Бухгалтерские книги помогают в расшифровке индейской живописи

.
![]() |
|
• | Выбивание оружия из рук противника был самым распространенным приемом в одиночных схватках |
Дж.Кейсер, региональный археолог, работающий в службе охране лесов США в Портленде, 30 лет работает над расшифровкой этого кода, и благодаря его усилиям он и был разгадан. По его словам, любой американский равнинный индеец мог в любом месте посмотреть на эти картинки и понять их содержание.
А помогли в расшифровке уникальной системы письма ... бухгалтерские книги. Некоторые из них датированы началом XIX века, когда наплыв белых колонистов и миссионеров начал вытеснять индейцев с их исконных территорий. В добавление к книгам был также проведен анализ, связанный с передатировкой источников с применением методик, описанных в новой этнографической литературе.
Бухгалтерские книги - это толстые переплетенные тома белой бумаги, на которой зачастую были прочерчены голубые линии, которые использовались для ведения счетов. Эти книги, вместе с цветными карандашами, ручками и чернилами, давались пленным индейцам, чтобы они могли провести часть времени своего заключения за рисунками, рассказывая истории, иногда из любви к искусству, иногда за небольшие деньги. Доктор Кейсер считает, что они рисовали то, что знали лучше всего - "старые добрые времена". Некоторые белые, пораженные этими рисунками, записывали рядом с ними пояснения со слов самих индейцев. Эти комментарии индейской мифологии, наряду с материалами этнографии, и сформировали представления о лексиконе этого уникального вида письма.
Доктор Кейсер и другие исследователи одну за другой находят утерянные или забытые бухгалтерские книги. Каждый раз содержащиеся в них рисунки с комментариями дают новые данные для интерпретации символики наскальных рисунков. Кейсер, который сравнивал образцы наскальных рисунков, ранних рисунков на накидках и изображения в бухгалтерских книгах, считает, что символы сохранились практически в неизменном виде от ранних образцов наскальных изображений и до периода резерваций включительно.
Один из наиболее значительных вкладов в расшифровку рисунков внес Пять Воронов, вождь племени Флэтхэд, которое жило на территории штата Монтана. Он более известен под англицированным именем Амброз. После того, как прибыли христианские миссионеры, военный вождь в 1842 году нарисовал ряд батальных сцен с помощью чернил и бумаги. Также он объяснил значение каждой из них отцу Пьер-Жану де Сме, и де Сме перевел его комментарии.
![]() |
|
• | Эта батальная сцена датирована 1845 годом |
Датировка бухгалтерских книг является ключевой проблемой. Кейсер сравнивал символы, проинтерпретированные Де Сме, с сотнями изображений, увиденных и сфотографированных им на камнях за три десятилетия исследований. К примеру, Амброз изобразил битву флэтхэдов и пятерых блэкфитов: вражеский воин был изображен лежащим в круге, рядом стоял Амброз, несущий сумку, окруженный крошечными изображениями молний. Обе фигуры, в свою очередь, окружены символическими изображениями винтовок. Де Сме пояснил, что лежащий в круге воин означает, что он сражался, находясь в яме. Сумка, окруженная молниями, которую несет Амброз, была описана Де Сме как сверток с лекарствами, обладающими сверхъестественной силой.
Эта картинка расширила лексикон изображений сразу на два символов: оказалось, что сумка с лекарствами и круг, означающий лисью нору, были символами, известными индейцам того времени. Сейчас в лексиконе начитывается 100 известных символов, и еще от 50 до 100 символов, нуждающихся в расшифровке.
Другим символом является разукрашенный лошадиный недоуздок, который изображался похожим на гребень. На всех недоуздках изображались скальпы, свисающие с узды. Но были и различия. Первый тип, изображавшийся висящим на челюсти лошади, несомненно являлся скальпом, второй, нарисованный под челюстью, был куском испанской кольчуги. Третий, нарисованный впереди лошади, относится к культу лошадиных лекарств блэкфутов, которые привязывали сверток с лекарствами, делающими лошадь неуязвимой для пуль, на недоуздок.
Интерпретация рисунков из бухгалтерских книг и основы подхода к исследованию были описаны в книге доктора Кейсера "Книга Пяти Воронов: биографическое искусство воина из племени флэтхэдов", изданной в прошлом году в издательстве университета Юты.
