«Булава» вновь «пролетела»

Состоявшийся вчера 12-й запуск баллистической ракеты морского базирования «Булава» опять кончился провалом. Военное ведомство и ракетостроители предпочитают хранить молчание, но подробности уже просочились в ряд СМИ. В частности, как сообщают «Ведомости», ссылаясь на источник в оборонно-промышленном комплексе, первые две ступени ракеты отработали штатно и проблемы возникли с третьей ступенью, так что запуск даже можно считать частично успешным – при предыдущих неудачных испытаниях не срабатывала уже первая ступень.
Однако это – слабое утешение. Как недавно [http://news.km.ru/esli_bulava_i_poletit_to_ne_sego рассказывал] КМ.RU, к последнему запуску готовились особенно тщательно. Планировался запуск еще на 24 ноября, и многие уже успели анонсировать его, но в итоге военные и ракетостроители решили перестраховаться и провести дополнительную проверку, во избежание возможных проблем. Но и на этот раз это им не удалось.
Напомним, что последний (по официальной версии) неудачный пуск, 11-й по счету, состоялся 15 июля 2009 года. Ракета самоликвидировалась «из-за нештатного срабатывания первой ступени». В предпоследний же раз (опять-таки, по официальной версии) новую ракету, которая должна стать основным вооружением атомных подводных лодок проекта 955/955A «Борей», испытывали в декабре 2008 года. Во время работы третьей ступени произошел сбой, после чего была отдана команда о самоликвидации ракеты. После этого испытания ракеты на море были приостановлены для проведения наземных стендовых испытаний.
В конце апреля 2009 года заместитель министра обороны России Владимир Поповкин заявил, что «Булаву» вернули на стендовые испытания. По его словам, «необходимо уделить больше внимания технологическим процессам и дополнительно провести целый ряд наземных испытаний ракеты для повышения надежности». В середине июня начальник генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров заявил, что все технические проблемы, обнаруженные в ходе испытаний «Булавы», почти решены. После чего и состоялся провальный пуск 15 июля.
О последующих событиях КМ.RU уже рассказывал. В конечном итоге высшее политическое и военное руководство страны приняло решение любой ценой сделать «Булаву» дееспособной. Как откровенно объявил Владимир Поповкин, «денег и времени у страны сегодня на создание чего-то принципиально нового в части морских стратегических ядерных сил нет».
В результате гендиректор разрабатывавшего «Булаву» Московского института теплотехники Юрий Соломонов ушел со своего поста. Его место занял Сергей Никулин, возглавлявший Московский машиностроительный завод «Вымпел». Данный пост он занял в результате победы в объявленном конкурсе на замещение должности. Тем не менее, Соломонов сохранил за собой пост генерального конструктора.
После всех оргвыводов и разбирательств различных комиссий очередной пуск «Булавы» был назначен на конец октября – начало ноября. Атомная подводная лодка «Дмитрий Донской», как сообщало РИА «Новости», действительно покинула Беломорскую базу в Северодвинске 26 октября, но вернулась туда в ночь на 28 октября. Однако вскоре после того, как «Дмитрий Донской» «впустую» сходил в Белое море, некий «представитель ВПК», близкий к комиссии по расследованию причин последней аварии, сообщил РИА «Новости», что попытка очередного запуска была, но она провалилась уже на старте. Поэтому «Дмитрий Донской» и поспешил вернуться в Северодвинск. Военно-морское командование категорически опровергло это заявление, но анонимный собеседник РИА «Новости» настаивал, «что просто так такие лодки, как «Дмитрий Донской», в море не выходят». Тем не менее тогда же официально было объявлено, что очередные и плановые испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» пройдут 24 ноября 2009 года. Но тогда вместо запуска последовало лишь заявление Интерфакса о том, что испытания состоятся в декабре. В том же сообщении, со ссылкой на анонимный источник, говорилось, что «причины, из-за которых октябрьский пуск не состоялся, проанализированы и устранены». И, тем не менее, последовал новый провал.
