Без скорби Великой пятницы нет радости Пасхи

Сегодняшний день для всех православных носит название Великой или Страстной пятницы. Это – самый скорбный день богослужебного года. Сегодня церковь вспоминает о страданиях Иисуса Христа, перенесенных Им на кресте за человеческий род.
Страстная пятница считается днем крестной смерти Христа – окончанием Его земной жизни. В этот день соблюдается строгий пост. Существует благочестивая традиция не вкушать в Великую пятницу никакой пищи до окончания чина выноса плащаницы, а затем принимать в пищу только хлеб и воду. По уставу, есть в этот день могут только дети и больные.
В этот день в храмах не служится Божественная литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские часы – чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних.
Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером – читаются 12 отрывков из Евангелия (поэтому богослужение называется Службой 12 Евангелий), повествующих о страданиях Христовых.
В 2 или 3 часа дня совершается вечерня с чином выноса плащаницы. В этом году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл начал служить вечерню в храме Христа Спасителя в 14:00. Плащаницу, плат с изображением в рост Господа Иисуса Христа, лежащего во гробе, устанавливают на возвышении в центре храма и украшают цветами.
На плащаницу принято класть Евангелие, а перед ней ставят кадильницу, постоянно воскуряющую фимиам. В православии принято полагать земные поклоны перед плащаницей, прикладываться к ней. Все богослужения Великой пятницы и Великой субботы начинаются и завершаются не в алтаре, а перед плащаницей.
Вечером в Великую пятницу в храмах служится утреня Великой субботы с чином погребения плащаницы. Утреня Великой субботы имеет заупокойный характер, являясь воспоминанием о погребении Христа. Как на отпевании, все в храме стоят с зажженными свечами. В этом году предстоятель Русской православной церкви начнет совершать это богослужение в храме Христа Спасителя в 18:00.
Традиционно утреня завершается тихим крестным ходом вокруг храма, символизирующим погребение Спасителя. Духовенство во главе крестного хода несет плащаницу, верующие идут следом с зажженными свечами.
'''За разъяснением глубинного смысла Великой пятницы KM.RU обратился к протоиерею Павлу Великанову, главному редактору православного портала «БОГОСЛОВ.RU»:'''
Великая пятница – это самый яркий день из всей Страстной недели: именно в этот день происходит распятие Христа. В этот день в Церкви проводятся особые богослужения для того, чтобы почтить подвиг, совершенный Христом на кресте.
Традиции богослужения этого дня идут с глубокой древности. В дни Страстной седмицы верующие старались собраться в Иерусалиме. После богослужения Великого четверга верующие собирались на горе Елеонской, после чего начиналось особое торжественное шествие, буквально воспроизводившее все моменты, связанные с последними часами земной жизни Спасителя. С одной стороны, из этого ночного шествия, и, с другой стороны, из молитв, посвященных распятию Христа, и плача всей Церкви перед крестом Господним и сформировалась то богослужение, которое сегодня совершается в православных храмах.
Вчера вечером совершалась утреня, во время которой читались 12 страстных Евангелий. С точки зрения каждого евангелиста описываются произошедшие события, представляя нам то, что происходило в это время. Все начинается с прощальной беседы Христа, в которой Господь раскрывается перед нами в особом ключе. Мы видим Господа Бога, готового претерпеть смерть и страдания ради людей.
В Евангелии описано, как Бог берет в руки умывальницу, чтобы омыть ноги своим ученикам, объясняя, что Он делает. Он говорит: «Если я – Господь и Учитель – так отношусь к вам, своим ученикам, то и вы так же относитесь к другим». В этой прощальной беседе Христос расставляет четкие акценты в отношении праведной христианской жизни. Христианин – это не просто тот, кто верует во Христа, а тот, кто в своей жизни поступает так, как поступает Спаситель, кто живет по заповедям Христа. Именно в этой беседе Он говорит о любви к ближним.
Евангелисты в каждом Евангелии рассказывают нам о том, что происходило с момента прощальной беседы до распятия. Страстные Евангелия заканчиваются словами апостола Матфея о том, что Господь был снят с креста, положен в гроб и запечатан особой печатью.
