Безработицу попытаются победить переселением

В Минздравсоцразвития подготовлены изменения в Закон «О занятости населения в РФ», которые предполагают содействие государства в организации внутренней миграции с целью повышения трудовой мобильности в стране. Разработчики поправок предлагают бороться с безработицей за счет оказания помощи в переселении потерявших работу граждан на новое место жительства. При этом предполагается, что финансовая поддержка переселению в целях трудоустройства может быть оказана не только непосредственно безработным гражданам, но и членам их семей.
Подготовленный законопроект предусматривает создание единого механизма финансирования расходов официально зарегистрированных безработных граждан в связи с их переездом на работу или профессиональное обучение в другую местность. Документ, в частности, определяет, на что могут рассчитывать безработные при переселении в другую местность. Отныне решившиеся на переезд могут рассчитывать на оплату стоимости проезда и провоза своего имущества и членов семьи к новому месту жительства, суточные расходы за время следования к новому месту жительства, единовременное денежное пособие (его размер будет зависеть от территории переселения и устанавливаться правительством).
Размеры госпомощи будут определяться кабинетом министров применительно к каждому конкретному региону. Аналогичная схема будет действовать в том случае, если речь идет о направлении безработного органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другой регион.
Необходимо отметить, что при том благостном ощущении, которое оставляет данная инициатива, она все же не отвечает на целый ряд принципиальных вопросов. А именно, планирует ли правительство одновременно озаботиться созданием социальной инфраструктуры для детей переселенцев (детские сады, школы), а также созданием рабочих мест для супругов, или же речь идет преимущественно о вахтовом методе «затыкания дыр» в трудовой сфере, что, в свою очередь, ударит по институту семьи и демографическим показателям (и без того не блестящим). Наконец, в связи с озвученными планами может возникнуть опасение, что государство может ограничиться содействием и без того активно протекающему процессу миграции избыточного трудового населения из северокавказских регионов в Центральную Россию – вместо того, чтобы попытаться устранить наиболее вопиющие внутренние миграционные перекосы (например, за счет создания рабочих мест на самом Северном Кавказе, или стимулирования возвращения в этот регион русских специалистов).
'''Инициативу Минздравсоцразвития оценивает политолог Андрей Савельев:'''
– Внешне инициатива властей выглядит вполне разумной. Действительно, люди должны либо самостоятельно искать приложение своим силам, толком даже не зная, где требуются их рабочие руки, либо правительство систематически определяет, в каких регионах возникает нехватка трудовых ресурсов и какого типа. После чего в избыточных с точки зрения наличия трудовой силы субъектах РФ рекрутируются специалисты и перенаправляются на новые рабочие места.
Если ориентироваться на то, что население будет постоянно мигрировать – выполнили определенную работу, а потом снялись с места и переехали на другую территорию, – то процесс будет происходить бесконечно. При этом огромные издержки будут связаны с тем, что людям нужно постоянно обустраиваться на новом месте. Вот почему эта мера, с одной стороны, временная, а с другой – не решающая все проблемы.
Наиболее разумная политика связана с максимально возможным снижением миграционных потоков и предоставлением людям работы по месту их проживания. Другое дело, что в России есть огромные незаселенные просторы Сибири и Дальнего Востока, куда, безусловно, нужно привлекать рабочую силу. Если речь идет о программе заселения пустующих территорий – это можно только приветствовать. Но если правительство на федеральном уровне будет действовать так же, как московские власти, которые приглашают массы китайских добровольцев, захватывающих рабочие места москвичей и жителей России, это будет только приводить к конфликтам.
Что касается выбора – вахтовый принцип трудовой миграции или переезд на новое место жительства, то универсальной схемы здесь не существует. Вахтовый метод применяется там, где организовать проживание не просто дорого, а почти невозможно. В первую очередь это касается регионов с крайне суровым климатом, где организация жилья требует постоянных затрат. В принципе, аксиомой является то, что человеку лучше работать там, где он живет. Это – разумный и традиционный подход. Вахтовый метод организации работы должен составлять исключение и применяться лишь в особых условиях.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Мой знакомый из Рязанской области пытался устроиться работать в Москве. Зарегистрировался у родственников Московской области (имел таких родственников) и даже это не помогло. Оказалось, что они могут его зарегистрировать только на полгода, а стакой регистрацией в Москве не берут. А Таджикам можно работать везде! Где справедливость? Почему чужим приоритет?
Вон сегодня поймали четырех грузинских воров-разбойников. Определить в колонию на острове Врангеля - пусть осваивают Заполярье! А то в любой нашей тюрьме лучше, чем у них в Грузии на свободе, так что обычная наша тюрьма для них не наказание.
а чо,тема!весь Кавказ вместе с Минздравсоцразвития на Крайний Север целину поднимать!(ах,да!модЕрнизация ...!значит,и питерских туда,чтоб не испортились,-золотой фонд однако,подольше его хранить в вечной мерзлоте)!
... ну наконец-то, переселимся в Америку,Канаду,Австралию - да еше страна монетки подкинет....
Пустые хлопоты. Чтобы ликвидировать безработицу надо развивать производство и создавать рабочие места, а не гонять людей с места на место на фоне нерешённых жилищных проблем. Но в условиях диких рыночных отношений, в которую Россию, и бывшие советские республики загнали "реформаторы", вмешательство государства - пустой звук, который приведёт лишь к бессмысленной утечке средств в карманы не тех, кому они предназначались.