]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Экономика
Главная → Экономика
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
    • Политэкономия
    • Бизнес
    • Личные финансы
    • Мнение экспертов
    • Бизнес-образование
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Корпоративные правила могут нести в себе заряд разрушения?

13:44 12.10.2006

Существует определенный набор незыблемых ценностей, которые должны быть свойственны всем фирмам, работающим на рынке, ибо они носят общечеловеческий, общепринятый характер.

Существует определенный набор незыблемых ценностей, которые должны быть свойственны всем фирмам, работающим на рынке, ибо они носят общечеловеческий, общепринятый характер.

Интервью с Вячеславом Метелевым, менеджером по продажам в вертикальном сегменте рынка российского офиса Cisco Systems

Бывая на многочисленных корпоративных мероприятиях, часто можно услышать «истории успеха». Это явление под названием storytelling получает все большее распространение. Как, по-вашему, может ли эта, в общем-то западная, традиция стать частью российской деловой культуры?

Действительно, многие компании, особенно из числа тех, что только выходят на новые рынки или впервые встречаются с определенным кругом клиентов, начинают знакомство с новыми клиентами с разговоров о том, как возник бизнес, каких успехов они добились, с какими проблемами они сталкивались на своем пути развития компании. Это вполне логично, если речь идет о том, чтобы представить себя на новом рынке, создать благоприятное впечатление у потенциальных партнеров в новой стране или на новом уровне общения с клиентами. Такой подход полезен: он быстро дает потенциальным клиентам и партнерам общее, укрупненное представление о компании — особенно если компании есть о чем сказать и ей не приходится истории «высасывать из пальца». Это хороший способ в самом начале своей работы на рынке осветить те выигрышные моменты, на основе которых компания в дальнейшем будет выстраивать свою стратегию деятельности, касается ли это реализации конкретного проекта или долгосрочной перспективы бизнеса в целом. Думаю, в самом этом феномене нет четкой привязки к конкретному рынку — в том смысле, что где-то это сработает, а где-то —  нет. Словом, вполне универсальный подход.

Можете ли вы сказать, насколько такой подход характерен для российских компаний?

В меньшей степени это зависит от того, о какой компании идет речь, и в большей мере — от того, кто управляет предприятием. Скажу так: если во главе стоят люди с западным образованием, опытом работы в западных компаниях, то даже при наличии у компании российских корней, российских инвесторов прием этот достаточно характерен. Если же речь идет о фирмах, которые выросли в нашей стране, управляются отечественными менеджерами, а часто и акционерами в одном лице, то такая практика присутствует значительно реже.

Но в любом случае надо сначала «прожить», чтобы было что рассказать...

С одной стороны —  да, с другой — «прожитая» история есть и у российских компаний, пусть и не столь длинная и яркая, как у старожилов западного рынка (хотя и на российском рынке есть игроки, которые работают не один десяток лет). Дело не в этом. Истории фирм с ярко выраженными лидерами — это истории успеха человека, конкретной личности. И если такая история «сказывается», то это идет от конкретного лица, сама же компания как бы существует вокруг этого лица и преломляется в его опыте, в его представлениях о том, как он (она, они) развивались, а вместе с ними — и компания.

Одна из самых больших проблем в области корпоративной культуры — наличие дистанции (иногда большой) между теми правилами и ценностями, которые декларируются, и тем, как они работают на практике. Что, с вашей точки зрения, следует предпринимать в таких случаях?

Позволю себе небольшое отступление. Мне не очень нравится понятие «корпоративная культура»: каждый старается вложить в него собственный смысл, отчего оно становится чрезмерно размытым. На мой взгляд, корпоративная культура — это набор тех ценностей, которые одинаково близки и реально разделяются как теми, кто их впервые провозгласил, так и большинством тех, на кого эти ценности распространяются. Только в этом случае будет отсутствовать дистанция между первыми и вторыми. Если же корпоративная культура представлена — как это бывает достаточно часто — сводом правил, разработанных чаще всего кем-либо из руководителей компании без их привязки к реальной ситуации, к настроениям и течениям, существующим в команде, тогда и возникает та самая дистанция, о которой вы меня спрашиваете. В этом случае, на мой взгляд, в первую очередь необходимо подумать, нужны ли компании продекларированные правила и какова их реальная польза. Не наносят ли эти правила больше вреда, чем пользы?

