Турбизнес подвергся еще одной атаке Роспотребнадзора

Предписание главного санитарного врача Москвы Николая Филатова «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение заноса и ограничения распространения случаев гриппа, вызванных новым подтипом» вызвало немало вопросови у Ростуризма, и у турфирм. Складывается впечатление, что Роспотребнадзор сам не очень понимает, как дальше действовать, с кого и что спрашивать.
5 августа Ростуризм в лице пресс-секретаря Ирины Тюриной распространил недоуменные заявления. Ниже мы приводим текст Тюриной целиком.
«Вчера (4 августа 2009. – Прим. ред.) турбизнес подвергся еще одной атаке Роспотребнадзора, на этот раз московского. Главный санитарный врач Москвы Николай Филатов выпустил предписание, которое уже никому в голову не придет назвать рекомендацией:
«ПРЕДПИСЫВАЮ:
1. Руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим туристскую деятельность:
1.1 запретить до особого распоряжения в августе 2009 года вывоз организованных групп детей в Великобританию;
1.2 воздержаться до особого распоряжения от организации деловых и туристических поездок, культурного обмена и обучающих программ в страны, где регистрируется распространение высокопатогенного гриппа;…»
Таким образом, после Свердловской области Москва стала вторым российским регионом, запретившим детским группам выезжать в Великобританию.
Помимо привычного уже недоумения по поводу принимаемых Роспотребнадзором решений документ вызывает много вопросов, которые мы попытаемся перечислить.
ПЕРВЫЙ касается стран, «где регистрируется распространение высокопатогенного гриппа». В предписании говорится, что«наибольшее число заболеваний зарегистрировано в США, Мексике, Канаде, Великобритании, Чили, Австралии, Аргентине, Таиланде, Китае (Гонконг) и Японии». Это исчерпывающий список или просто примеры? Проблема в том, что в предписании Роспотребнадзора от 27.07.2009 приведен другой список - стран, откуда был завезен грипп: США, Испания, Кипр, Болгария, Великобритания, Таиланд, Турция, Доминиканская Республика, Индонезия, Чили. Так на каких направлениях надо «воздержаться» от организации турпоездок?
ВТОРОЙ вопрос – чем «обеспечить информирование граждан (их законных представителей), планирующих выезд в страны, неблагополучные по высокопатогенному гриппу, о возможном риске заражения, симптомах гриппа, мерах личной профилактики»? На сайте московского управления Роспотребнадзора мы раскопали только одну фразу, которую можно с большой натяжкойотнести к требуемой информации: «Всем москвичам и гостям столицы необходимо помнить, что в случае возникновения симптомов гриппа (повышение температуры до 39-40 гр., насморк, кашель, боль в горле, головная боль, мышечные и суставные боли) следует немедленно обращаться за медицинской помощью».
Зато на сайте Роспотребнадзора памяток множество, разного объема, разного содержания и от разных организаций. Одной, удобоваримой, внятной и именно от Роспотребнадзора – нет. Какую брать для туристов? Интересная деталь: еще 19 июня Геннадий Онищенко направил памятку Всемирной организации здравоохранения для населения нескольким адресатам: руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, главным врачам ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте. В органы управления туризмом документ не поступал. Кстати, именно в этой памятке на вопрос: «Могу ли я совершать поездки?» следует такой ответ: «Если Вы неважно себя чувствуете или у вас имеются симптомы гриппа, Вы не должны совершать поездки. Если у вас есть какие-либо сомнения в отношении состояния Вашего здоровья, Вам следует обратиться к вашему участковому врачу».
ТРЕТИЙ вопрос касается пункта 1.5 московского предписания: туроператорам велено «обеспечить организацию медицинских осмотров групп детей, прибывших из стран, неблагополучных по высокопатогенному гриппу, по факту прибытия в Москву». Это как? Почему это должны делать туроператоры, а не органы здравоохранения и Роспотребнадзор? Требует же г-н Филатов «обеспечить представление списков групп детей, выезжающих в страны, неблагополучные по высокопатогенному гриппу, в Управление Роспотребнадзора по городу Москве» - вот и организуйте медосмотр, уважаемые санитарные врачи.
