Города Италии: Рим

Рим (Roma) — столица Италии, административный центр Римской провинции и области Лацио. «Все дороги ведут в Рим», — гласит древняя мудрость. Вот и сегодня в этот самый крупный в Италии и один из древнейших городов мира приводят рано или поздно дороги путешественников по Европе. Сама атмосфера этого «вечного города» создает у каждого ощущение прикосновения к Истории. Город основан, по преданию, в 753 году до нашей эры. В его пределах расположен город–государство Ватикан — резиденция папы римского, главы католической церкви. Ежегодно Рим посещают 3,3 млн. иностранных туристов. Университет в Риме существует с 1303 года, консерватория — с XVI века. Город называют одним из самых зеленых в Европе. Крупные международные аэропорты Леонардо да Винчи ди Фьюмичино и Чампино связывают столицу Италии с другими городами мира. В апреле, мае, начале июня — время цветов и благоухающих растений, и в Риме еще не так жарко. В августе город пустеет, римляне спасаются от изнуряющей жары, уступая на короткое время место туристам. Говорят, что в Риме много призраков: в Колизее бродят души замученных рабов; около городской стены Муро Торто появляются захороненные здесь нарушители закона; престижные улицы посещают высокопоставленные «гости». Легенда гласит, что красавица Лоренца Феличини, жена графа Калиостро, публично обвинившая мужа в колдовстве на площади Испании, из-за чего его казнили, бродит здесь холодными вечерами. Несмотря на зловещие легенды в центре города вечером всегда оживленно и людно, на площадях Навона и Испании выступают уличные артисты, выставляют свои работы художники. Именно вечером Рим полностью преображается и пропадает ощущение времени. Шедевры итальянской живописи и скульптуры собраны в Ватиканских музеях, галерее Боргезе, Капитолийском музее, Латеране, многих церквах и дворцах города. Известны Национальный римский музей, расположенный в термах Диоклетиана (306), Национальная галерея современного искусства, Национальный музей народных искусств и традиций, Национальный кабинет гравюр, галереи Дориа-Памфили, Колонна, Паллавиччини. Несомненно, чтобы изучить все достопримечательности этого великого города, не хватит и жизни. Но все же существует и общепринятый список достопримечательностей. Есть Рим древний, есть Рим средневековый, есть Рим христианский, есть Рим барокко, есть Рим современный, есть театральный и музыкальный, есть блестяще-светский и магазинный… История Рим издавна известен как город на семи холмах. В 6 в. центром поселений стал Форум Романум на Палатине. Здесь, на Палатине, показывали хижину основателя города — Ромула, здесь находились самые древние храмы, статуя волчицы, выкормившей Ромула и Рема и др. святыни. Впоследствии, в период римских завоеваний и создания империи, здесь располагались дворцы императора и самых богатых людей. Именно от названия Палатина происходят слова «палаццо» — дворец, «паладин» — рыцарь, придворный и русское слово «палаты» — богатый дом, роскошные комнаты. Другие холмы: Капитолий — древнейшая крепость и храм Юпитера, а также Юноны, Авентин (в древности плебейский холм), Целий, Эсквилин, Квиринал и Виминал; позднее в число холмов вошли Ватикан (здесь сейчас папское государство), Яникул и Пинций, но, говоря о римских холмах, всегда называли число «семь», так как это — сакральное число. Подчинив себе Лациум (совр. Лацио) и остальную Италию, Рим стал столицей огромного государства — Рима Древнего. Это был самый большой и населенный из городов древности (до 2 млн. в период империи). Самые знаменитые памятники античности — Форум Романум, Колизей. С переносом столицы в Константинополь (330) утратил политическое значение, местопребыванием императоров Западной Римской империи стала Равенна. Пришел в упадок после нападений варварских племен (вторжение вестготов во главе с Аларихом в 410, вандалов в 455, восстания Одоакра в 476), во время войн Византии с остготами неоднократно переходил от одной стороны к другой. С 552 под властью Византии, но в период господства в Италии лангобардов (с 568 до сер. 8 в.) фактически управлялся римскими епископами — папами. С 756 — столица Папской области, религиозный центр Европы. Папа Лев III, короновав в Риме императорской короной Карла Великого, подчеркнул преемственность Священной Римской империи по отношению к Древнему Риму, но на протяжении дальнейших веков между папами и императорами шла тяжелая борьба за власть в городе и право назначать на должности духовных лиц (борьба за инвеституру). В этот период Рим не раз захватывался