Тайна «Соленоида»

Владимир Цыбизов
М.: Ad Marginem, 2004.
Про что: Во время антарктической экспедиции молодой советский ученый Юрий Курганов обнаруживает в океанских глубинах неизвестный минерал. Как оказывается впоследствии, «ледовит» обладает массой удивительных свойств – он притягивает корпускулы света и убивает раковые опухоли. Для добычи первой крупной партии вещества по проекту Курганова на одном из советских заводов строят чудо техники – подводную лодку «Соленоид».
Атлантида наносит ответный удар
Сам факт существования фантастики в Советском Союзе не столько удивляет, сколько умиляет. Умиляет и ее содержание: смесь безнадежного ретро с мечтами о прекрасном технически оснащенном будущем. Загадочная порода «ледовит» переплавляет солнечные лучи в жидкость, которую потом можно давать больным, как микстуру. Подводная лодка «Соленоид» не имеет ни одной движущейся детали, поскольку будет работать на атомном топливе, и сможет находиться подо льдами в течение месяцев – воздух и воду можно будет очищать «при помощи электричества».
Наивный и уютный мир советской утопии, в который верить тем легче, чем дальше уходит в прошлое реальный исторический фон этих светлых и радостных романов. Хорошо финансируемые научно-исследовательские институты, в которых делаются великие открытия, с помощью которых возможно сместить земную ось, насильно пригнуть солнечные лучи к Антарктиде, а на освобожденных ото льдов территориях насадить апельсины. «Проблем экологии» тогда еще не существовало, зато жила в сердцах неистребимая вера в светлое будущее. А если и появлялся враг, то отловить и обезвредить его было тем проще, что исполнять гражданский долг стремились все – от десятилетних детей до бдительных домохозяек.
«Тайна «Соленоида» - классический шпионский роман с небольшим уклоном в научную фантастику. Разумеется, за чудо-минералом, охотятся не только советские ученые, но и иностранные негодяи, которые не останавливаются ни перед чем. Все атрибуты шпионских страстей – подкупленные красавицы, фотоаппараты, встроенные в замочки сумочек, крупинки яда на дне бокала вина, и – лучшая из выдумок этой книжки - секретные шифровки, передаваемые морзянкой при помощи гребков при купании (одно рукой – точка, двумя – тире).
Зачем нам, спрашивается, иностранные Бэтмены, когда у нас у самих есть такие сокровища?
Советская «трэшевая» фантастика сороковых-шестидесятых годов, из которой издательство Ad Marginem составило серию «Атлантида», заметно, если не сказать разительно, отличается от «трэшевой», то есть массовой, рядовой, проходной нынешней. Она, конечно, насквозь идеологична, причем идеологична в одном единственном общем ключе (ничего другого в ту пору и не печатали), но гораздо более качественна. Иной раз даже до такой степени, что легко перепутать ее со школьным учебником по физике.
Впрочем, это не единственное и не самое главное ее свойство. Как утверждают издатели, советские представители так называемых низовых жанров ни в чем не уступали лучшим иностранным авторам массовой литературы – Гришему, Ван Гулику и другим, в то время как «высокая литература» того времени ориентировалась на канон девятнадцатого века.
В советской «остросюжетной приключенческой прозе», как кажется, есть что-то такое, чего сильно не достает нынешней литературе - и далеко не только «трэшевой» и не только фантастике. Трудно сказать однозначно, что это такое – позитив ли, эстетка ли не мучающегося сомнениями действия? Наверное, это вера в силы своего народа и какую-то собственную глубинную правоту. Мир советской фантастики – это мир, в котором все если и не понятно до сих пор, то обязательно объяснится и найдет применение в ближайшем будущем.
Право, жалко, что такого искреннего, простодушного и в то же время познавательного чтива у нас больше не делают. Наверное, слишком многое должно устаканиться в нынешнем неспокойном обществе, чтобы оно к нам вернулось.
Читать книгу на Lib.km.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий