Страна чудес без тормозов и Конец света

Харуки Мураками
М.: Эксмо, 2003.
Про что: Популярный японский писатель Харуки Мураками сложил предлагаемый вашему вниманию роман из двух параллельных сюжетных линий, причем вынес в название книжки обе. "Страна чудес без тормозов" - это динамичный фантастический экшн, разворачивающийся в центре Токио, а "Конец света" - тихое и размеренное повествование о затерянном непонятно где Городе. Обе линии кажется автономними, однако в финале романа между ними выясняется глубокая внутренняя связь.
Читать книгу на Lib.km.ru
"+" ПОНРАВИЛОСЬ "-" НЕ ПОНРАВИЛОСЬ
Живо и интересно.
Страннее, чем обычно.
Разнообразие и буйство фантазии поражает.
Возможно, этак книжка чуть ли не лучше других.
С фантазией местами даже перебарщивают.
Характеры схематичные, как в комиксах.
А вообще, если не считать, что Мураками просто надоел, все очень хорошо.
Харуки Мураками у нас в стране читают если и не очень давно, то очень активно, поэтому можно говорить о неком его устойчивом образе мураками, сложившемся в читательском воображении. Надо сказать, все вышедшие на русском произведения Мураками, не поражают какой-то особой разноплановостью. Можно даже сказать, что Мураками – это писатель одного жанра с конечным числом сюжетных ходов и фишек, - с той только особенностью, что этот жанр он себе придумал сам.
За то его, похоже, и любит публика. Простецкая – за постоянство, продвинутая – за оригинальность.
В этом смысле нововышедший (все-таки новой книжку, написанную в 1985 году никак не назовешь) роман Мураками не то что идеально отвечает ожиданиям, но кажется даже опережающим их на несколько шагов.
В том, что это все-таки мураками, сомнения не возникает. Тот же, что и всегда, загадочный герой-отшельник-раздолбай, считающий себя обыкновенным, и в то же время очень даже необыкновенный. Так же, как и всегда, он попадает в самый что ни на есть эпицентр мирового заговора полумистических сил. Так же, как и всегда, его окружают-помогают-удивляют женщины со странностями: одна – удивляющая своей приятностью толстушка, другая – жрет, как бегемот, но при этом не толстеет.
С другой стороны, некоторые аспекты устойчивого образа мураками доведены до логичного предела. Муракамиевский мир, обычно просто странноватый, здесь уже и вовсе едет с катушек. С ума сходят и время, и пространство, и вообще все, за что только можно ухватиться нормальному сознанию. Человек заходит в небоскреб в центре Токио, а попадает в подземную пещеру, скрытую водопадом. Громкость естественных звуков, оказывается, можно прибавлять и убавлять, как на магнитофоне. При входе в Город у человека с пяток соскабливают тень.
И это еще только намеки на весть тот бред, который тут творится. На самом деле все гораздо хуже. Отсылки к “Стране чудес” совсем не случайны и весьма себя оправдывают.
С третьей же стороны, тут есть кое-что, по-настоящему сбивающее с толку и обескураживающее. Вырисовывающийся в романе жанровый коктейль – вот что оставляет ощущение наибольшего безумия.
Размещенная на форзаце карта как-то невольно вызывает ассоциацию с фэнтези. В дальнейшем эта ассоциация поддерживается – неспешным повествованием о странном Городе за высокой стеной, единорогами, романтичной фантастикой. Однако точно с таким же успехом и ломается – параллельной сюжетной линией, динамичной, с участием каких-то неведомых высоких технологий, с информационными войнами в духе чуть ли не киберпанка.
Термины “киберпанк” и “фэнтези” носят тут условный характер, потому что на самом деле это ни то и ни другое. Да и вообще толком не понять, какое: то ли гибрид Павича с “Матрицей”, то ли Льюиса Кэррола и Киром Булычовым. Пожалуй, точнее всего ситуацию опишет одновременное сравнение с мультиком “Акира” и мультиком “Унесеные призраками”. Наверное, оттого, что оба тоже японского производство.
Очень хочется сказать, что этот роман – лучшее, что вышло у Мураками на русском языке. Здесь практически нет обычного для мураками занудства на тему поколения, раздолбайства, одиночества; а есть хорошее, живое, интересное, сочное, без провисаний, сюжетное повествование.
Честно говоря, неожиданно хорошее.
Комментарии читателей Оставить комментарий