войсками императоров. Убежищем пап стал Замок Св. Ангела, но он не раз становился и тюрьмой для них. В 1084 Рим в очередной раз разрушен норманнами Роберта Гвискара. На обломках античных зданий в средние века строятся типичные феодальные замки, на месте античных храмов — нередко церкви. Горожане Рима не раз пытались установить республиканское правление по примеру других итальянских городов (восстание Арнольда Брешианского в 1143, попытка возрождения древнеримской республики Кола ди Риенци в 1347). В период Авиньонского пленения пап влияние понтификов ослабело (1309-1378). Богатые и влиятельные семейства Савелли, Аннибальди, Сеньи, Орсини, Колонна борются за власть со 2-й половины XIV в. и вплоть до середины XV в. Все они строят себе богатые резиденции, виллы. Даже после возвращения папской резиденции в Рим былого могущества добивается лишь Сикст IV (1471-84). Так называемые «ренессансные папы» — Мартин V, Николай V, Сикст IV, Пий II, Юлий II, Лев X — украшают город многочисленными церквами (прежде всего, это Собор Святого Петра), дворцами, заботятся о благоустройстве улиц, приглашают великих художников и архитекторов. Сильный урон нанес Риму разгром войсками императора Карла V в 1527. Папа Сикст V (1585-90) производит грандиозные постройки, которые поручает архитектору Доменико Фонтана. Этот архитектор составил один из лучших планов развития города, когда-либо возникавших в Европе, но он не был осуществлен до конца. В период Реформации значение Рима как единого религиозного центра Европы сильно упало. В XVIII веке Рим уже явно отставал от других столиц Европы по развитию канализации, освещения, городского снабжения. В 1798 Рим оккупируют войска французской Директории, там провозглашена республика 1798-99. В 1808 в город входят войска Наполеона, который в 1809 ликвидирует светскую власть папы, а город и значительную часть Папской области присоединяет к Французской империи. В этот период из Рима вывезено много культурных ценностей, но император субсидирует и строительство, стремясь сделать древнюю столицу самой великой империи прошлого одной из жемчужин своей короны. С 1814 папы возвращаются в Рим, но светская власть их кажется уже архаизмом. После революции 1848-49 Дж. Мадзини и Дж. Гарибальди провозглашают вторую Римскую республику. Для ее ликвидации в город снова входят французские войска, которые остаются здесь до 1870, когда тяжелое положение Франции во время франко-прусской войны заставило вывести гарнизон. Сюда вошли гарибальдийцы. В результате Рисорджименто с 1871 Рим — столица объединенного Итальянского королевства (об отношении к этому пап см. Римский вопрос ), с 1946 — Итальянской республики. 8 сентября 1943 оккупирован войсками фашистской Германии, освобожден англо-американскими войсками 4 июня 1944. В настоящее время в Риме сосредоточены государственные органы власти, правительственные учреждения, центры политических партий и общественных организаций. Планировка, архитектура, достопримечательности Рим живописно раскинулся на холмистых берегах Тибра. Сложившись на холмах Капитолий и Палатин, древний город распространился на соседние холмы Эсквилин, Авентин, Виминал, Целий, Квиринал, низину до излучины Тибра — Марсово поле, и перекинулся на правый берег реки — район Трастевере. По богатству архитектурных памятников с ним не может сравниться ни один город мира: в нем сохранились не только отдельные памятники античности — Колизей, Пантеон (27 г. до н. э.), театр Марцелла (44 до н. э. — 13 н. э.), храмы Весты и Фортуны Верилис (1 в. до н. э.), триумфальные арки, термы, остатки древних стен, мост Адриана (135-140), акведук Клавдия (38-52), но и целые архитектурные ансамбли древности, как, например, Форум (с 6 в. до н.э.), включающий храмы Кастора и Поллукса (484 до н.э.), Антонина и Фаустины (141), базилику Максенция, или Константина (315), триумфальные арки Тита (81) и Септимия Севера (203). В Риме сохранились почти в нетронутом виде целые средневековые кварталы (например, Трастевере), дворцы и церкви эпохи Возрождения и более поздних времен. При Сиксте V (1585-90) в городе были проложены прямые улицы, связавшие районы в единую систему. С превращением в 1871 Рима в столицу Италии его рост стал особенно интенсивным, застраивались преимущественно доходными домами восточные и юго-восточные районы. Большинство римских вилл оказалось включенным в городскую черту, а многие из их парков стали общественными. В соответствии с генеральным планом 1873 были проложены новые транспортные артерии (Корсо Витторио