Нежелательные пассажиры

Миллионы, миллиарды нелегальных иммигрантов проникают каждый год на кораблях в крупнейшие портовые города мира. Эти нежелательные пассажиры – микробы, вирусы, бактерии и прочие микроскопические, но далеко не безобидные организмы. Путешествуют они на кораблях безбилетниками, вместе с морской водой в балластных цистернах. И не всегда их появлению на новом месте рады исконные обитатели.
Балласт нужен кораблям для того, чтобы сохранять хорошие мореходные качества. Когда корабль идет пустым, он обязательно принимает балласт – закачивает забортную воду в специальные цистерны. Придя в порт назначения для погрузки, корабли балласт сливают – вместе со всеми его обитателями.
Ученые хорошо осведомлены о вреде, который наносят местным экосистемам крупные пришлые обитатели балластных цистерн – ракообразные, некоторые рыбы или моллюски (особенно мидии). Однако опасность, которую несут с собой микроорганизмы, недооценивалась. А она оказалась еще большей, чем в случае крупных организмов. Во всяком случае, узнав о результатах этих исследований, некоторые правительства (в частности, США) уже задумались об ужесточении борьбы со сливом балластной воды в прибрежной зоне.
Океанологи, исследовавшие эту проблему, взяли пробы балластной воды из цистерн 15 кораблей, проходивших по Чезапикской бухте, прибывших главным образом из стран Европы и Средиземноморья. Каждый галлон (приблизительно 4 литра) балластной воды содержит в среднем 31 миллиард вирусов и 3.5 миллиарда бактерий, включая некоторые агрессивно болезнетворные, такие как холерный вибрион. Многие микробы остались неопознанными, но наверняка среди них есть такие, которые приносят немалый врем местным морским экосистемам. А это зачастую сказывается на людях.
Например, около двух лет тому назад холероподобные бактерии вызвали заражение устриц у побережья Северной Америки. В результате тяжелые отравления получили сотни людей, которые этих устриц съели.
Поэтому особенно остро в последнее время встает вопрос – что же делать в нежелательными пассажирами? Можно, конечно, законодательно установить некую «границу», при приближении к которой все суда должны будут сливать балласт в море. Если эту границу провести довольно далеко от берега, то вред для прибрежных экосистем будет минимальным, практически незаметным. Однако невозможно проследить за каждым кораблем, соблюдает ли он эти правила. Кроме того, некоторые организмы все равно попадут к берегам, или же смогут вести свою вредоносную деятельность на глубокой воде. Поэтому все чаще раздаются призывы разработать надежную систему дезинфекции балластной воды.
Комментарии читателей Оставить комментарий