Правильно ли я вас понимаю, что при определенных ситуациях провозглашаемые правила могут нести в себе некий «разрушительный заряд»?

Да, это действительно так. Согласитесь: в компании работают «ну очень» разные люди — каждый со своим образом мыслей, характером, другимиособенностями. Поэтому достаточно сложно, с одной стороны, и очень важно — с другой найти общие ценности, которые разделялись бы большинством и которые соответствовали бы ожиданиям работающих в компании людей, адекватно воспринимались бы рыночной средой. Чтобы провозглашаемые ценности были адекватны как внутреннему взаимодействию «между» сотрудниками, так и взаимодействию сотрудников с внешней средой, с акционерами, клиентами, партнерами, с государственными и регулирующими органами — и т. д. Конечно, можно придумать свод правил, назвать его корпоративной культурой и менять эти правила в зависимости от того, с кем осуществляется взаимодействие. Но гораздо продуктивней, чтобы это был небольшой наборценностей, разделяемых как в самой компании, так и при их трансляции во внешний мир — тогда он позволит устранить разрыв, который может возникнуть между декларируемыми правилами и реальностью.

Каковы ключевые принципы деловой культуры компании Cisco Systems, и какую функциональную нагрузку деловая культура несет в общей структуре деятельности фирмы?

Существует определенный набор незыблемых ценностей, которые должны быть свойственны всем фирмам, работающим на рынке, ибо они носят общечеловеческий, общепринятый характер. В этом смысле наша компания не исключение.
Конечно, мы понимаем и учитываем специфику тех рынков, на которых работаем. Но в основном наши корпоративные ценности носят общечеловеческий характер: доверие, взаимопомощь, лояльность, — как по отношению к нашим клиентам, так и по отношению к нашим партнерам.
На первое место я бы поставил доверие. Доверие к персоналу — между сотрудниками, между руководителями и подчиненными. Отсюда возникает возможность делегирования полномочий и ответственности. Это очень стимулирует наш персонал. Не секрет, что существует большая разница между механическим исполнением своих обязанностей и творческим подходом к делу.
Очень важный момент деловой культуры фирмы завязан на наших клиентов. Самым главным показателем успешности нашей компании является успех наших клиентов. Лозунг «клиент всегда прав» возведен в нашей компании до размеров, превышающих, наверное, все остальное. Существует очень хорошая формулировка этого лозунга, о которой подчас забывают, когда сотрудники не понимают, кто им платит зарплату. Зарплату платит не руководитель, не акционер, а заказчик, клиент.
Другой важный элемент нашей корпоративной культуры — взаимопомощь, аналог английского термина teamwork. Он является одним из ключевых качественных показателей работы каждого сотрудника, важнейшим при оценке его деятельности. Он может быть чемпионом по продажам, но отсутствие навыков и склонности к командной работе не позволит выставить ему высокую комплексную оценку.
Еще один важный элемент — система оценок конкретных категорий специалистов. Это необходимо для того, чтобы каждый из них понимал свои сильные и слабые стороны, знал, над чем ему предстоит работать, в каком направлении развиваться. Такая оценка является результатом использования сбалансированного комплекса инструментов, включающего в том числе «метод 360 градусов», когда оценка работы сотрудника строится на основании всесторонних отзывов его руководителей, коллег и подчиненных. Такая оценка дает сотруднику возможность посмотреть на себя не только со стороны вышестоящего руководителя, но и со стороны коллег, в т. ч. работающих в других регионах и странах.

Возьмем абстрактную ситуацию: вы встречаетесь со своим потенциальным клиентом, идет обсуждение каких-то вопросов. Для принятия окончательного решения какое место в нем займет «культурная составляющая»?

Немаловажное, поскольку в зависимости от того, каковы предполагаемые перспективы взаимоотношений с данным клиентом, могут быть сделаны те или иные выводы. Я думаю, что перспективы наших отношений с клиентом зависят не только от того, как он позиционирует себя на рынке, но и от того, как мы, компания, к этому относимся: есть ли взаимопонимание уже на начальном этапе, или в рамках конкретного проекта, который мы намерены совместно осуществить. Присутствует ли у клиента вышеупомянутая интегральная составляющая нашей корпоративной культуры — вот что для нас важно!

