2012 год: под знаком апартаментов

По данным аналитиков компании «Метриум Групп», в 2012 году рынок пополнился 19 новыми проектами, за счет чего общее число комплексов с апартаментами увеличилось более чем в два раза. Если планы девелоперов по выводу новых проектов с апартаментами будут реализованы, то их доля от всего рынка жилья в 2013 году может составить 25%, то есть четверть.
Всего в продаже в настоящее время находится 32 объекта с объемом предложения более 1 900 единиц. Столь «плодовитый» на апартаменты год - результат бурного докризисного развития рынка коммерческой недвижимости.
«Тогда на рынок вышло большое количество проектов по строительству офисных зданий и МФК, в результате чего рынок стал близок к насыщению, - поясняет Мария Литинецкая, генеральный директор «Метриум Групп». - Понимая это, застройщики, имеющие в портфеле площадки с нежилым целевым использованием, после кризиса стали перепрофилировать проекты под апартаменты - наиболее простой и экономически эффективный путь. В результате этого мы и видим сейчас столь активный выход на рынок проектов с апартаментами».
Более половины всех комплексов (60%) расположено в Центральном округе Москвы. По количеству апартаментов в продаже также лидирует ЦАО – 39%, на втором месте – САО (24%).
В Центральном административном округе и самые высокие цены на апартаменты. В ноябре средняя стоимость в ЦАО составила около 323 тыс. руб./кв.м. Максимальная стоимость квадратного метра (988 тыс. руб.) зафиксирована в «Резиденции Знаменка» за 9-комнатную квартиру площадью 273 кв.м. Наиболее доступные варианты расположены в САО (средняя стоимость – 136 тыс. руб./кв.м).
Тенденция к увеличению числа комплексов апартаментов продолжится в Москве и в следующем году. Уже сейчас известно о нескольких проектах, которые выйдут на рынок в ближайшее время. Кроме того, в следующем году ожидается вывод нескольких проектов нижнего ценового уровня – комфорт-класса. Эти проекты были заморожены в кризис и, скорее всего, будут «реанимированы» в ближайшее время.
Что касается спроса на такой тип жилья, то четкой статистики, накопленной по итогам его реализации, пока еще нет. «На текущий момент это все же развивающийся рынок, и спрос еще в процессе формирования, - комментирует Мария Литинецкая. - На начальном этапе формирования сегмента проекты всегда продаются несколько хуже, чем когда уже наберут обороты и будут у всех на слуху. Поэтому новые проекты пока еще не показывают гиперактивных продаж, и это нормально. Стоит отметить также, что апартаменты – это специфический продукт, и ожидать от их реализации аналогичных темпов продаж, как от квартир, не стоит».
Как известно, главным «тормозом» развития формата апартаментов долгое время оставалось отсутствие возможности постоянной прописки. В апартаментах разрешена лишь временная регистрация. Однако если раньше собственник апартаментов мог зарегистрироваться на один год, то сейчас разрешен более длительный срок – до 5 лет.
Еще одним из минусов данного формата является тот факт, что у застройщиков не возникает обязательств по обеспечению комплексов социальной инфраструктурой, так как формально апартаменты – это не жилье. Однако в последнее время высокая конкуренция толкает застройщиков на создание более комфортной среды, например, на строительство детских садов.
Комментарии читателей Оставить комментарий