Эмануэле, Виа Национале), строились многочисленные здания и ансамбли помпезно-эклектического характера. В 1930-е гг. был сооружен комплекс несостоявшейся Всемирной выставки, проложены новые магистрали, снесены некоторые ценные исторические кварталы. После Второй мировой войны вокруг Рима выросли обширные новые районы, причем одни из кварталов (например, Париоли) застраивались богатыми виллами, утопающими в зелени, а другие — многоэтажными доходными домами, не имеющими архитектурных достоинств. Рим растет во всех направлениях, но прежде всего в двух — вдоль Тибра по направлению к морю и на восток. Промышленность развивается больше на восточной окраине. Построенная к Олимпийским играм 1960 магистраль Виа Олимпика, а позднее — скоростная кольцевая автострада, тоннели и пересечения на 2-х уровнях облегчили решения транспортных проблем. Доминантным сооружением панорамы Рима является грандиозный собор Св. Петра (1506-1614) — творение великого Микеланджело и др. К наиболее известным архитектурным памятникам относятся раннехристианские: катакомбы Сан-Себастьяно (крипта — 1-2 в.), Домициллы (1-4 в.), Калликста (2-3 в.), базилики Сан-Джованни ди Латерано (311-314), Сан-Лоренцо Фуори ле Мура (330), Санта-Мария Маджоре (4 в.); средневековые: Сан-Стефано Ротондо (6 в.), Санта-Мария ин Трастевере (1140), Санта-Мария ин Арачели (1250), Санта-Мария сопра Минерва (1280); творения Ренессанса: палаццо Венеция (1452), Канчеллерия (1511), Палаццо деи Сенаторе (1546), Пьяцца дель Пополо (16 вв.), палаццо Квиринале (1574), церкви Сан-Пьетро ин Монторио (1480-е), Санта-Мария делла Паче (1480-е), Сант-Элиджо дельи Орефичи (1509), Иль Джезу (1568-84), Сан-Луиджи деи Франчези (1588); памятники нового времени: палаццо Боргезе (1615), Барберини (1663), Фальконьери (1641), Дориа-Памфили (18 в.), церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1658), Сант-Иво алла Сапиенца (1660), Сант-Андреа делла Вилле (1663); исторические монументы: Колонна Траяна (114), древнейшая конная статуя Марка Аврелия (2 в.), памятник Виктору-Эммануилу II (1911); множество фонтанов, в т. ч. Треви (архитектор Никколо Сальви, 1730-62), в который бросают монетки, чтобы вновь увидеть «вечный город». Площадь Венеции и Дворец Венеции Площадь Венеции (пьяцца Венето) находится в самом центре Рима и представляет собой сердце города. На этой площади прямоугольной формы торжественно возвышается памятник Виктору Эммануилу II. Отсюда лучами расходятся самые главные улицы Рима: виа дель Корсо, Четвертого Ноября, улица Плебисцита, проспект Виктора Эммануила, ведущий к собору Св. Петра, и, наконец, Фори Империали, проходящая мимо руин Римского форума до самого Колизея. Благодаря своему положению площадь Венеции считается отправным пунктом и ориентиром различных туристических маршрутов. На площади находится одноименный дворец . Он построен в 1455 году по воле кардинала Пьетро Барбо, будущего папы Павла II. Некоторые искусствоведы считают автором его проекта знаменитого архитектора Леона Баттисту Альберти. Будучи одним из первых в городе сооружений начального периода эпохи Возрождения, здание отличается чрезвычайной строгостью форм. Фасад кирпичного цвета украшен тремя рядами окон из белого мрамора. Особенно интересны окна бельэтажа в форме гвельфского креста. Сейчас здесь расположен Музей дворца Венеции, в котором размещены художественные произведения эпохи Средневековья и Возрождения, а также коллекция керамических и серебряных изделий различных эпох. Заслуживает внимания посетителей Парадный зал, в котором экспонируются ценнейшие фламандские, немецкие и итальянские гобелены XV и XVI веков, а также богатая коллекция старинного оружия периода от IX до XVI века. Коллекция серебра размещается в двух залах, где, наряду с интересными экспонатами серебряных изделий и часов, хранятся и настоящие шедевры, как например. «Крест семьи Орсини» (1334 г.) и «Триптих Альбы Фученсе». К Венецианскому дворцу примыкает собор Св. Марка, воздвигнутый в IV веке, но полностью переделанный после продолжительных реставрационных работ в 1455-71 гг. по приказу кардинала Пьетро Барбо. Ренессансный фасад — по всей вероятности работы архитектора Джованни Да Майано — украшен изящным трехарочным портиком, который завершается лоджией Освящения. Интерьер собора, после реставрационных работ Ф. Бариджони 1740-50 гг. оформлен в чистом стиле барокко. Заслуживает внимания кессонный потолок работы Джованнино и Марко Де Дольчи. В апсиде сохранилась великолепная мозаика IX века с изображением Христа, Апостолов и Святых. В ризнице же представлен алтарь работы Мино да Фьезоле и картина «Св. Марк Евангелист», Мелоццо да Форли. В скверике Св. Марка стоит одна из «говорящих» статуй Рима — Мадама Лукреция, изображающая, согласно некоторым источникам, богиню Исиду. На площади возвышается монумент «Викториан». Спроектированный Д. Саккони и воздвигнутый в честь Объединения Италии, он призван прославлять Отечество, Рисорджименто (то есть движение за воссоединение страны) и Воинскую доблесть. Строительство комплекса началось в1885 году, но для его завершения понадобилось целых сорок лет. Широкая центральная лестница ведет к Алтарю Отечества и могиле Неизвестного солдата, где захоронен прах безымянного воина, отдавшего жизнь за Родину в войне 1915-18 гг. Там постоянно стоит почетный караул. Над часовенкой в нише — статуя Рима, а слева и справа от нее — барельеф работы скульптора Анджело Дзанелли, прославляющий труд и любовь в отечеству. По обеим сторонам главной лестницы расположены фонтаны. Правый фонтан изображает Тирренское море, левый — Адриатическое. Прямо напротив этого фонтана — могила Публиция Бибуло I века до н. э. В центре ансамбля возвышается конная статуя короля Виктора Эммануила II скульптора Э. Кьярадиа. Массивный барельеф основания статуи, созданный Макканьини, олицетворяет главные города Италии. Обширная колоннада, украшенная аллегорическими группами, представляющими области Италии, завершается двумя пропилеями с бронзовыми квадригами, несущими крылатую Викторию. В здании располагается Институт истории итальянского Рисорджименто, библиотека и Центральный музей и архив Рисорджименто. Капитолий Холм (или даже гора) Капитолий — место одного из первых поселений в Риме, наряду с Палатином. Этот холм был свидетелем самых основных событий истории города. Здесь находился главный храм В самом центре холма расположена площадь Капитолия, в эпоху Ромула — место народных собраний. На одном из возвышений холма находится церковь Санта Мария д'Арачели, где раньше был алтарь цитадели города. А с западного обрывистого склона, который носил названиеТарпейской скалы, сбрасывали преступников и предателей. Там же можно видеть руины храма Юпитера (главного храма города). Архитектурный ансамбль Капитолия, ныне местопребывание Римского муниципалитета спроектирован Микеланджело по заказу папы Павла III. Площадь Капитолия окружена тремя дворцами. Справа находится Дворец Консерваторов, слева — Новый дворец, а в глубине площади — Дворец Сенаторов. На площадь ведет великолепная крутая лестница, тоже выполненная по проекту Микеланджело, у основания которой установлены два древнеегипетских мраморных льва. Завершается лестница величественными статуями Диоскуров, Кастора и Поллукса. Рядом, вдоль балюстрады, расположены Трофеи Мария, статуи Константина и Константина II и два верстовых столба с Аппиевой дороги. В центре площади возвышается знаменитая конная статуя Марка Аврелия. Согласно некоторым источникам, эта бронзовая статуя восходит ко II веку н. э. и была перенесена в 1538 году из Латерано папой Павлом III вопреки проекту Микеланджело. Статуя пережила разрушения языческих древностей христианами, так как считали, что она изображает императора Константина. Дворец, ныне местопребывание муниципалитета, выделяется торжественным фасадом с двухмаршевой лестницей, спроектированной Микеланджело. В нише под лестницей расположена статуя «Ликующий Рим» с шаром в руке — символ владычества Рима. По обеим сторонам статуи, символизирующие Нил и Тигр, переделанный позднее в Тибр. Здание было построено на античных развалинах Табулярия. За ним возвышается колокольная башня, построенная в XVI веке по проекту Мартино Лонги Старшего. Заслуживают внимания некоторые залы дворца: Зал Флагов или Городской управы. Зал Советов, в котором хранится статуя Юлия Цезаря и, наконец, Капитолийская протомотека с коллекцией бюстов знаменитостей, открытая в 1950 году. Идя дальше по Капитолийской улице, можно увидеть остатки знаменитого храма Вейове, древнего италийского божества, открытого во время реставрационных работ. Здание, расположенное справа от Дворца Сенаторов, было спроектировано Микеланджело по образцу соседнего Дворца Консерваторов. Оно было построено в XVII веке, когда было решено преобразовать площадь и придать ей нынешний совершенно уникальный вид. Во дворце находится Капитолийский музей, содержащий богатейшую коллекцию античных скульптур. Во дворе можно увидеть Фонтан Марфория, одну из "говорящих" статуй Рима. Коллекция музея, хранящаяся раньше во Дворце Консерваторов, была