Евгений Гришковец М.: Махаон, 2007

Евгений Гришковец
М.: Махаон, 2007.
Вы никогда не приглядывались к людям, которые вас окружают? К коллегам по работе, соседям по квартире и даче, бывшим однокашникам, случайным попутчикам? Нет? Ну и напрасно! Среди них наверняка попадаются люди не просто необычные, а прямо-таки необычайные, исключительные, достойные стать героями если не захватывающего романа, то, по крайней мере, интересного рассказа.
Настоящий художник, будь то писатель, артист или музыкант, тем и отличается от простого неталантливого человека, что он умеет, глядя туда же, куда и все, видеть в самых обычных вещах что-то особенное. И не просто видеть, но и делать из этого искусство. Именно такие мысли возникают в голове, когда читаешь новую книгу Евгения Гришковца, которую он назвал «Следы на мне». В ней известный драматург, актер и прозаик в очередной раз рассказывает о себе. Но как рассказывает!
Выражаясь точнее, в «Следах на мне» Гришковец пишет не столько о самом себе, сколько людях, которые в разные моменты жизни произвели на него огромное впечатление – так сказать, оставили след. О тех самых исключительных, феерических людях, которых так много вокруг каждого из нас, но которых очень мало кто способен заметить и по-настоящему оценить. Читая книгу, убеждаешься, что персонажи действительно выдающиеся – специально таких не выдумаешь.
В городе Кемерово в квартире сверху над Гришковцом жил участковый. Этот участковый несколько раз в неделю собирал у себя дома «Клуб одиноких милицейских сердец» - пил, орал песни и дебоширил по ночам. Жаловаться на него было бесполезно, да и некому – он же участковый.
В Кемеровском государственном университете на филологическом факультете Гришковца учил настоящий злодей - страшный декан Данков. Злодей бескорыстный и иррациональный, и от этого еще более страшный.
Среди кемеровских друзей Гришковца был художник Серега, который так и не осуществил ни одного своего арт-проекта, но зато вся его жизнь была одним сплошным арт-проектом. Гришковец очень завидовал, что он так не может – творить внутри себя и только для себя.
Подобных историй в книге множество, и все невероятно смешные. Гришковец пишет нарочито просто – короткими предложениями, не прибегая к сложным метафорам или затейливым сюжетным поворотам, имитируя обычную живую человеческую речь, как бы травя байки. Но при этом его проза сложена очень искусно: при всей лаконичности она концентрированная, психологический портрет рисуется и ситуация характеризуется всего несколькими меткими словами, и предельно драматичная – как удачный анекдот.
Кроме своей литературной изощренности «Следы на мне» подкупают каким-то удивительно чистым и светлым взглядом на жизнь. Три ситуации, упомянутые выше, могут заставить подумать, что нехороших и досаждающих людей автору попалось больше, нежели приятных. Но такое впечатление обманчиво - его создает пересказ, а в самой книге ничего подобного не ощущается. Наоборот, она проникнута позитивным изумлением и благодарностью по отношению даже к самым вредным экземплярам. В конце концов, столько впечатлений!
Очень веселая и добрая книга про нас и нашу жизнь – чрезвычайно рекомендуем.
Комментарии читателей Оставить комментарий