Богослужения Великой пятницы начинаются именно с вечернего богослужения, которое по традиции проходит в наших храмах в четверг вечером. В пятницу же утром совершается богослужение Царские часы, которое совершается лишь единожды в год. Оно призывает нас задуматься о том, что же, собственно, происходит в этот миг: на кресте висит Тот, Кто собственными руками создал этот мир, страдание принимает Тот, Кто исцеляет слепых, воскрешает мертвых, Тот, Кто питает манной Свой избранный народ, который Его же прибивает гвоздями к кресту. Особый трагизм ситуации Церковь подчеркивает строгим постом. Мысль о том, что Христос – это Бог любви, причем любви, себя не жалеющей, находит свое выражение в замечательных по глубине и красоте песнопениях. Сегодня на вечерне происходит вынос плащаницы и поется или читается плач Божьей Матери.
Сегодня каждый верующий должен задуматься над тем, с чем приходит к Христу, как он готовится к Пасхе. Человек должен понять, что без осознания глубины произошедшего в Великую пятницу смысл Пасхальной радости утрачивается. Мы не просто радуемся тому, что Бог воскрес из мертвых, тем самым доказав торжество жизни над смертью: мы радуемся потому, что знаем цену, которую Бог заплатил за возможность научить каждого из нас.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Церковь- сбор, собор и т.д.
Года три назад начало Успенского поста 1 августа Трапезный храм Киево-Печерский храм заходит преславутый кто-бы мог подумать Robert Plant во святыню как все его обезбашенне западные обыватели в шортах, майке с коротким рукавом и кроссовках очень правда дорогих с командой своих клоунов... Потом вышли, сфотографировались у могилы П.А. Столыпина посмеялись по позировали и убежали как дворовые пацаны, мне захотелось им плюнуть в след. Я к тому, что надо расти не в глупости, не в похотях житейских, но в Духе Божием возрастать это несравненно нужнее дело чем то что осталось в молодости. Можно конечно всегда быть в душе молодым, по совместительству покойником в отпуске, но это поверь страшно, ведь жизнь вечна и должно быть не все равно спасти душу или променять на сребреники утех жизни міра сего.
zeppelin У меня в молодости было много кумиров в музыке самые главные из них это Lead Zeppelin, Deep Purple, и Bleak Sabbath. Так я когда я упивался их музыкой не то что об интелекте их не задумывался сам переставал в школу ходить. Ну и что я вижу через 35 лет этого несчастного безголосого Гилана который хоть в Зимбабве готов "когти рвать" чтобы на хлеб заработать. У других лучше хуже но это просто чрево, а Дух...? Душа повторяю немощна.
Я от себя вообще ничего не говорю, но уяснил себе одно, что понимание духовных вещей не сопоставимо с мирскими понятиями Дух творит себе формы, душа немощна. По этому, отклоняться от учения Православной церкви смертельно-опасное занятие. Целые поколения Святых Божиих людей таких как пустынники, затворники, юродивые Христа ради оставляли в разные времена неисчерпаемое богатство практического опыта умного делания, давая обоснования правильного понимания Евангельского учения,- ими создана энциклопедия Библии. В православии есть много толкователей её из Святых отцов,- верьте им, верьте опыту, а не меркантильным бело рубашечникам плохо говорящим по русски снующим по улицам русских городов засланным с одной лишь целью убить веру, вместе с тем и уловить душу, ребята это необычайно важно.
Вед
////Читать надо с осмыслением Ветхий Завет и Евангиле.Возникают вопросы.Какую жизнь вел Иисус Христос.
Какую цель в жизни он ставил.За что его еврейские первосвященники распяли на кресте.Что за люди были 12 его учеников,какого интеллекта и т. д.Вот антифролов и обьясни нам подробнее.\\\
А какие изъяны Вы "нашли" в жизни Апостолов, и уж тем более в жизни Иисуса Христа? И почему Вы узурпируете право "правильного прочтения" Библии тольуо для себя (не приводя ни одной цитаты из нее и своего толковния)? Не много ли на себя берете?