размещена здесь в середине XVII века. В вестибюле нас встречает статуя Минервы V века до н. э.; на первом этаже имеется три зала: зал с древнеегипетской коллекцией, правый зал с саркофагом Амендолы, II века, и левый зал - с интересными экспонатами, касающимися восточных культов. На втором этаже Кабинет Венеры, Зал Императоров, Зал философов, Зал Фавна, Зал Умирающего галла. Дворец Консерваторов перестроен в XV веке архитектором Джакомо Делла порта по проекту Микеланджело. Здесь находятся залы Консерваторов, Музей Дворца Консерваторов, Новое крыло, Новый музей и Капитолийская картинная галерея. Во дворе, наряду с другими экспонатами, можно увидеть голову статуи Константина, найденную в одноименной базилике. Среди знаменитых экспонатов — "Спинарио" в Триумфальном зале (бронзовая статуя I века до н. э., изображающая мальчика, вынимающего занозу); в Зале Волчицы находится знаменитая Капитолийская волчица, бронзовая скульптура V века до н .э., символ города Рима. Фигуры близнецов были добавлены в XV веке А. Поллайоло. В Музее Дворца Консерваторов среди скульптур, богатейшей коллекции греческих и этрусских ваз, многочисленных саркофагов достойны особого внимания: статуя "Эсквилинской Венеры" (Галерея Ламианских садов), необычайно тонкой работы погребальное ложе (Бронзовый зал), статуя Артемиды (зал Магистратов). В Новом крыле (1950-52 гг.) можно ознакомиться с археологическим материалом из Капитолийского храма Юпитера: с остатками самого храма и различными скульптурами. В Капитолийской картинной галерее, основанной в 1784 году папой Бенедиктом XIV, находятся такие шедевры как «Ромул и Рем» Рубенса, «Портрет неизвестного» Диего Веласкеса, «Святой Иоанн Креститель» Караваджо и картины других художников XVI, XVII и XVIII веков. В галерее Чини имеется богатая коллекция фарфоровых изделий XVIII века. На самом высоком месте Капитолия, где в античные времена был храм Юноны, ныне находится церковь Санта-Мария ин Арачели. К входу в церковь ведет крутая лестница, построенная в 1348 году на средства римлян в знак признательности Мадонне за то, что она спасла город от ужасной чумы. Легенда повествует о том, что церковь стоит на месте, где Август увидел женщину с младенцем и где он установил алтарь в честь "Помазанника Божьего". В Х веке получила название Санта-Мария Капитолийская, которое сохранилось до XIII века. Трехпортальный кирпичный фасад относится к XIV веку; люнеты боковых порталов украшены рельефной резьбой XVI века. Внутри храма, разделенного на три нефа 22 мраморными колоннами, сразу обращает на себя внимание великолепный мозаичный пол работы мастеров Космати. Интересна роспись свода (XVI в.), символически изображающая победу над турками под Лепанто. Богатство интерьеров не поддается описанию. Форум Романум В древние времена форум был площадью, окруженной храмами и памятниками, на которой сосредотачивалась вся городская общественная жизнь. Здесь проходили народные собрания, заседания Сената, выборы магистратов и судебные разбирательства, церковные праздники и религиозные обряды. В связи с быстрым экономическим и политическим развитием города стало недостаточно одного форума, и возникла необходимость строительства других. После падения Рима в 476 году форум превратился в пастбище для скота. Только начиная с 1700 г. возобновляется интерес к этому комплексу благодаря многочисленным раскопкам и археологическим исследованиям, которые продолжаются и по сей день. К Римскому форуму можно подойти с улицы Фори Империали, которая начинается с площади Венеции, слева от памятника Виктору Эммануилу II, или же спуститься с Капитолия, пройдя по Капитолийскому спуску и по улице Форо Романо. Второй маршрут позволит лучше осмотреть Портик Благославляющих Богов, храм Веспасиана, храм Согласия и Мамертинскую тюрьму. В Портике Благославляющих Богов, расположенном прямо под Табулярием, стояло 12 статуй, изображающих самых главных римских Богов. Сейчас можно видеть только остатки отдельных колонн. Рядом храм Веспасиана, воздвигнутый в 81 году Домицианом, о былом великолепии которого свидетельствуют три мраморные коринфские Колонны. Дальше видим остатки храма Согласия, названного так в честь прекращения вражды между патрициями и плебеями. Построенный в 367 году до н.