Столичные микрорайоны лишатся школ и поликлиник

Российская столица оказалась на пороге одной из самых крупных градостроительных реформ. Согласно проекту новых правил квартальной застройки, московские кварталы будут уплотнены — строить жилые дома будут в два раза ближе друг к другу, чем сейчас.
При этом, пишет РБК, жилые зоны будут лишены детских садов и школ — их, как и прочие социальные учреждения, выделят в отдельные кластеры. Освободившаяся таким образом земля будет использована для развития дорожной сети, что, по мнению авторов концепции, избавит столичных жителей от пробок.
Проект новых правил был подготовлен Гильдией архитекторов и проектировщиков по заказу Москомархитектуры. В случае, если их инициативу одобрят столичные власти, застройщикам при возведении новых жилых кварталов придется неукоснительно их соблюдать.
Несомненно, главной новацией предложения стало разделение жилых домов и объектов социальной инфраструктуры, таких, как школы, детские сады, поликлиники.
Архитектурный критик Григорий Ревзин, который успел хорошо ознакомиться с документом, рассказал изданию, что главная проблема развития дорожной сети в городе — это... поликлиники и детские сады. Так, по существующим нормативам, запрещено строить жилье ближе 500 метров от школы или дошкольного учреждения. Из-за этого микрорайоны буквально разбухают, а между зданиями образуются огромные свободные территории, использовать которые невозможно.
В результате такого «неразумного» использования земельных участков, по словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, мы имеем «неопрятное благоустройство, гигантские неконтролируемые пространства, нижайший уровень социального контроля».
Новые правила должны ликвидировать эту проблему. Так, если они вступят в силу, в Москве будут возводиться три-четыре квартала, состоящих исключительно из жилых домов, а по соседству будет располагаться квартал с социальными учреждениями. Главным критерием, по словам начальника отдела нормативной базы Гильдии архитекторов и проектировщиков, будет шаговая доступность таких соцкварталов.
Предполагается, что в микрорайонах, которые будут строиться по новым правилам, дворы будут максимально закрыты. И не только от посторонних: проектироваться новые кварталы будут так, чтобы во двор проникало как можно меньше шума и автомобильных выхлопов от близлежащих дорог. Попасть в такие закрытые дворы можно будет через специальные небольшие проезды. По словам архитектора Александра Моргулецы, ближайшим аналогом таких дворов можно назвать знаменитые дворы-колодцы в Санкт-Петербурге.
Освободившееся место, рассказывает Григорий Ревзин, будет использовано для создания разветвленной сети пешеходных и автомобильных дорог. А с дорогами в Москве сейчас дефицит.
«Учитывая, что сейчас некоторые микрорайоны растягиваются на 1,5 км, в новой концепции уплотнение кварталов даст городу по 0,5—1 км с каждого», - пояснил эксперт выгоду новых правил.
Окончательная редакция новых правил, рассказали в Москомархитектуре, предположительно будет утверждена в декабре. К тому же пока неизвестно, станут ли эти правила обязательными к исполнению либо будут носить сугубо рекомендательный характер.
Впрочем, как показывает практика, и в первом, и во втором случаях правила застройщиками исполняются. Девелоперы слишком дорожат заказами от городских властей, чтобы воспринимать их рекомендации исключительно как рекомендации.
По мнению Григория Ревзина, принять новые правила могут уже в начале следующего года. Принудить застройщиков к их исполнению, по словам эксперта, очень просто: власти Москвы попросту перестанут утверждать проекты, не отвечающие новым требованиям, а также начнут пересмотр уже утвержденных, но еще не вступивших в стадию реализации проектов. Впрочем, считает эксперт, каких-то серьезных убытков столичным застройщикам новые правила не принесут.
Представители строительных компаний подтвердили РБК, что введение новых требований вряд ли существенно отразится на их бизнесе. Так, руководитель пресс-службы «Сити XXI век» Сергей Лядов заявил, что для девелопера нет большой разницы, где строить детский сад — внутри микрорайона или в соседнем квартале. По его словам, главное, чтобы планирование территории было произведено грамотно.
Впрочем, не обошлось и без небольшой критики в адрес проекта новых правил. Так, директор по маркетингу MR-Group Евгения Старикова заявила изданию, что вывод школ и детских садов за пределы жилых кварталов может привести к возникновению пробок даже при более развитой, чем нынешняя, сети дорог.
Кроме того, пока неизвестно, как сами москвичи отреагируют на новую инициативу властей, ведь одно дело, когда школа или детский садик находятся прямо под окнами дома, и совсем другое, когда вести ребенка в школу придется в другой квартал.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Что-то не понял, это мы о чем? Втиснуться в существующую инфраструктуру - это не уменьшить, а повысить плотность застройки. Можно ведь на месте сносимого квартала пятиэтажек, например, создать зеленую зону с аллеями для прогулок, велосипедными дорожками и т.д. Для этого не нужна особая инфраструктура. Нет же, лепят многоэтажные дома, где народа живет на порядок больше, чем в пятиэтажках в расчете на единицу площади московской земли. Главное - бабло, а на жителей - наплевать. И вообще, вы, любезный, о каком городе говорите, о Москве, или Киеве?
Уменьшать плотность застройки не получается уже не только в центре но и в пригороде потому как втиснуться уже в существующую инфраструктуру с коммуникациями, поликлинникой, магазинами и т.д. становится дороже и дороже. Будущее за монолитно-каркасной технологией где кирпич или пенобетон не играет несущей роли да и класс пожаростойкости в разы выше.
С окончинием выборов как всегда однобокие услуги ,все проблемы.
Для трехголового тролля Первого-Льва-Сергея, ангажированного градостроительной мафией.(Зачем вам 3 ника при одной тушке? Наверно, для того, чтобы создать видимость массовости народной поддержки бредовых законопроектов, не иначе...)
Как думают наши власти, знают все москвичи. Это - точечная застройка, когда многоэтажные башни впирают в любой незастроенный клочок территории, обычно на место остатков зеленых насаждений
и детских площадок, увеличивая и без того зашкаливающую плотность населения, это - идиотская застройка вплотную к дорогам, так, что их потом при всем желании расширить невозможно (и эта застройка уже шла отнюдь не при СССР), это - реальное, а не на бумаге, расположение детских садов и школ (я не знаю в Москве ни одного
детского учреждения, чтобы от него было 500 метров до ближайшего жилого дома, это значит, что нормы всегда нарушались, и никакого выигрыша от нового законопроекта не будет). А вот опасность такого закона налицо, зная, как у нас можно вольно трактовать любой закон: станут просто лепить каменные колодцы друг рядом с другом (не властям и застройщикам ведь там жить!), а дороги проложат, как получится, и будет у нас еще более плотный муравейник со стоящим в пробках транспортом.
А проблема решается на самом деле просто: надо уменьшать плотность застройки и этажность зданий, тогда и людям будет жить комфортней, и проблема парковок и пробок решится сама собой.
Только на это власти и градостроители никогда не пойдут, ибо у них в каждом глазу по баксу....
Если эти так называемые спец. кварталы со школами и поликлиниками будут находиться рядом с жилыми, то вполне разумное решение. Это будет удобно со всех точек зрения.