]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Главное
Главная → Главное
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Абсурд от Марка Розовского

12:29 11.06.2001

В театральном мире Марк Розовский имеет репутацию режиссёра, придерживающегося законов классического традиционного театра. Но за последнее время устоявшееся мнение заметно

В театральном мире Марк Розовский имеет репутацию режиссёра, придерживающегося законов классического традиционного театра. Но за последнее время устоявшееся мнение заметно пошатнулось. Репертуарная политика театра отличается разносторонностью: наряду с интерпретациями Чехова, Карамзина, Шекспира, Толстого и Пушкина, появились и менее одиозные вещи. В настоящий момент практически ни один спектакль не идёт дважды в месяц. Словом, выбор на любой вкус. Мой выбор пал на недавнюю постановку "Лёгкая резь к глазах" по пьесе одного из основателей "театра абсурда" Гарольда Пинтера.

Театр Марка Розовского – это редкая смесь интеллектуального эстетства и отсутствия амбиций. Переводя на язык рекламных слоганов, здесь можно употребить: "Попробуй – полюбишь". В любой работе Розовского явственно высвечивается тема современности. И именно внимание к этой теме перерастает в очень изобретательные и очень яркие театральные формы. Во всём вышеозначенном есть одно "но": театр в своём распоряжении имеет небольшие театральные подмостки. Однако малые средства компенсируются аутентичной актёрской энергией. Да и вообще в настоящее время особой популярностью пользуются театры, так называемой "малой формы", где сжатое пространство является необходимым условием атмосферы спектакля.

"Лёгкую резь в глазах" поставил приглашённый французский режиссёр Раймон Сегре. Факт сам по себе уже интересный. И надо сказать, что опыт удался. Сегре и художник спектакля Ксения Шимановская создали графически чёткое пространство трагикомедии. Абсурдистское действо развивается в забытой Богом провинции (неважно какой, но европейской страны). Декорации незамысловаты, но создающие необходимый элемент камерности всего происходящего. Стол в углу сцены и очертания дачного домика по краям. Действие разыгрывают два человека (Владимир Юматов и Галина Борисова), играющие по началу стандартную семейную ситуацию - с мелкими ссорами и привередливыми замечаниями - за завтраком, вызывающую в зале искренние смешки. ОН (Эдуард) – вроде бы творческая личность, но в глубоком кризисе. ОНА (Флора) – просто жена. Но вот далее происходит ожидаемый резкий поворот событий. Появляется какой-то старик (Владимир Пискунов), продающий невдалеке от дома героев спички. Этот загадочный персонаж, которого зритель большую часть спектакля и не видит, вызывает эмоциональный взрыв спектакля. Пересказывать абсурдистскую пьесу занятие не из простых, поэтому коснусь лишь основного.

Незамысловатый, несуразный, молчащий продавец спичек вынуждает как Эдуарда, так и Флору выплеснуть всё накопившееся и наболевшее. В пустоту, на зрителей, друг на друга. Но эти нескончаемые монологи завораживают. Несётся разнообразный поток слов: дельных, существенных, нечленораздельных, состыкованных наобум, как вагоны сборного товарняка. В алгоритме обвала, камнепадом с души двух людей обрушиваются исповеди, рассказы, лирические признания – до полной распахнутости. Таким образом и создаётся эффект психологической комфортности, т.е. то, что притягивает и держит внимание зрителей.

По сути, комедия, будучи предчувствием абсурда, всегда выходит более безысходной, чем трагедия. Соответственно, меняется и жанровая трактовка, выходящая на уровень психологического реализма. Но Пинтер хитёр, поэтому реальность у него в пьесе идёт встык с абсолютной условностью, когда конкретное, реальное подменяется абстрактно-символическим. Тот же старик в конце оказывается выдуманным персонажем, созданным специально для словесно-душевного излияния главных героев. Идёт построение на уровне взаимных провакаций, как актёрских, так и зрительских. Но благодаря тонкой ритмике спектакля в нём нет проходных сцен.

Театр абсурда универсален. В нём грустное и смешное сочетается так же естественно, как это происходит и в жизни. Чувство юмора здесь основывается на острейшем видении несуразного. В итоге же всё сводится к показу узнаваемой реальности абсурда того, что мы делаем, как поступаем и что при этом говорим.

Изначально заявленная негромкость спектакля лишь прикрывает немое отчаяние героев, а под ленивой неторопливостью будней таятся шквалы. Они пробиваются редко. Соседствуют со смешным. Задавлены сором жизни. В нём глохнут мечты и перегорают порывы. Но в зыбкой текучести дней, в томительной череде бесполезных и мелочных неурядиц, съедающих человека, -- предвестие катастрофы. Точнее, но и страшнее – потребность в такой катастрофе, невольное к ней стремление. А очистительной катастрофы не будет. Не будет и облегчения. Всё обязательно возвратится на круги своя, на ту же упрямую, однообразную и бесплодную карусель жизни. Безысходность с незатухающим огоньком надежды.

"Лёгкая резь в глазах" из разряда пьес, где рассказываются истории, устанавливающие потенциальные модели причин и следствий. Что-то случается, и потом что-то из этого следует. Было ли первое событие причиной второго события? Вело ли первое событие неизбежно ко второму событию? Случилось ли бы второе событие в любом случае, даже и без первого события? Какие ещё события могли бы следовать за первым, если бы персонажи приняли другое решение? Тем самым, аудитория эмоционально и умственно вовлечена в решения персонажей, соглашается или спорит с цепью причин и следствий, представленных в пьесе. Раймону Сегре удаётся умело расставить акценты и вопросы спектакля. Восприятие и ответы за зрителем. Репертуар театра "У Никитских ворот" пополнился ещё одной удачной постановкой.


P.S. Театр "У Никитских ворот" – Б. Никитская, 23 (202-82-19).

Темы: Театр в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Мединский объяснил смысл новой обложки учебника истории для 11-х классов
Больше, ещё больше – налогов, сборов и прочих поборов. Чиполлино отдыхает!
В России в перечень сельскохозяйственной продукции включили бананы
© KM.RU, Кирилл Дуболев
Ситуация критическая. Росстат засекретил данные по демографии в стране
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Секрет элегантности Тины Канделаки
«Уже 12 лет вся система находится не просто в системном кризисе, она находится на пороге разрушения!»
Цифрократия – не медиакратия
Гражданская оборона «Инструкция по выживанию»
Серж: «Я не боюсь пробовать разные жанры и делать абсолютно не привычные для себя вещи»
«Мегаполис», 16 марта, ZooDepo
Как тратят деньги победители лотерей: миф о крупных выигрышах и разоблачение «Столото»
Срочников трех воинских частей угостили традиционными блюдами Казахстана и Белоруссии
«Громыку» спутали с «Секретом» из-за галстуков
FIEND «Цветущий трепет»
«Каста безработных: как будет происходить создание человека-служебного»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.