э., он был реконструирован Тиберием. Недалеко от него церковь Св. Иосифа-покровителя плотников, построенная в 1598 году. Под ней находится знаменитая Мамертинская тюрьма, состоящая из двух помещений: Мамертинского карцера (II века до н. э.) и Туллианского (III века до н. э.), место заточения и гибели многих исторических лиц. Согласно преданиям туда был заключен и Святой Петр, который совершил чудо: из стен неожиданно хлынула вода, в которой он окрестил своих тюремщиков, обратив их в христианскую веру. Этой легенде обязано другое название здания — Святого Петра в узах. На противоположной стороне находится Церковь Святых Луки и Мартины, которая состоит из двух наложенных одна на другую церквей. Ныне подземное здание было построено в VI веке в честь Святой Мартины, верхняя же церковь относится к XVIII веку. У главного входа в Римский форум начинается улица Фори Империали. Справа от Священной дороги — Виа Сакра — которая проходила через Форум, можем видеть остатки Храма Эмилиев. Рядом Курия, место заседания Сената. В VII веке, после многочисленных перестроек, была превращена в церковь. Внутри можно посмотреть реставрированный пол и мраморные широкие выступы, на которых размещались деревянные скамьи сенаторов. Здесь же находится Траянскии Парапет, когда-то украшавший Ростровую трибуну, на котором изображены сцены походов эпохи Траяна и животные, которые обычно использовались при жертвоприношениях. Перед Курией Комиции, место, где собирались народные ассамблеи для избрания судей и публичного обсуждения различных проблем. А за ним, под надгробным памятником из черного мрамора (Lapis Niger), находится погребальная ниша, указывающая якобы на захоронение Ромула. На этом памятнике вырезана надпись VI века до н.э., самая древняя из дошедших до нашего времени. Близлежащая великолепная триумфальная Арка Септимия Севера была сооружена в 203 году в честь Септимия Севера и его двух сыновей — Каракаллы и Геты. Рядом с ней круглая плита, обозначающая центр города. С левой стороны арки имеется туфовая стена, остатки древней трибуны ораторов. Эта трибуна называлась Рострой, поскольку была украшена носами (рострами) трофейных кораблей. Перед рострами площадь с Колонной Фоки, воздвигнутой в 608 в честь императора Восточной Римской империи. С правой стороны видны руины базилики Юлия, построенной Юлием Цезарем. Тут же величественно возвышается Храм Сатурна, сооруженный около 500 года до н. э. и реконструированный в 42 году до н. э. Продолжая идти по Виа Сакра до конца площади Форума, можно увидеть древние камни Храма Юлия Цезаря, построенного на месте, где были преданы огню останки Цезаря и где Марк Антоний зачитал его завещание. Поблизости находится основание Арки Августа, а справа три великолепные коринфские колонны с канелюрами Храма Кастора и Поллукса. Прямо здесь же фонтан Ютурна, в котором Кастор и Поллукс напоили своих коней по пути в Рим, чтобы известить о победе римского оружия. Сзади находится Часовня Сорока Мучеников и Святая Мария Антика, самая древняя христианская церковь Форума, возникшая в результате реконструкции имперского строения и приспособленная под церковь в VI веке. Интересны фрески, украшающие стены церкви. Возвращаясь к Арке Августа, можно увидеть остатки дворца Верховного Жреца и Архив Анналов, в которых записывались основные события общественной жизни города. По всей вероятности это был дом Нумы Помпилия. Прямо перед ним Храм Весты круглой формы, в котором постоянно горел священный огонь. Тут же руины Дома Весталок, жриц этого вечного огня. Далее Храм Антонина и Фаустины. В XI веке был переименован в церковь Св. Лаврентия в Миранде. Справа от него архаичный Некрополь, восходящий к железному веку. Дальше Храм-Ротонда Ромула, посвященный сыну Максенция. И в конце Священной дороги однопролетная Арка Тита, построенная при Домициане в честь победы Веспасиана и его сына Тита над евреями и завоевания Иерусалима. Палатин Это холм, на котором возник первый центр Рима, основанный согласно преданию Ромулом в 754 или 753 гг. до н. э. Этот холм, состоявший в древности из двух вершин — Палатиума и Гермалуса, выравненного в эпоху Домициана, был колыбелью города, и палатинские руины являются красноречивым свидетелем его истории. Во времена республики на Палатине селились и жили такие знаменитости как Цицерон, возникали многочисленные храмы. Затем Палатин становится императорской резиденцией. Первым был построен дворец Тиберия — Домус Тибериана. После упадка Римской империи архитектурная судьба Палатина продолжается в XI веке, когда на древних развалинах строятся церкви, замки и монастыри, а затем XVI веке, когда семья герцога Фарнезе построила там роскошную виллу Фарнезе и разбила Фарнезианские сады. Сохранилась лестница Како, один из древнейших входов в Палатин, остатки доисторических