Очевидно, пытаясь хоть как-то загладить драматичность ситуации, вчера начальник 12-го Главного управления Минобороны России генерал-полковник Владимир Верховцев как бы между прочим заявил, что «ядерная боевая часть для межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» морского базирования давно готова». И с ней, по словам генерала, нет «и не было никаких проблем». Вчера мало кто понял, к чему бы это заявил генерал. В том, что с боеголовками проблем нет, все и так были уверены (теперь уже закрадывается подозрение – может, тоже напрасно?). Но даже если это и так, то что с этой боеголовкой делать, если ее потенциальный носитель то вообще не летит, то разваливается в полете?
Сейчас, конечно, всем уже понятно, что 10 лет назад и военным ведомством, и правительством, и Московским институтом теплотехники был проявлен невиданный авантюризм (если не сказать хуже), в результате которого под угрозой оказалась обороноспособность страны.
Военные эксперты указывают, что сама предложенная концепция унификации стратегических ракет морского и наземного базирования оказалась «чересчур самонадеянной по замыслу и ущербной в реализации». Предельно упрощая, задумка поручить разработчикам «Тополя» создать его морской аналог подобна тому, как если бы Уралвагонзаводу поручили бы строить ракетный крейсер. Поэтому то, что хорошо при наземном пуске, создало массу проблем, когда ракете пришлось стартовать с морской акватории. Как указывают специалисты, в море стратегический ракетоносец находится в условиях «гидрокосмоса», когда ошибки в определении места и курса неизбежны. При этом точность выработки данных для стрельбы зависит от времени нахождения подлодки на заданном курсе при минимальных отклонениях по скорости, глубине, крену и дифференту.
А т. н. мобильные (наземные, грунтовые или железнодорожные) ракетные комплексы, в отличие от комплексов морского базирования, подвижны лишь условно. Их пусковая установка при подготовке к выстрелу вывешивается и строго горизонтируется гидравлическими опорами. И не где попало, а в заранее выбранных местах старта с геодезической привязкой особой точности. Для баллистических ракет подводной лодки такие условия могут быть созданы лишь при швартовке у пирса в месте базирования.
В Московском институте теплотехники, не имеющем опыта морского ракетостроения, это могли и не учитывать. И в результате многоходового лоббирования вопроса МИТ взялся за создание новой системы оружия на голом месте. А все существовавшие до этого наработки, в т. ч. многолетний опыт уральского КБ им. Макеева, где как раз специализировались на баллистических ракетах для подводных лодок, были отвергнуты за ненадобностью. Причем конструкторы МИТ намеренно отказывались от контрольных испытаний с наземного стенда, чтобы в условиях отсутствия качки, набегающего потока воды, волнения, ветра и перепадов давления с температурой внешней среды не проявились все недоработки и провалы конструкции. А ведь, как вспоминают военные эксперты при академике Макееве, и некоторое время после его смерти с наземного стенда по каждому новому «изделию» проводилось от 16 до 20 пусков на различные дальности. Результаты этих испытаний обеспечили модернизацию ракет для полета по настильным траекториям, в т. ч. из высоких широт, для поражения защищенных малоразмерных целей и повышения стойкости к поражающим факторам различной природы. А после завершения испытаний с наземного стенда проводилось до 18 пусков ракет в различном боевом оснащении с подводных лодок из Белого, Баренцева и Норвежского морей. Скажем, ракетный комплекс Д-19 «Тайфун» с ракетой РСМ-52 при производстве 13 пусков с головной подводной лодки только 2 произвел «недостаточно успешно». Хотя это – ракета такого же типа, как и «Булава»: трехступенчатая, на твердом топливе. Но и весила она не 30-40, как «Булава», а почти 90 тонн. И могла забросить на те же 8000 км головную часть весом 2,5 тонны – с 10 боевыми блоками индивидуального наведения на цель и комплексом средств преодоления ПРО.