Многие фирмы, особенно работающие в сегменте hi-tech, в значительной мере содержат в себе ту деловую культуру, от имени которой они ведут свой бизнес — это одна сторона дела. Несколько иная ситуация, когда прямые заимствования практик культуры западных (или восточных) компаний безрассудно «пересаживаются» на российскую почву. — На ваш взгляд, такое «линейное» применение инструментов, сформировавшихся в совершенно ином контексте, является критичным?

Я считаю, что означенная проблема с течением времени нивелировалась. Да, это так. В начале деятельности западных компаний на российском рынке существовала определенная дистанция между тем, что представляли собой западные бизнесмены (их культурный облик), и теми же параметрами с российской стороны. Не случайно достаточно длительное время ключевые посты в таких компаниях занимали западные представители, и было почти исключением из общего правила, чтобы высокие позиции доверялись российскому персоналу. Это происходило в том числе потому, что по отношению к нашим согражданам у западных менеджеров существовали определенные стереотипы, предубеждения. Со временем ситуация изменилась кардинально. Не ошибусь, если скажу, что сегодня руководство западной компанией в России западными менеджерами — скорее исключение, чем правило. Это свидетельствует о том, что уровень доверия к российским менеджерам как со стороны центральных офисов западных компаний, так и со стороны акционеров западного бизнеса существенно вырос. Я думаю, что мы сегодня подошли к пониманию того, что существенной разницы в том, какие элементы культуры, какие ценности важны для цивилизованного ведения бизнеса — как для западных бизнесменов, так и российских, —  не существует. Другое дело, что «на заре» российского рынка еще не было опыта взаимодействия ведения международного бизнеса в том, как выстроить проектный процесс, и т. д.

Кажется, в западных компаниях все теперь благополучно. Приведу вам пример с восточной.
Несколько лет назад здесь, в Москве, я был приглашен в представительство крупной японской фирмы. Глава представительства — японец. Остальной персонал — молодые, талантливые российские специалисты. Надо сказать, что по японской традиции все работают в общем зале, никаких перегородок. Единственная, стеклянная — между кабинетом главы представительства и общим залом. После завершения встречи я разговорился с одним из сотрудников — молодой девушкой. И она мне сказала следующее: я все понимаю, я пришла в иностранную компанию, здесь такие правила, которые неизменны уже много веков. Но если бы вы знали, в каком постоянном напряжении я нахожусь все рабочее время: никакого личного пространства. И в то же время я ощущаю постоянное наблюдение за собой через стеклянную перегородку со стороны нашего босса. Сколько бы он ни говорил, что он нас ценит, что нам доверяет — меня это не убеждает ни на один процент. А 
как быть в таких ситуациях?

У меня не очень большой опыт взаимоотношений с восточными компаниями — корейскими, китайскими, японскими и др. Ваш пример очень показателен. Со своей стороны хочу также привести пример. Один из моих друзей детства — талантливый инженер — вот уже долгое время живет и работает в Японии. Он рассказывал мне, что когда впервые попал в эту компанию, предложенный ему объем работы оказался смехотворным, был ничтожно мал. В России он привык к гораздо большему. Поначалу он попытался получить дополнительный объем работы, но существовавшие на фирме правила говорили: поручено это задание, и ты его должен выполнить. В какой-то мере это похоже на ваш рассказ: не положено перегородок — сиди, работай и не задавай вопросов. Что происходило с моим другом дальше? Выполнив определенный ему объем работы, он еще до окончания рабочего дня уходил домой. Поначалу это вызывало определенный негатив, прежде всего у его непосредственных руководителей. Но когда стало ясно, что его деятельность уникальна и он представляет для компании очень большую ценность, высшее руководство дало ему карт-бланш на любые действия. Дополнительная нагрузка — пожалуйста! Сокращенный рабочий день — пожалуйста! Лишь бы он остался в компании и приносил ей пользу.
Понятно, что все люди разные, а таких, как мой друг детства, — единицы. И все же я думаю, что существует определенный период «притирки» между компанией и ее сотрудниками, в течение которого любой разумный руководитель должен понять, какие нормы и правила «работают на позитив», а какие нет, и внести необходимые коррективы. Если применение правил ведет к демотивации сотрудников, к их оттоку и прочим негативным последствиям, руководитель обязан сделать определенные выводы. Если он этих выводов не делает, то их сделает рынок, а руководитель получит кучу больничных листов и заявлений об уходе.

