Паутина

Мерси Шелли
СПб.: Амфора, 2002.
Про что: Действие романа происходит в недалеком будущем. Будущее это весьма киберпанково и антиутопично. Народ, закормленный высокими сетевыми технологиями, находится под полным контролем охранных спецслужб и рекламщиков. Пожилой профессор зарубежной литературы, в прошлом хиппарь и модный поэт-прозаик, уволенный из университета за слишком гибкий ум и длинный язык, при помощи двух молодых программистов создает целую банду виртуальных диверсантов. Этаких “Вольных Стрелков”, возглавляемых “Робин Гудом”. И попадает не то чтобы под прицел спецслужб, а в самый эпицентр, болевую точку некой живой Паутины.
Читать книгу на Lib.km.ru
"+" ПОНРАВИЛОСЬ "-" НЕ ПОНРАВИЛОСЬ
Жутко захватывающе.
Огромная степень попадания в точку.
Почти каждый абзац просится в притчу, а предложение - в афоризм.
Вообще дает огромную фору всему, что писалось на русском языке за последние десять лет.
Местами понятно только программистам и давним адептам сети.
Многие обязательно скажут, что чересчур умно и читать не будут.
К сожалению, немного теряется в потоке ныне модного киберпанка.
Довольно пессимистично.
Мы нечасто об этом задумываемся, однако технический прогресс движется какими-то пугающими темпами. Еще совсем недавно загадочное иностранное выражение виртуальная реальность для обычного гражданина, не отягощенного техническим образованием и не особенно чем-то таким интересующимся, было эзотерическим термином, пропуском в странный мир посвященных. Чем-то подобным, наверное, в свое время была какая-нибудь трансцендентальная медитация, которая почему-то считалась ужасно модной, но с чем если кто и сталкивался, то лишь отчасти.
Всемирная сеть, меж тем, сделалась столь же органичной частью быта, что и пылесосы с автоматическими стиральными машинками, и, более того, понемногу начала смыкаться с тем, что никому ни в жизни не пришло бы в голову с ней соотносить. Например, с теми же пылесосами.
Иной раз не знаешь даже, где, собственно, сеть, а где нет. Вот была, скажем, раньше литература, которая жила и читалась в сети (то и другое, как вы понимаете, совершенно бесплатно) , которая создавалась буквально на глазах и была мало отделима от тусовки, а была просто литература, которая покупалась, стояла на полке и преподавалась в школе.
А теперь поди пойми – где то, а где другое. “Евгения Онегина” Пушкина можно запросто скачать, причем вместе с картинками на любой вкус и комментариями, а абсолютно и всецело сетевой роман “Паутина” – пожалуйста - купить на лотке в твердой обложке.
“Паутина” была известна в русскоязычной паутине примерно с 1998 года. Тогда она была подписана двойным псевдонимом “супругов Перси и Мери Шелли” (были в свое время такие друзья у лорда Байрона, он – поэт, а она - автор впоследствии знаменитого “Франкенштейна”), в печатном варианте сросшийся в единое “Мерси Шелли”, и связана со многочисленными литературными и внелитературными акциями.
Одной из таких акций был целый театр активных виртуальных персонажей, самым ярким из которых была “образованная и отвязная” Мери Шелли, по поводу которой общественность долго сомневалась, все-таки мужик за этим именем скрывается или не мужик (позже выяснилось, что, как многие и подозревали, мужик, причем почему-то именуемый просто “Лехой”), и которой приписывалось авторство романа. Однако не суть.
Сказать, что книжка (черт! вот ведь привычка мерить литературу, даже вышедшую из сети, в книжках!) хорошая – это все равно что ничего не сказать. Книжка просто прекрасная. Настолько, что нее совершенно не хочется ни пересказывать, ни рецензировать, а хочется просто приводить кусками. Такая книжка которая, будучи увлекательной, не вдается в дешевую детективность, и умной – в досужий эссеизм. Книжка, просто блестящая по техническому исполнению и при этом делающая читателю катарсис. Рядом с ней мало что можно поставить не только из фантастики, но и из русскоязычной литературы последних десятилетий вообще.
Короче, одна из тех книжек, после прочтения которых иногда возникает желание убить автора, “патамушта низя быть на свете красивой такой”.
Кроме всего прочего, эта книга будит огромное количество соображений, интерпретаций и домыслов. В частности, о тех интересных взаимоотношения литературы и сети, с которых мы начали рассуждения. Не смотря на то, что роман сетевой и посвящен сети, главный герой в нем не технарь, а филолог и литератор, так что внимание теме судьбы литературы в гипотетически грядущем обществе Всемирной Сети тут уделено самое пристальное.
И судьба эта выглядит неутешительно. Мало того, что вся она радостно переселяется в сеть и на компактные носители - она вообще если кого-то и интересует, то только специалистов. Последние же, состоящие в основном из работников рекламы (которая получает название “просвещения”), так растаскивают ее на слоганы, что, резюмирует главный герой, уж лучше бы ей сгореть от стольких-то там градусов по Фарингейту.
Меж тем, так и хочется верить в то, что сетевое будущее не так уж беспросветно, и, может быть, процесс почему-нибудь возьмет, да и пойдет в направлении, обратном указанному автором. Ведь, в конце концов, не может быть случайным тот факт, что в романе, чье право считаться русским сетевым романом номер один (в смысле романа про Сеть) вряд ли кто-то оспорит, почти нет чисто сетевых приколов вроде интерактивности и гиперссылок. Что его с удовольствием прочтут сугубые гуманитарии и поймут.
И что, самое главное, на дворе двадцать первый век, а он все-таки вышел на бумаге.
Комментарии читателей Оставить комментарий