Следующие вопросы вытекают из разъяснений по поводу вышедшего документа заместителя главы Ростуризма Евгения Писаревского. Как сообщил он «Интерфакс-Туризму», для турфирм предписание главного санитарного врача Москвы носит обязательный характер, а для туристов – рекомендательный. Фактически получается, что туроператоры должны своими руками удерживать клиентов, желающих поехать за границу. Каким образом? Турфирмы должны предоставить туристу полную и достоверную информацию о поездке (это они и по закону «Об основах туристской деятельности в РФ» обязаны делать). С учетом распространения вируса гриппа А/Н1N1 эта информация в виде памяток, инструкций и т. д. в обязательном порядке должна содержать сведения об опасностях, с которыми потребитель может столкнуться в путешествии, о медицинских и санитарно-эпидемиологических правилах в стране пребывания (см. второй вопрос). По словам г-на Писаревского, туроператоры и турагенты обязаны обеспечить туристов качественной медицинской страховкой, покрывающей необходимые риски, с учетом специфики путешествия и состояния санитарно-эпидемиологической обстановки в стране пребывания. При необходимости туристу рекомендуется осуществить профилактические медицинские мероприятия. На время путешествия у туриста должна быть с собой медицинская аптечка, сформированная в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. Вопрос ЧЕТВЕРТЫЙ – а есть такие рекомендации?
Вполне вероятно, что предписание московского Роспотребнадзора спровоцирует аннуляции уже оплаченных туров по различным зарубежным направлениям. Вопрос ПЯТЫЙ, конкретно к Ростуризму: в связи с предписанием вступает ли в действие статья 14 закона «Об основах туристской деятельности»? Считаются ли разъяснения Евгения Писаревского официальным информированием федерального органа исполнительной власти в сфере туризма «об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации»? Проще говоря, должны ли туроператоры вернуть туристу «денежную сумму, равную общей цене туристского продукта», даже если отъезд предполагался сегодня или завтра?
Своим обращением к турбизнесу предписания Роспотребнадзора фактически вводят ограничения по выезду за рубеж только для трети от общего количества россиян, совершающих заграничные поездки. По данным Росстата, в 2008 году за границей с различными целями побывали 34,3 млн граждан России, в том числе с целью туризма – 11,3 млн, то есть 33%. Вопрос ШЕСТОЙ: на основании каких данных, полученных при изучении А/Н1N1, сделаны выводы, что этот вирус могут подхватить и ввезти в страну лишь те россияне, которые при организации путешествия воспользовались услугами турфирм? Не потому ли санитарные власти навалились на турбизнес, что в этом случае есть на кого свалить вину за распространение нового гриппа?
Российский союз туриндустрии рекомендует турфирмам брать у клиентов расписку в том, что они проинформированы об эпидемиологической ситуации в стране выезда. В случае, если человек вернется заболевшим, это поможет доказать проверяющим органам, что турфирма не насильно отправила туриста на отдых за его же деньги. В качестве документа, подтверждающего доведение необходимой информации, можно, например, использовать ксерокопию памятки (рекомендации Всемирной организации здравоохранения) с подписью получившего ее клиента». Конец цитаты
Напомним, что предписание главного санитарного врача Москвы Николая Филатова «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение заноса и ограничения распространения случаев гриппа, вызванных новым подтипом» вызвало немало вопросов не только у Ирины Тюриной, но и у турфирм, предлагающих детские образовательные туры.
До сих пор нет разъяснений ни от Роспотребнадзора, ни от Ростуризма. А проверки исполнения предписания уже начались. В частности, как рассказала RATA-news директор по образовательным программам компании «Альбион» Наталья Щукина, вчера к ним нагрянула делегация из этой уважаемой организации.
«Сейчас сезон языковых курсов подошел к концу, последние группы в большинстве своем уже вылетели, так что предписания Роспотребнадзора, по сути, применить не к кому, – сказал RATA-news генеральный директор компании STAR Travel Борис Самарянов. – Другое дело, что есть клиенты, которые собираются путешествовать индивидуально, но к ним, как выяснилось, это предписание никакого отношения не имеет».
Зато документ имеет отношение к осенним группам, которые еще только собираются. Вернее, должны были бы собираться именно сейчас. Турфирмы вынуждены отказывать клиентам, так как ситуация очень неопределенная – неизвестно, как далеко зайдут в своем запретительном рвении наши санэпидчиновники. Вопросов у представителей турбизнеса к ним много. Вот только некоторые из них. Почему нет претензий к образовательным учреждениям – школам, вузам и прочим, через которые большое количество детских и студенческих групп выезжает за рубеж, в том числе в так называемые «страны риска»? «Такие путешествия с точки зрения безопасности явно уступают поездкам, организованным профильными туристическими компаниями, имеющими регистрацию в Едином федеральном реестре, финансовые гарантии и, наконец, профессиональный опыт и знания», – недоумевает Борис Самарянов. Между тем случаи отказов от запланированной и оплаченной поездки уже есть.
Комментарии читателей Оставить комментарий