Церковное вино

Сцена Тайной вечерни дала начало многовековой традиции богослужения, послужив прообразом Таинства Причащения. Христос подал ученикам чашу вина со словами: «Пейте из нее все. В чаше сей кровь моя, которая изливается во оставлении грехов ваших. Сие творите в воспоминании обо мне». С тех пор верующие, причащаясь, под видом хлеба и вина вкушают самого тела и крови Христовой для вечной жизни. Каким должно быть церковное вино? В чем особенности красных десертных вин России? И почему фальсификация российских вин началась именно с этой категории винопродукции?
Стоглавым собором 1551 года в монастырях были разрешены к употреблению только «фряжские» красные вина из Генуи. На кораблях, вокруг Европы, через Архангельск «фряжское вино» доставлялось в Россию и закупалось церковью на Моложской, Макарьевской и Новгородской ярмарках. Конечно, это вино было очень дорогим. Поэтому уже в начале XVII столетия астраханские монахи высаживают вблизи монастыря закавказские виноградные лозы.
В 1658 году воевода Ромодановский отправляет в Москву 41 бочку церковного вина.
В XVII века в качестве церковного вина использовались монастырские вина волошских и молдавских виноградников. Однако российского вина для церкви явно не хватало — его производилось слишком мало. Чтобы покрыть этот дефицит, в конце XIX столетия Россия для нужд церкви закупает в Западной Европе большие партии густых красных сладких вин под названиями «Рогом» и «Беникарло». «Беникарло» было настоящим сладким вином из винограда и получило свое название от испанского города на Среднем море. Ну а слово «рогом» обозначает неопределенную смесь крепких напитков из Франции и Германии. То есть фальсификат церковного вина.
Собственно, период массовой фальсификации поставляемых в Россию сладких красных вин начинается с XVIII столетия — до начала массового импорта. Российские фальсификаторы не пугаются ни царских указов, ни постановлений Святейшего Синода, грозящих наказанием за их подделку. Хотя запреты на любые примеси невиноградного происхождения были суровые: «Кто дерзнет кроме самого виноградного вина, на иных винах и соках, или вино кислостию во оцет притворится, или с чем смешено будет, никакоже таинства совершит, но согрешит иерей тяжко, смертно».
Мошенники действуют нагло — в Москве, Нижнем Новгороде, Одессе, Ростове, изготавливая огромные партии подделок под именем «Церковное вино». В их доморощенных рецептах фигурируют «чихирь» (красное сухое вино северного Кавказа), вода, хлебный спирт, сахар, патока и даже черничный морс. Для подделки дорогих сортов церковных вин использовалось в смеси настоящее испанское «Беникарло»; дешевые сорта состояли в основном из «чихиря», воды, сахара и черничного морса, иногда с добавлением спиртных настоев ароматизированных трав.
Вольная продажа фальсифицированных напитков с названием «Церковное» составляла тогда в России около пяти миллионов декалитров в год. Они были дешевле водочных изделий, не облагались налогами и пользовались высоким спросом у населения. Так возник народный напиток, являвшийся, по сути, чернично-сахарным продуктом на воде, спирте и вине.
Для нужд 48000 церквей России ежегодно требовалось около 300 тысяч декалитров вина, а четкой регламентации по его происхождению, составу и качеству просто не существовало.
Решить эту проблему взялся состоявшийся в 1902 году в Москве первый российский съезд виноградарей и виноделов. Председательствовал на съезде выдающийся российский винодел князь Л.С. Голицын, стоявший за чистоту российских вин. Постановлением секции «Церковное вино» было решено определиться с двумя типами такого вина: первый — для нужд церкви, второй — для внецерковного потребления. Для нужд православной церкви разрешалось готовить два вида вина: сладкое красное вино типа кагор и сухое красное, к которому привыкло население южных регионов России. Кроме того, в постановлении подчеркивалось, что перепродажа церковного вина с целью наживы недопустима.
Вторым типом — для внецерковного потребления — и стало любимое народное вино кагор (по названию города Каор во Франции).
В обоих случаях разрешалось готовить вино только из винограда. Для повышения крепости можно было использовать только чистый виноградный ректификованный спирт; сахаристость вина можно было повышать только с помощью сгущенного виноградного сока.
Первый российский закон «О виноградном вине России» был утвержден 24 апреля 1915 года императором Николаем II. Целью закона было оградить вино от всякого рода подделок и использования в изготовлении посторонних материалов: сахара, хлебного или крахмало-паточного спирта, экстрактов трав, воды. В законе, в частности, были определены требования для производителей церковных вин: «Церковно-богослужебное вино готовят благонадежные и добросовестные винодельчиские фирмы для всех епархий, всех церквей Святейшего Синода».
Тогда же появились и технологические основы приготовления сладких церковных, а с ними и других отечественных красных десертных вин.
При поддержке Л.С Голицына их разработал профессор М.А. Ховренко, профессор М.Ф. Щербаков, виноделы “Магарача” и “Массандры” С.Ф. Охременко, И.А. Биянки, А.В. Келлер и другие.
Таким образом традиционное церковное виноделие с одной стороны и вкусы потребителя — с другой постепенно сформировали современные технологии производства красных десертных вин. Назовем лишь некоторые из них: “ Какгор Южнобережный”, “Кагор Украинский”, “Чумай”, “Узбекистон”, “Кюрдамир”, “Черный доктор”, “Золотое поле”, “Дагестан”, “Геташен” “мускат черный Массандра”, “Алеатико Аю-Даг”, “Прасковейское”, “кабардинское”, “Юбилейное Магарача”, “Ай-Серез”. В каждом из них — неповторимое гармоничное сочетание вкусовых оттенков6 от чернослива, топленых сливок или цареградских стручков — до какао, ванили и шоколада. Эти вина награждены десятками золотых и серебрянных медалей международных конкурсов. В них — многолетний творческий труд виноделов России, Украины, Молдовы, Азербайджана, Армении, Узбекистана.
Но в наше время, как и много лет назад, существует множество фальсифицированных церковных вин. Их выпускают под привлекательными названиями — “Церковное”, “Пасхальное”, “Монашеское”. Фальсификаторы снабжают бутылки интригующими номерами на этикетках и описаниями несуществующих лечебных свойств, совершенно не учитывая канонических требований церковного виноделия. В них чаще всего — все тот же, знакомый нам “коммерческий” набор ингредиентов: вино, вода, сахар, спирт, травы.
По старинным российским традициям церковное вино должно быть не только густой окраски, сладким и умеренно крепким, но, чтобы свершилось Таинство Причастия, оно должно быть изготовлено только из чистого виногадного сока без каких-либо посторонних примисей.
Предоставлено журналом «Российский альманах вин».
Комментарии читателей Оставить комментарий