Графоман опасен для ребенка

Детское чтение нельзя отложить на «потом». В детстве интересы быстро переключаются с одного на другое, и любопытство ребенка требует немедленных ответов. Этот азарт к увлекательному чтению при еще несформированном вкусе делает малышей совершенно беззащитными перед графоманами и ремесленниками от литературы. Взрослый, наткнувшись на плохую книгу, пожмет плечами и отбросит поделку, а ребенка плохая книга может его просто-напросто покалечить.
Между тем, без сомнения, детское чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации.
Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от нечитателей в своем интеллектуальном развитии. Они способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть речью. Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Что же происходит сейчас на рынке детской литературы в России? Издатели, в основном, ориентируются не на содержательную сторону публикуемой литературы, а на сиюминутную экономическую выгоду.
Сегодня проще и дешевле выпускать красочные переводные энциклопедии, снабженные шаблонными иллюстрациями и микроскопическими комментариями. Понятно, что издание подобной литературы не требует приобретения авторских прав и выплаты миллионных гонораров. Ведь у мастеров рассказов о природе Пришвина, Чарушина, Сладкова есть наследники, и многие из них, по слухам, настолько рьяно пытаются заработать на творчестве своих прославленных родственников, что требуют деньги даже за включение той или иной повести в хрестоматию и учебники. В результате школьники остаются без классических повестей о природе родного края, зато вовсю познают флору и фауну Африки и Америки.
Экономностью российских издательств объясняется и появление многочисленных безымянных книг-сериалов о Барби, о страшных чудовищах и роботах-убийцах. Как правило, сочинения эти пишутся студентами факультетов журналистики, которые не жалеют изобразительных средств, смакуя весьма пикантные приключения длинноногой куклы или кровожадность железных монстров.
Не менее красочны и бесполезны многочисленные так называемые адаптированные книги. В виде краткого пересказа для самых маленьких сегодня выходят такие произведения, как "Остров сокровищ", "Собака Баскервилей", "Робинзон Крузо", "Белый клык", "Айвенго".
Что же касается современных детских писателей, то они трудятся не покладая рук. Правда, экономические проблемы позволяют постоянно публиковаться только наиболее признанным из них. Не менее 2-5 книг в год выходит у Григория Остера, Сергея Козлова, Кира Булычева, Эдуарда Успенского. Не желая выпасть из обоймы, писатели сочиняют очень быстро, времени на придумывание новых персонажей у них нет, и они все чаще обыгрывают старых героев. Так, Софья Прокофьева написала за последние пять лет несколько продолжений "Приключений желтого чемоданчика" и теперь работает над бесконечным сериалом о Белоснежке, а Эдуард Успенский в своих сказках и вовсе использует персонажей русских народных сказок. В десяти частях существует нынче повесть о Буратино, более двадцати продолжений есть у приключений жителей Изумрудного города.
«Детям надо давать только то, что годится и для взрослых, - утверждал в одном из писем А.П.Чехов, автор «Каштанки» и «Белолобого». - Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений». Интересно, согласятся ли взрослые сегодня сами прочитать с удовольствием то, что предназначается ныне для чтения ребенку? И как они назовут эту литературу?
Комментарии читателей Оставить комментарий