Издательства узнали секрет клонирования

На первый взгляд, эти книжные обложки очень похожи. Во всяком случае, кажется, что это книги-родственники, у которых один и тот же папа-издатель и одна и та же мама-библиотечная серия. Между тем, одна из этих книг издана издательством "Азбука" в серии "Азбука-классика", а вторая - издательством "ЭКСМО" в серии "ЭКСМО-классика". Случайно ли это сходство?
Конечно, первенство в издании подобных книг в России принадлежит питерскому издательству «Азбука». Серия «Азбука-классика» была начата в 1996 году. Вот что вспоминал по этому поводу ее создатель, ас издательского дела Вадим Назаров, назвав эту серию своей «любимой игрушкой, русским пингвином»:
«Эту серию мы с Крютченко "срисовали" в Лондоне. Вадим Пожидаев со второй попытки сотворил известный теперь всей России дизайн, а Алексей Гордин придумал крутящиеся стойки, которые многих заставили поверить в то, что серия действительно существует. "Классику" я любил за вседозволенность. У нее не было рамок, я мог разрешить себе такую свободу выбора, какая в принципе не доступна в серийных изданиях. Книги всех жанров, времен и народов мирно уживались на зеленой полке, которая, по-моему, уже длиннее, чем бабушка "Азбуки-классики" - "Классики и Современники"» («Петербургский книжный вестник», № 12).
Сейчас имя Вадима Назарова, который из «Азбуки» перешел в издательство «Амфора», уже снято из выходных данных серии. По его признанию, «идея в книгоиздании самое ценное, но именно она ничего и не стоит».
Итак, похожие по дизайну и по названию серии книги стали выходить на рубеже 1999-2000 годов и в издательстве «ЭКСМО». Сходства этого не могли бы не заметить профессионалы, но судя по тому, что шума в прессе не наблюдалось, издательства, видимо, стали осуществлять этот проект по взаимному согласию. Одна из примет их дружеского сотрудничества – выход фантастического романа Гарри Гаррисона «Джон Холм. Молот и крест» под объединенной маркой обоих издательств.
Однако, политика формирования серии у «ЭКСМО» значительно отличается от «Азбуки». В серии питерского покет-бука можно встретить классику далекую и близкую: Платон и Августин Блаженный здесь соседствуют с Хармсом и Павичем. В серии же у «ЭКСМО» выходили, в основном, лишь популярные авторы ХХ века: Селинджер, Набоков, Булгаков, Маркес, Кортасар и 10 (!) книг Франсуазы Саган.
(Знаменательно и отношение «ЭКСМО» к своим классикам - по какому-то символическому недоразумению на сайте издательства рядом с портретом писателя В.В.Набокова помещена биография его отца В.Д.Набокова: из нее следует, что автор «Лолиты» (1954 г.) ценою собственной жизни в начале 1920-х годов спас от смерти П.Милюкова, приняв на себя выстрел).
Получается, что все тихо-мирно, формально проблема авторских прав, видимо, разрешена, и незачем стулья ломать?
Но ведь все подстроено так, чтобы читатель, приученный к тому “Азбука-классика”, это всегда добротный, безошибочный его, читателя, выбор; что эти, пусть очень дешевые, книжки по-своему отмечены печатью престижа, элитарности, пробегая где-нибудь в метро, может по привычке купить и книжку от «ЭКСМО». Он купит близкое, похожее, но все таки «не то», в какой-то мере, он приобретет подделку; увидев похожую обертку, купит вместо шоколада – карамельку.
Ждем Ваших откликов на статью...
Комментарии читателей Оставить комментарий