хижин, приписываемых дому Ромула, две цистерны V века до н. э., а также руины стен, традиционно считающихся первыми городскими стенами Рима. Рядом с Храмом Кибелы находится Дом Ливии, жены Августа. Этот украшенный фресками дом был частной резиденцией Августа и интересен тем, что дает ясное представление об образе жизни римлян в ту эпоху. Тут же подземный проход, который соединял императорские дворцы — Криптопортик Нерона. Дальше руины Дворца Флавия, где можно различить базилику, Реджию или Тронный зал и Триклиниум — банкетный зал императора. На развалинах другого императорского дворца — Домус Августана — был построен монастырь, в котором сейчас размещается музей Антиквариум Палатина, где хранятся различные предметы, скульптуры и фрески, найденные при раскопках на Палатине. Кроме того на холме находится Палатинский стадий, построенный Домицианом, грандиозные Термы Дворца Септимия Севера и Педагогиум, школа для рабов императора. Императорские форумы Форум Романум, зажатый между холмами, при бурном росте населения уже не мог удовлетворять нужд города. К концу существования Республики Юлий Цезарь построил другой форум в зоне Марсовых полей. Затем появились форумы имперторов Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна. Улица Фори Империали приводит к площади Форума Траяна, где расположена церковь Санта-Мария из Лорето эпохи Ренессанса, и рядом церковь XVIII века Св. Имени Марии. Перед нами открываются развалины Форума Траяна, построенного архитектором Аполлодорием из Дамаска в 107-103 гг. и ставшего последним императорским форумом. Согласно грандиозному замыслу форум представлял собой сложный комплекс зданий, выходящих на большую площадь, окруженную портиками. И вот ансамбль базилики Ульпия, Библиотеки и Храм Траяна. В центре площади возвышалась конная статуя императора. Здесь же стоит Колонна Траяна в память его побед над даками. Высота колонны без основания равна 40 метрам. На самом верху колонны с 1587 года находится бронзовая статуя Святого Петра работа скульптора Делла Порта. В основе колонны камера, где согласно воле императора находилась урна с его прахом. Рядом руины базилики Ульпия: остатки колонн свидетельствуют о грандиозности этого архитектурного ансамбля, состоящего из пяти нефов. С другой стороны открывается монументальный комплекс Траянского рынка с тремя ярусами лавок и великолепным торговым залом. Дальше следует Форум Августа, воздвигнутый в память о победоносной битве Августа в Филиппах (42 г. до н.э.), в которой нашли смерть Брут и Кассий - убийцы Цезаря. От Храма Марса Мстителя, которому был посвящен весь форум, сохранилось несколько колонн и большая лестница. С Форума Августа дорога идет к Форуму Нервы (97 г. н.э.), который назывался также «Переходный», поскольку соединял Римский форум с другими кварталами и форумами. Сохранились в центре форума остатки колонн Храма Минервы и часть стены под названием «Колоннада». Дальше Форум Согласия или Веспасиана, от которого осталась площадка и несколько лежащих колонн. На развалинах древнего зала сейчас возвышается церковь Святых Косьмы и Дамиана. На другой стороне улицы Фори Империали, сразу же после памятника Виктору Эммануилу II, расположен Форум Цезаря, перед которым возвышается величественная бронзовая стутуя Юлия Цезаря. В центре форума император построил в 46 году до н.э. Храм Венеры Прародительницы, от которой по его мнению происходил род Юлиев. Здесь же имеются остатки «Серебряной» базилики. Пройдем дальше до церкви Святых Косьмы и Дамиана, построенной в 527 году на месте одного из залов Форума Согласия. Церковь выполнена в стиле барокко, интересна мозаика апсиды, восходящая к VI веку. Рядом руины Собора Максенция, сооружение которого началось при Максенции в 306 году и закончилось в 312 году при императоре Константине. Сохранились правый неф, своды центрального нефа и одна апсида. Грандиозное здание состояло из трех нефов: центрального с крестовым сводом, боковых с бочарным сводом, а также там имелся кессонный потолок. Тут же церковь Святой Марии Романской или Святой Марии Новы, восходящая к Х веку, но полностью реконструированная в XIII веке. В круглой нише апсиды мозаика 1160 года, а в ризнице — роспись по дереву V века: "Мадонна Утешительница". В соседнем монастыре находится Антиквариум Форенсе , в котором хранится подробная документация по истории Римских форумов и богатый археологический материал, найденный во время раскопок на Палатине и Римском Форуме. И наконец посмотрим развалины Храма Венеры и Ромы, спроектированного и построенного