Со своей стороны, «Независимая газета» утверждает, что в результате лоббистской деятельности МИТ и его покровителей в правительстве Черномырдина был ликвидирован 27-й НИИ Минобороны РФ, традиционно обеспечивавший научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования. От участия в разработке стратегических ракетных комплексов отстранили научно-исследовательские институты Роскосмоса (ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения). Но, что хуже всего, ради ликвидации производства альтернативных ракетных комплексов была уничтожена группировка атомных подводных лодок проекта 941 «Тайфун» (по классификации НАТО, по российской – «Акула»). По мнению газеты, делалось это методично и последовательно. Сначала сняли с производства морскую ракету Р-39 под тем предлогом, что разрабатывается ее модификация Р-39 УТТХ «Барк». Затем проект «Барк» закрыли по причине трех неудачных стартов с наземного пуска.
Готовую к испытаниям четвертую ракету, на которой все замечания были устранены, запустить не позволили. Более того, ее приказали разобрать и утилизировать, поскольку удачный запуск портил все планы. А обезоруженные «Тайфуны» стоимостью в миллиарды долларов пустили на слом.
Все решения принимались на правительственном уровне. Издание подсчитало, что 12 испытаний «Булавы» уже обошлись налогоплательщикам минимум в $3 млрд, или около 100 млрд руб. Но, скорее всего, в несколько раз дороже. И все эти деньги были отняты у Военно-морского флота. Поэтому в нем за 10 лет почти не добавилось новых кораблей.
Тем не менее, альтернативы продолжению работ над «Булавой» все равно нет, и работы будут продолжаться, прогнозирует член президиума общественного совета при Минобороны Руслан Пухов. «Булава» – абсолютно новая система, создается без серьезного советского задела, работы над всеми принципиально новыми системами идут с трудом, говорит Пухов, но вечно жить на советских запасах нельзя.
Комментарии читателей Оставить комментарий
13.12.2009 17:49Изя БеннДля того, чтобы "Булава" (по классификации НАТО "Дубина") летала, надо её создателям платить больше , чем Филе. Когда в СССР контруктора получали 1 000 рублей, Филе платили 3 рубля за концерт.======================За что платить дуракам сыночкам, то были настоящие конструкторы, а эти на должности по блату и образование у них по блату, в гулаг их на рудники.
Для того, чтобы "Булава" (по классификации НАТО "Дубина") летала, надо её создателям платить больше , чем Филе. Когда в СССР контруктора получали 1 000 рублей, Филе платили 3 рубля за концерт.
Ваша булава KEKROPS и без помех не летает. Да России нужна новая стратегическая ракета, но она должна быть создана в сжатые сроки пока старые ракеты на гептиле не пришли совсем в негодность. К стати помню, были ракеты на релюшках они помех не боялись, ламповые звм более устойчивы к радиации. И правиль говорят ракету должны разрабатывать на Урале, а не в Москве зажравшиеся блатные сыночки. Как не печально, но от этого проэкта надо отказываться и чем раньше тем лучше. И создавать новый пока не поздно, а виновных за провал Булавы в тюрьму.
10.12.2009 16:47
victor
У меня нет основании вам возражать ,но подумайте дело не о какой мелочи ,это будущий шит РОССИИ а значит и сложностей в нем множеств ,его же не делают чтобы он только летал , он должен преодолевать и всякого рода помехи ,а за одно и еще многое которого нам с вами неизвестно , так что думаю все встанет на свое место вовремя .
Понимаете, товарищи, почему в лагерях при Сталине было много вредителей и врагов народа. Но тогда, они сидели, а не подавали в отставку, с занятием другой должности или уходом в бизнес. А прикинте, сколько сотен тысяч таких врагов сейчас? Только они не в трудовых лагерях в клифтах, а по кабинетам. И все это им сходит с рук. Я как инженер, вижу, что делается с моим заводом и многими заводами в моем городе. Полная деградация производства, сокращения, раздербанивание оставшихся цехов десятками собственников. Зато, по телевизору, мне ВВП говорит, что дно кризиса уже пройдено. Знаете, почему тема ИВ Сталина всплывает в народном обсуждении...Это ключевое слово - порядок. Уверенность в завтрашнем дне и вера, что гос-во позаботится о твоих детях, если с тобой что-то случится.