О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли высшие животные оперировать символами?

Зоя Зорина, Анна Смирнова
М.: Языки славянских культур, 2006.
Последние лет пятнадцать не умолкают сетования о том, что полки книжных магазинов заставлены псевдонаучной или даже откровенно антинаучной продукцией, о том, что СМИ пестрят всевозможными «сенсациями» и, наконец, о том, что массовый читатель готов верить всему подряд. Причину разгула средневекового мракобесия часто видят в том, что в России почти утеряна традиция научно-популярной литературы. Поэтому книга «О чем рассказали “говорящие” обезьяны», в которой доктор биологических наук Зоя Зорина и кандидат биологических наук Анна Смирнова изложили сведения, за сто лет добытые учеными в ходе экспериментов по обучению животных речи, радует уже самим фактом своего появления.
Хотя сама идея научить животное говорить немного отдает «сенсацией», и споры о том, действительно ли звери заговорили или же их просто хорошо выдрессировали, ведутся до сих пор, на самом деле все очень серьезно. Во-первых, в виду имеется не любое животное, а обезьяны-антропоиды (шимпанзе, горилла, орангутан и карликовый шимпанзе бонобо), ближайшие родственники человека. Во-вторых, под «речью» понимается не столько умение животного поддержать разговор о погоде, сколько овладение парой сотен (максимум) искусственно созданных условных знаков, с помощью которых обезьяна может объяснить экспериментатору, что она от него хочет, и понять, что от нее хочет он. В-третьих, праведное возмущение должна вызывать не сенсационность открытия как таковая, а условия, в которых это открытие совершено, и методология исследователя, - а в данном случае научная культура авторов, руководителя и сотрудника лаборатории физиологии и генетики поведения кафедры высшей нервной деятельности биофака МГУ, сомнений не вызывает.
Как показывают З.А. Зорина и А.А. Смирнова, цель большинства ученых, как отечественных так и зарубежных (прежде всего американских), состояла в том, чтобы понять, насколько уникальна способность человека мыслить. И если раньше считалось, что между человеком разумным и животным миром лежит непроходимая пропасть, то теперь выяснилось, что эта пропасть не так уж и непроходима. Оказывается, обезьяна способна выучить и вполне осмысленно, на уровне двухлетнего ребенка, пользоваться так называемым «языком-посредником»: упрощенным языком жестов или специальной клавиатурой со словами-знаками. Более того, в ходе экспериментов выяснилось, что обезьяны могут общаться с помощью языка-посредника не только с людьми, но и между собой, комментировать книжки с картинками, обманывать и даже обзываться «грязным плохим туалетом», - а это уже не спишешь на искусную дрессировку.
Человеку нелегко расставаться со званием царя природы, единственного и неповторимого, и потому исследования мыслительных способностей животных еще долго будут вызывать вопросы и возражения. Однако даже тем, кто отказывается верить в «говорящих» обезьянок, не лишне будет ознакомиться с результатами и всем ходом научных экспериментов. История исследования способности животных в книге З.А. Зориной и А.А. Смирновой – не только обезьян, но и ворон, попугаев и дельфинов - к речевому общению излагается во всех подробностях, со схемами и фотографиями. Вообще то, как охотно ученые-этологи (это касается и самих авторов, занимающихся врановыми птицами, и описываемых ими приматологов) принимают к сведению критику и возражения своих оппонентов, как наглядны и открыты их опыты, наконец, как ответственно они относятся к теоретическим предпосылкам практических результатов своих экспериментов, само по себе заставляет относиться к их словам серьезно. Критики не боится только тот, кто по-настоящему уверен, что правда на его стороне.
Комментарии читателей Оставить комментарий