И мой последний вопрос. Как компания Cisco Systems относится к «перебежчикам» — тем, кто поработал в вашей компании, перешел в другую, потом одумался: «Как же было здорово на прежнем месте работы!» и снова приходит в вашу компанию?

Пытаюсь вспомнить, а были ли за 11 лет работы нашей компании в России такие случаи? Честно говоря, не помню такого. Тем не менее, думаю, что если речь идет о единичных случаях, а не о многократных «перебеганиях» из одной фирмы в другую, третью, пятую, то трагедии нет. Каждый человек имеет право на ошибку. Наконец, это может быть ценный специалист. Другое дело, что в каждом конкретном случае необходимо дать понять такому сотруднику: его уход повлек за собой те или иные негативные последствия.
Что касается нашей компании, то текучесть в ней минимальна уже продолжительное время. Более того, в мировом рейтинге компания Cisco Systems является одним из лучших работодателей по общепринятому комплексному показателю привлекательности. Конечно, и от нас уходят сотрудники, но, как правило, на гораздо более высокие позиции. И очень приятно, когда наши люди привносят на новое место ту культуру, носителями которой они были, работая у нас.

 

Интервью одного вопроса

Элементы корпоративной культуры Cisco


Кит Гудвин (Keith Goodwin), старший вицепрезидент Cisco Systems, ответил нам на вопрос о корпоративных стандартах компании

Каждый сотрудник Cisco, в какой бы стране он ни работал, имеет удостоверение личности, на обороте которого перечислены основные принципы корпоративной культуры, так что они постоянно на виду у работников.

— Continuous Improvement/Stretch Goals — постоянное стремление к самосовершенствованию, взятие на себя повышенных обязательств.
— Drive Change — быть лидером в области перемен.
— Teamwork — чувство локтя, дружная командная работа.
— Empowerment — предоставление сотрудникам широких полномочий, личной инициативы. В Cisco считают, что каждый сотрудник компании, независимо от служебного положения, должен иметь возможность принимать самостоятельные решения и строить на их основе свою работу в интересах компании.
— Giving Back — благотворительность. Мы должны не только зарабатывать для компании прибыль, но и давать что-то обратно. Работая в той или иной стране, мы стремимся реинвестировать часть прибыли в эту страну, способствуя ее экономическому и социальному благополучию.
— Fun — самый новый принцип нашей корпоративный культуры, который два года назад ввел глава Cisco Systems Джон Чемберс. Куда бы он ни приезжал в ходе своих служебных командировок, он видел, что всюду сотрудники Cisco работают упорно и напряженно. Но ведь кроме этого нужно и отдыхать, развлекаться. Вот Чемберс и предложил дополнить перечень принципов корпоративной культуры коротким, выразительным словом fun.

 

Журнал «Коммерческий директор» № 10, 10/2006

Темы: Бизнес-образование и литература
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
© KM.RU, Алексей Белкин
Николай Арефьев: «Мы пополняем бюджет за счет штрафов»
Путин назвал минимальную рождаемость, которой надо добиться
Алаудинов призвал ужесточить наказание за разжигание межнациональной розни
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Стоит ли покупать акции Tesla
Летная школа «Победа» (ЕР)
Дешевый хлеб и пальмовое масло добьют жителей России
Thundermother «Dirty & Divine»
Как избавиться от боли в горле?
Российские военнослужащие продолжают строить БАМ-2
8000 за один звонок: как победить обнаглевших телефонных мошенников
«Мы требуем, чтобы Запад дал, по сути, гарантии ненападения на нас; а что будет, если таких гарантий не дадут?»
VIII Международный Великопостный хоровой фестиваль, 9 марта - 4 апреля, Разные площадки
Король и Шут «Официальный саундрек. Часть 1» (интернет-релиз)
Земля потяжелела вдвое: впервые все, что произвел человек, превысило вес всего живого
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.