующая сессия диска (март 1989) открывается песней «Чужой дом» в единственном известном акустическом варианте. Здесь все уже довольно брутально: никаких комментариев (а уж тем более — шуток) здесь нет, а песни депрессивны, как на подбор: «Продано», «Домой», «Ангедония»… Венчают релиз ранние невероятно загнанные версии «Деклассированным элементам», «Про паучков» и дуэт с Анной Волковой «Лучина» (народная «То не ветер ветку клонит»).
Кстати, Анну Волкову (равно, как и Валерия Рожкова, и других свидетелей записей) можно созерцать в буклете. Все архивные фотографии четко подписаны, за что составителям — огромная благодарность. Равно, как и за изображение общежития фирмы «Каскад» на обложке, которое автоматически придает релизу в том числе и краеведческую ценность.
Комментарии читателей Оставить комментарий