]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Главное
Главная → Главное
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Сказки Андерсена считались непристойными

00:00 21.01.2001

Возмущение современников Андерсена вызывали сказки «Новое платье короля» и «Огниво». Критики усматривали в них отсутствие морали и уважения к высоким особам. Это, прежде всего,


Возмущение современников Андерсена вызывали сказки «Новое платье короля» и «Огниво». Критики усматривали в них отсутствие морали и уважения к высоким особам. Это, прежде всего, наблюдалось в той сцене, когда принцессу ночью собака приносит ночью в каморку к солдату.

«Никто, верно, не станет утверждать, - писал критик, - что чувство приличия у ребенка усугубится, когда он прочитает о спящей принцессе, едущей верхом на спине собаки к солдату, который целует ее, после чего она сама, проснувшись, рассказывает об этом прекрасном происшествии, как об «удивительном сне».

Но современники Андерсена подходили к его произведениям с традиционными мерками. Они считали, что сказки предназначены исключительно детям и не чувствовали своеобразия творческой манеры датского писателя.

Впрочем, современники знали, в отличие от нас не только Андерсена-сказочника, ведь его творческое наследие значительно обширнее: 5 романов и повесть «Счастливчик Пер», более 20 пьес, бесчисленное множество стихотворений, 5 книг путевых очерков, мемуары «Сказка моей жизни», обширная переписка, дневники. И все эти разножанровые произведения по-своему способствовали созданию оригинальной литературной сказки Андерсена, о которой норвежский писатель Бьернстьерне Мартинус Бьернсон справедливо заметил, что в ней «есть и драма, и роман, и философия».

Одна из черт сказок Андерсена – их двойная адресация. Константин Паустовский считал, что у Андерсена «в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут постичь только взрослые». Сохранив сказочную среду и доступный детям язык, Андерсен вложил в свои произведения мысли, которые понятны их родителям. В самом деле, дети поддаются очарованию вымысла, их привлекает победа Добра над Злом, сюжеты, их яркие фигуры, быстрая смена эпизодов, подробные описания, при всей андерсеновской точности и лаконичности художественных средств, познавательность, юмор. Взрослые находят в сказках Андерсена глубокую философию, более реальный и более общий смысл, который легко свести к афоризму, пословице, крылатому выражению, придуманным самим писателем и широко бытующим по сей день: «А ведь король-то голый!», «Не беда появиться на свет в утином гнезде гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца», «Принцесса на горошине» и т.п. Андерсен для детей и Андерсен для взрослых – это, по существу, два разных писателя в одном лице и в одном и том же произведении: первым понятен в основном его юмор, вторым – ирония и сатира. Диана Вебстер в своей пьесе «Жизнь и умирание» переносит ситуацию из сказки Андерсена, услышанной в детстве, на свою жизнь и жизнь своей семьи: «Мой отец умер в моем незаконченном светло-зеленом жакете. Я убрала жакет в шкаф. Всякий раз, когда я видела его, я вспоминала, что отец умер в нем, в этом грубошерстном жакете. Я никогда его не носила. Он напоминал мне крыло одиннадцатого лебедя в сказке Андерсена, которую мне читала моя бабушка, когда я была маленькой: рукав рубашки из крапивы, которая обжигала и покрывала волдырями руки сестры. В сказке ничего не говорится о том, как чувствовал себя младший брат, оставшись с крылом вместо руки. Напоминала ли ему она о боли, и печали и изгнании? Или это означало любовь и радость, мир в сердце его сестры и конец истории…»

Самуил Маршак предполагал, что еще один секрет Андерсена в том, что он меняет местами волшебный и реальный миры: «Волшебное царство превращается у Андерсена в жилой, понятный, знакомый мир. Чудесное так смело и удивительно сменяется у него реальным, простым, ощутимым, что мы чувствуем себя как дома и в пещере, где живут ветры, и в подводном саду морской царевны, и в лесном холме, полном таинственной жизни. Но зато дома, в самой обыкновенной комнате, мы встречаемся с чудесами, которые обступают нас со всех сторон». При этом Андерсену свойственно удивительное чувство меры, у него нет и следа ложной красивости: «Хлопья метели, кружащих у ног Снежной королевы, превращаются, разрастаясь, не в серебряных лебедей, а просто-напросто в крупных белых кур».

Говорят, что мальчику Андерсену однажды рассказали, что прямо под мельницей, где он любил сидеть и мечтать, по другую сторону земного шара, находится Китай и что китайцы довольно легко могут прокопать подземный ход в родной город Андерсена Одензе и внезапно появиться на улицах заплесневелого датского городка в своих красных атласных халатах, расшитых золотыми драконами и с изящными веерами в руках. Возможно, это как-то повлияло на мировосприятие Андерсена, который быстро и естественно мог сменить в своем воображении один мир другим и почувствовать себя естественно в новой, незнакомой ситуации. Во всяком случае, в одной сказке этот след точно можно найти. Ведь «Соловей» начинается странным и изысканным утверждением: «В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные – китайцы».

Темы: Литература в мире
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
© KM.RU, Наталья Ступникова
У школы отнимут функцию оценки знаний?
Дмитрий Песков © KM.RU, Алексей Белкин
Песков: украинский и ирано-израильский конфликты несопоставимы
Фельдшеры и акушеры смогут заменять участковых врачей
Точка раздора: в Баку кипят страсти вокруг ареста азербайджанцев в Екатеринбурге
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Torch Project и др. «Созвездие»
«Восстановление памятника Дзержинскому – не вопрос отдания должного его заслугам»
Кто выдал секреты британской провокации против России
Агорафобия: причины, симптомы, лечение и профилактика
Сергей Крынский и «СКиП», 15 февраля, Бар ХЗ
Ермен Анти «Черный карнавал»
«Патриотизм или провокация»: как власти восприняли инициативу возвращения памятника Дзержинскому
Рыба Фугу: кто она такая?
Мигранты провоцируют политический взрыв в Прибалтике
Ничего Кроме Правды feat. Магнитная Аномалия «Нирвана» (интернет-сингл)
Жанна Агузарова отдала дань жертвам пандемии
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.