Исследователи открыли два типа вулканических молний

17:10 21.05.2012
Вулкан Редаут. Фото с сайта groundtruthtrekking.org

Установленная исследователями из Института горного дела Нью-Мехико сеть наблюдательных пунктов около вулкана Редаут (Аляска) позволила ученым обнаружить 2 типа молний, которые возникают в момент извержения, а также им удалось зафиксировать с беспрецедентным разрешением электрическую активность в облаке вулканического пепла, сообщает Nature News.

Наблюдательные пункты оснащались детекторами ультракоротковолнового радиоизлучения, а за все время извержения исследователи наблюдали за шестнадцатью мощными штормами, которые позволили ученым собрать огромное количество данных для дальнейшего исследования, в ходе которого выяснилось, что вулканические молнии можно разделить на 2 типа – небольшие (возникают у самого кратера) и мощные (высоко в облаке пепла). В настоящее время ученые склонны полагать, что оба этих типа молний имеют разную природу.

Что касается первых, небольших, низких молний, то, по мнению исследователей, они являются результатом электрических процессов в магме при ее дроблении на множество мелких частиц.

Второй тип – мощные молнии, возникают в облаке пепла при падении температуры ниже –20 градусов Цельсия (когда переохлажденные капли воды замерзают). По словам ученых, подобные процессы приводят к разрядам в облаках во время гроз.

Помимо всего прочего, исследователями была замечена корреляция между высотой облака пепла и мощностью, а также частотой возникающих молний.