в 135 году при императоре Адриане. В конце улицы Фори Империали стоит Колизей. Колизей Вообще-то изначально это амфитеатр Флавиев, а популярное название означает «нечто огромное, колоссальное». Возможно повлияло и то, что недалеко находилась гигантская статуя «Колосс Нерона». Строительство Колизея было начато в 72 году императором Флавием Веспасианом и завершено в 80 году его сыном Титом. Торжества по случаю открытия Колизея продолжались сто дней. Амфитеатр вмещал до 50000 зрителей, которые приходили сюда, чтобы наслаждаться знаменитыми гладиаторскими играми. Для морских боев арена заливалась водой, а под стадионом находились помещения для диких зверей. Еще сейчас поражает грандиозность его четырехъярусной конструкции: первые три яруса ордерских арок с ионическими, дорическими и коринфскими колоннами; в четвертом ярусе, декорированном коринфскими пилястрами, имелись оконные проемы. Исполинский остов, которым мы любуемся по сей день — это то, что осталось от разрушительной ярости стихии (Колизей был поврежден землетрясениями) и людей, превративших его в неисчерпаемый источник строительного материала и мрамора для украшения своих дворцов. На арене, лишенной теперь покрытия, мы можем видеть сложную подземную конструкцию. В конце улицы Фори Империали на земле можно заметить квадрат из плиток травертина, указывающий на место, где стояла статуя Колосса Нерона. Рядом с Колизеем находится Арка Константина, грандиозная трехпролетная триумфальная арка, воздвигнутая в 312 году Сенатом и народом Рима в ознаменование победы императора Константина над кесарем Максенцием в битве у моста Мильвио. Арка гармонично украшена медальонами и рельефами, снятыми с памятников предыдущих эпох. Перед Аркой Константина расположен круглый фонтан Meta Sudans, построенный Титом в конце I века н. э. Предание гласит, что сюда приходили купаться гладиаторы. За аркой возвышается Оппиева гора, часть Эсквилинского холма, и находится парк с древними руинами. Среди них остатки Домус Ауреа, великолепного дворца императора Нерона. После смерти императора «Золотой дом» был покрыт построенными сверху Термами Траяна. Под землей еще сохранились длинные коридоры и комнаты с чудесными фресками, которые впоследствии вдохновляли многих художников эпохи Возрождения. Авентин Другая улица с площади Венеции — Театра Марцелла — выходит на площадь Кампителли, где находится церковь Св. Марии на Кампителли, построенная в XVII веке архитектором Райнальди. Внутри имеется образ Мадонны Портика из расписной эмали, относящийся к XI веку. В ее честь народ построил эту церковь после эпидемии чумы 1656 года. На улице дей Фунари (Канатчиков) церковь Св. Катерины дей Фунари XII века, реконструированная в XVI веке, с великолепным фасадом той же эпохи работы Д. Гвидетти. Дальше Дворец Маттей ди Джове, построенный Мадерно в конце XVI века. Улица выходит на площадь Маттей с ренессансным фонтаном Делле Тартаруге, фонтаном Черепах, прекрасным произведением скульптора Делла Порта: изящные бронзовые юноши с черепахами в руках. Однако черепахи относятся к XVII веку. Вернемся снова на улицу Театра Марцелла и подойдем к самому театру. Он был построен Августом в I веке до н. э. в честь племянника Марцелла. Часть здания занимает Дворец Орсини. Сохранился наружный полукруг стены театра с двойными элегантными арками. Напротив возвышаются три изящные коринфские колонны: это все, что осталось от Храма Аполлона Сосианского, построенного в 433-31 гг. до н. э. По соседству, на площади Монте Савелло, церковь Св. Николы ин Карчере («В темнице»), сооруженная, судя по остаткам колонн в стенах здания, на руинах трех храмов. Фасад XVI века - работа архитектора Делла Порта, который значительно изменил первоначальный облик церкви, восходящей к XI веку. Рядом — Остров Тиберина, где стоял посвященный Эскулапу храм. На острове расположена больница Фатебенефрателли, основанная в XVI веке с церковью Св. Иоанна Калибита (XVII в.) и церковью Св. Бартоломея, построенной как раз на развалинах Храма Эскулапа при Оттоне III. Перейдем через мост Фабрицио около Портика Октавии, построенного в 146 году до н. э. и реконструированного императором Августом в честь его сестры. От Портика осталось несколько колонн и арка-атриум церкви Св. Ангела ин Пескерия. Название происходит от находившегося здесь рыбного рынка. Вокруг расположен старинный еврейский квартал под названием «Гетто» (от этого квартала получили название гетто всего мира). Вернемся на улицу Театра Марцелла. Пройдя
Комментарии читателей Оставить комментарий