Чиновники оставили больных без лекарств

Едва прошел год с того момента, как чиновники Минздрава приняли решение защитить интересы потребителей, введя систему госрегистрации цен на жизненно важные лекарственные препараты (ЖНВЛП), как обнаружилось, что проблемы в действующей регламентации могут искусственно провоцировать наступление острого лекарственного дефицита. При этом жертвами рукотворных фармацевтических кризисов становятся наиболее уязвимые категории граждан - тяжелобольные люди.
Как стало известно, во многих регионах в начале года с прилавков аптек исчез целый ряд лекарств, входящих перечень ЖНВЛП. В частности, группа врачей, озабоченных складывающейся критической ситуацией, сообщила вчера об исчезновении импортного препарата, в котором остро нуждаются примерно 50 тыс. хронических больных, страдающие эпилепсией. Большинство из которых, кстати, - дети.
Как выяснилось, в списке ЖНВЛС это средство было непредусмотрительно зарегистрировано лишь от одного производителя. То есть не имело медикаментозного «дублера-подстраховщика» на случай своего исчезновения из продажи. И этот случай не заставил себя долго ждать. Компания-производитель, «поиграв» в течение прошлого года на российском рынке по новым правилам (в условиях установления государством фиксированных цен на год), попросту сняла с выпуска поставлявшийся в Россию препарат по соображениям коммерческой целесообразности. А когда с мест стали приходить негодующие отклики от больных, обнаружилось, что оперативно решить возникшую проблему не получается в силу ограничений по существующему регламенту ценообразования. Ведь для того чтобы в России вновь появился исчезнувший препарат или хотя бы его аналог, фирме-изготовителю придется пройти настоящую эпопею, связанную с госрегистрацией цен в Минздраве и клиническими испытаниями. Как нетрудно догадаться, занятие это весьма затратное (как по деньгам, так и по времени). Таким образом, благодаря очередному ляпу чиновников (ну и меркантильности зарубежного поставщика, разумеется) тысячи наших больных сограждан рискуют остаться без необходимого лекарства.
Причем такая ситуация может затянуться на годы, если не удастся наладить альтернативные каналы поставок. И такой сценарий весьма вероятен, поскольку, судя по комментариям представителей Минздравсоцразвития, для них сейчас гораздо важнее выиграть риторический спор с зарубежными производителями фармацевтических препаратов, предъявив им обвинения в сознательном срыве поставок в целях создания ажиотажного спроса.
По закону препараты из списка ЖНВЛС могут находиться на перерегистрации аптечных цен около 2 месяцев. И на протяжении всего этого времени (даже если препараты будут физически находиться на складах в аптеках) они будут недоступны для тяжелобольных людей.
Чрезвычайную ситуацию, возникшую на российском фармацевтическом рынке, комментируют депутат Госдумы, академик РАМН Сергей Колесников и медицинский адвокат Дмитрий Айвазян.
Сергей Колесников:
- Проблема в том, что коммерческим производителям стало невыгодно торговать теми лекарствами, которые не приносят им прибыли. Сама по себе система госрегулирования цен, я считаю, не подрывает рынок, а просто не позволяет ценам в течение года скакать, как заблагорассудится. Другое дело, что государство должно очень оперативно реагировать на исчезновение дешевых лекарств. Исполнительная власть просто должна работать, и все. Целый ряд организаций – «Деловая Россия», «Опора России», аптечные ассоциации - отрабатывают, каким образом оптимизировать этот процесс. Не секрет, что при введении новых систем регулирования всегда возникают сбои.
Конечно, с точки зрения агентов рыночной экономики система госрегулирования цен всегда будет порочна, потому что она не соответствует рыночной экономике. Но для потребителей, наоборот, она очень даже хороша. Потому что цены на лекарства не растут. Кроме того, с этого года начинает реализовываться программа развития фармацевтической промышленности. Так что будут вкладываться деньги и в создание отечественных аналогов, которые будут дешевле, чем импортные.
