«Бигль-2» доконали время, деньги и бюрократы

Закончено официальное расследование катастрофы европейского исследовательского аппарата «Бигль-2». Выводы неутешительны: причина такого провала европейской науки - временные и финансовые ограничения в сочетании с промахами в организации миссии. Построенный в Великобритании спусковой аппарат не издал ни звука со времени отделения от корабля Mars Express 19 декабря 2003 года. В понедельник Европейское космическое агентство и Британский национальный космический центр распространили заявление, содержащее перечисление 19 уроков, которые могут быть извлечены из этой истории. Заявление подготовлено на основе закрытого итогового доклада комиссии по расследованию, работавшей три месяца.
![]() | |
• | Главный разработчик «Бигля», Колин Пиллиннджер, не скрывает своего расстройства |
Возможно. амбициозная научная цель проекта стала причиной организационного провала: ответственные за финансирование и организацию работ чиновники чуть было не поставили под удар сам запуск. Проект обошелся в 60 миллионов фунтов стерлингов, но сначала финансирование собиралось буквально по крохам – нормальный приток денег был налажен всего за 18 месяцев до отправки экспедиции, а первые два года нехватка была острейшей. Это заставило, в частности, отложить полную проверку таких элементов высокого риска как воздушные подушки. Кроме того, не было проведено самого главного - тщательного тестирования общей работы систем зонда, хотя все узлы по отдельности проверку пройти успели.
![]() | |
• | Так художник представил себе момент расставания «Бигля» с материнским зондом Mars Express. Черно-белое-фото – последний снимок «Бигля», отдалившегося на расстояние 20 метров от зонда. |
10 рекомендаций сделанных комиссией, касались организационных вопросов, например, рекомендовано четко определить «кто отдает указания и устанавливает границы допустимой неопределенности». Остальные девять касаются технических вопросов:
- адекватное и реалистичное тестирование должно производиться перед запуском;
- Не нужно отказываться от внутренних электрических соединителей ради снижения веса;
- Корабль с пиротехническими устройствами разделения компонентов должен пройти полное ударное тестирование в целом;
- Отделяемые компоненты должны быть устроены так, чтобы существовала гарантия, что они не столкнутся с самим кораблем или его парашютом;
- При разработке воздушных подушек и парашютов должен использоваться российский и американский опыт;
- Те, кто управляют миссией, должны иметь возможность посылать команды спусковому аппарату напрямую, не завися от программного обеспечения;
- Телеметрия должна передавать важные сигналы в самых важных фазах экспедиции, таких как вхождение в атмосферу и спуск;
- Дублирующая система должна замечать момент вхождения зонда в атмосферу.
Сказать, что ученые и инженеры, работавшие над проектом, удручены – значит ничего не сказать. Ведь по своим возможностям и по техническим решениям «Бигль» не имел себе равных – в этом маленьком компактном зонде уместилась прекрасно оснащенная лаборатория, на которую исследователи возлагали огромные надежды.
Комментарии читателей Оставить комментарий