Изучение бухгалтерских книг может оказаться крайне полезным, что наиболее ярко проявилось в случае с черепом, найденным в кладовых Смитсоновского института. Было высказано предположение, что он принадлежит юному воину из племени Нез Персе, но без более веских доказательств передать его представителям племени было невозможно. Бухгалтерская книга, заполненная рисунками индейца из племени Ворона, которого звали Лекарственный Ворон, который, как известно, принимал участие в этой битве, содержала рисунок, изображавший как Ворон приближается к своему противнику, чтобы нанести решающий удар. Прическа противника показывала, что он из племени Нез Персе, совпадали и другие детали. Этого оказалось достаточно, чтобы отправить череп потомкам этого человека для захоронения.
Бухгалтерские книги крайне немногочисленны, хотя доктор Кейсер и надеется, что появятся новые материалы. Сейчас исследование основывается на материалах двух десятков книг. Эти книги также очень ценятся коллекционерами живописи, которые готовы заплатить за каждую от $50 тысяч до $100 тысяч. Многие бухгалтерские книги были разрезаны на части, а картинки из них - проданы, из-за чего они потеряли археологическую ценность.
В не менее рискованной ситуации оказались и наскальные изображения. Большинство из них страдает от погодных условий, а некоторые от человеческих рук. Музеи скалывают их со скал, а некоторые "любители" стреляют в них из ружья.
О чем рисовали индейцы
Большинство образцов наскальной живописи относятся к категории церемониальных - в них были отображены события духовной жизни или шаманские действа, и биографических, в которых, как правило, было отражено течение жизни одного человека. Между 1600 и 1750 годами стало развиваться биографическое направление, хотя, как правило, фигуры изображались очень схематично, мало чем отличаясь от набора линий и черточек. Наиболее часто изображались батальные сцены, хотя иногда встречаются и сексуальные. Первые изображения лошадей и ружей появились в живописи в начале XIX века.
![]() |
|
• | Здесь автор запечатлел то, что с ним произошло. Здесь видны пять пистолетных выстрелов, и солдат, истекающий кровью от стрел |
Качественный скачок в этом искусстве произошел в XIX в. Европейские художники, такие как Карл Бодмер и Джордж Кэтлин, приехавшие на войну с индейцами, чтобы запечатлеть их жизненный уклад, повлияли на искусство индейских племен. Изображения быстро претерпели трансформацию от простого набора палочек до гораздо более реалистичных картин: прописанные до мелочей, хотя и стилизованные изображения людей и лошадей, процарапанные с помощью оленьего рога или костей на имеющихся на Диком Западе в изобилии камнях мягкого песчаника, или, реже, нарисованные на скалах различными оттенками охры.
Хотя стиль на протяжении трех столетий претерпел существенные изменения, символы и их значения остались неизменными, даже в период контакта с европейцами. В этом виде искусства детали имели принципиальное значение, ведь они служили для трансляции историй о смелости не только внутри одного племени, но и рассказывали ее любому, кто проходил мимо этих доисторических плакатов. Тем более, что располагались они, как правило, в заметных или имеющих сакральную значимость местах.
Биографические рисунки содержали как пиктограммы (такие символы, как человек, нарисованный с помощью палочек), так и идеограммы, отражавшие некие представления. Плавающая рука, к примеру, означает, что все, что изображено рядом, было постигнуто автором.
Другая закономерность заключается в том, что пространство на картинах организовано справа налево, а головы людей и животных обращены тоже налево. Хотя фигуры выглядят очень реалистично, их расположение в пространстве реальности не соответствует, так как изображение действий в течение некоторого промежутка времени изображается на одной картинке. Иными словами, изображение воина, спешившегося над поверженным врагом, рядом с ним облачко дыма от выстрела из ружья и пунктирная линия, ведущая к земле, обозначает сразу несколько вещей. Лошадь показывает, что он ехал верхом, пунктирная линия - что он спешился, чтобы бороться пешим (это рассматривалось как проявление храбрости), затем выстрелил из ружья и окончательно сокрушил врага в рукопашном поединке.
Наиболее часто на этих картинках изображались люди, лошади, иногда другие животные, ружья, вигвамы и лошадиные выгоны. Позднее на картинках появились изображения солдат, повозок и фортов. В 1924 году в Райтинг-он-Стоун Парк Птичий Гвалт, вождь Блэкфутов, процарапал изображение автомобиля.
В индейских племенах для воинов было необходимым проявить бесстрашие, чтобы стать вождем. Поэтому картинки помогали сохранить подобные действия в памяти людей. Когда индейцы закрепились на земле, они перестали высекать рисунки на камнях, а вместо этого рисовали картинки на плащах из бычьих шкур, стенах вигвамов, и в книгах. Во всех случаях они пользовались уже сложившимся языком символов и пиктограмм.
Комментарии читателей Оставить комментарий