Автором «Теркина» был Боборыкин

Несомненно, что первенство в авторстве произведения под названием «Василий Теркин» принадлежит полузабытому русскому писателю Петру Боборыкину. Он опубликовал роман с этим названием в 1892 году. Однако у первого в русской литературе Теркина была совершенно иная судьба…
Известный нам Теркин, на деле же Теркин-2, появился в 1939-1940 г.г. в дни советско-финской войны. Литераторы, работавшие в редакции газеты Ленинградского военного округа «На страже родины», среди которых был и Твардовский, придумали юмористическую рубрику с постоянным героем. По форме эта рубрика представляла подобие комикса — картинки со стихотворными подписями. Герой — «некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная»; назвали его Васей Тёркиным. . Для газетной рубрики Твардовский написал несколько стихотворений, ставших первой пробой героя будущей «книги про бойца». Совпадение имени героя с главным персонажем романа П.Д.Боборыкина, скорее всего, было все-таки случайным. Во всяком случае, Твардовский в то время о существо-вании романа Боборыкина не знал.
Дореволюционный же Василий Теркин был не находчивым солдатом, а коммерсантом. По словам М.Горького, Боборыкину первому в русской литературе удалось воспроизвести облик просвещенного, политически мыслящего купца, который, сам выйдя из народа, хочет «дать полный ход всему, что в нем кроется ценного, на потребу родным угодьям и тому же трудовому и обездоленному люду».
Петр Дмитриевич Боборыкин (15(27).VIII.1836—12.VIII.1921) оставил огромное литературное наследие. Романы, повести, рассказы, драматические произведения, литературно-критические и публицистические статьи, театральные рецензии, корреспонденции, фельетоны, мемуары — все написанное им едва ли может уместиться и в сто томов.
Журналист И. Ясинский вспоминал о нем: «Свои романы он всегда диктовал стенографистке и в два часа сочинял два печатных листа. На время работы он одевался как паяц: в красную фуфайку, облипавшую тело, в такие же красные, невыразимо красные туфли и в красную феску с кисточкой; при этом он прыгал по кабинету и страшно раскрывал рот, чтобы каждой букве придать выразительность».
Боборыкин среди русских писателей был одним из образованнейших. В студенческие годы (1856—1860) он изучал юридические науки в Казанском университете, физику, химию и медицину — в Дерптском. Владея несколькими иностранными языками и подолгу живя за границей, Боборыкин и позже проявлял живейший интерес к западно-европейской науке, неустанно пополняя и углубляя свои знания. Естественные науки, философия (в частности эстетика), история, социология, история западной литературы, сценическое искусство, музыка — все это входило в круг его интересов.
Торопливость, с какой он спешил откликнуться на то или иное явление общественной жизни, дала повод И. С. Тургеневу для шутливо-иронического отзыва о нем (в письме к М. Е. Салтыкову в 1882 году): «Я легко могу себе представить его на развалинах мира строчащего роман, в котором будут воспроизведены самые последние «веяния» погибающей земли. Такой торопливой плодовитости нет другого примера в истории всех литератур! Посмотрите, он кончит тем, что будет воссоздавать жизненные факты за пять минут до их нарождения!»
Особенность дарования Боборыкина, названная Тургеневым торопливой плодовитостью, и породила те свойства его писательской манеры, которые справедливо ставились ему в упрек: отсутствие глубины понимания жизненных явлений, объективистское изображение действительности, фотографически точное воспроизведение мельчайших деталей быта, пейзажа, наконец точное портретирование персонажей, позволявшее современникам легко угадывать их оригиналы.
Эта манера письма Боборыкина с изобилием мелких подробно-стей, «протоколизм» его произведений давали его современникам основание называть его «русским Золя». Сам Боборыкин очень ценил этого писателя, он был одним из первых пропагандистов его творчества в России.
Из всего написанного Боборыкиным наиболее удачными были романы «Дельцы» (1872), «Китай-город» (1882), «Василий Теркин» (1892).
Боборыкину приписывается и еще одно заслуга перед русской культурой: считается, что именно он ввел в речевой оборот незаменимое для нас слово «интеллигент».
Комментарии читателей Оставить комментарий