Дмитрий Айвазян:
- В этой ситуации я бы предложил больным людям и их родственникам искать альтернативные препараты. На самом деле, спектр аналогов достаточно велик. И врач (было бы желание) может назначить вполне адекватное альтернативное лечение. С другой стороны, общая тенденция на сужение перечня доступных препаратов действительно просматривается. Коммерциализация медицины и фармакологии дает о себе знать, от чего особенно страдают малоимущие граждане. Для того чтобы решить эту проблему, нужно утвердить в каждом регионе список льготных и полностью бесплатных препаратов. В принципе, эти списки существуют, но постоянно перерабатываются с учетом стоимости лекарств, а не их необходимости. Грубо говоря, если приходится выбирать из двух аналогов, то власти будут закупать более дешевый.
Мы сейчас активно судимся по регионам с органами исполнительной власти и департаментами здравоохранения, требуя финансирования лекарственных препаратов для льготных категорий больных. Проблема в том, что некоторые препараты для лечения тяжелых (например, онкологических) заболеваний стоят около миллиона рублей. Конечно, никакой региональный бюджет не выдержит таких цен. Но у пациента есть право на бесплатное лекарственное обеспечение, которое закреплено во многих законодательных актах, хотя фактически не реализуется. Если судебное решение по таким делам вступает в законную силу, то регион должен каким-то образом решать эту проблему. Дотационные регионы, как правило, обращаются за помощью в федеральный центр. Но очень часто получают отказы по этой линии. Так что ситуация во многом складывается тупиковая. Если наше государство раздает лишь пустые декларации на всех уровнях, которые никто не исполняет, пациентам ничего не остается, как идти в суд. Тогда, если больной купил то средство, которое ему полагается приобретать на бесплатной основе, он может взыскать компенсацию через суд.
Что касается идеи реприватизировать фармацевтическую отрасль для устойчивого обеспечения населения широким ассортиментом современных лекарств по приемлемым ценам, то наши власти вряд ли на это пойдут. Мы все помним недавнее выступление президента Медведева в Давосе, где черным по белому проходила нить о приватизации остатков госсобственности. Так что две трети собственности государства, которая пока еще не попала под приватизацию, будут постепенно выставляться на торги. Так что надеяться на противоположный тренд в отдельно взятой отрасли, скорее всего, уже не приходится.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Вот так Иван Сусанин завел поляков в болото,как Боря Ельцин нас в капитализм.
Вобщем полный провал как ни старается Наина Иосифовна отмыть своего мужа. Декларируемая высокоэфффективная рыночная экономика и демократизация общества в глухом тупике. И нет вразумительных путей выхода, дефилирование вокруг одного столба с надписью " инвестиции " которые якобы придут ОТТУДА. Куда наши собственные инвесторы всеми правдами и неправдами свои капиталы выводят. Запутано и зарегулировано все настолько, что советский Госплан просто не справился бы с этим ворохом растущих проблем. Сколько народу занято у примьера,президента. Дума работающая на постоянной основе, а не ВС ССССР собиравшийся два раза в год. А институтов "не о чем" вместо одного ЦСУ СССР. И всю эту армаду нужно кормить и не так себе,а очень хорошо. Что бы дать бабульке инвалиду упаковку таблеток на месяц, занято целое министерство,райздрав,гл.врач поликлинники,заведующая отделением и лечащий врач,плюс старшая медсестра и сестра лечащего врача, два журнала и бумажка-протокол комиссии вклееный в медкарту где все записи продублированы. Теперь еще нужно принести справку из пенсионного фонда о праве на льготы и отдать в комнату где 3 человека вводят все в базу данных и ставят штампик на мед.карте. При получении этой упаковки бабульку еще раз зарегистрируют в аптечном пункте в базе данных,что ей выдали лекарство. На следующий месяц все повторяется, так как лекарства выдают не больше чем на месяц. Для человека никогда с этим не сталкивавшегося все может показатся бредом, но это именно так организовано, если эти пляски под бубен Ельцина можно назвать организацией.
Нет, продолжает потеть. Еще не всё разворовали.
Это не просчёт, это нормальный расчёт. Безопасность имеет определённую цену, уже давно продана. Не марсиане же денежки разделили, мне почему-то кажется - наши люди.
Раньше это называлось одним словом-САБОТАЖ.Лекарство одно пару,тройку чиновников к стенке и они быстро научатся думать.А врачи выписывать альтернатив,правда учитывая платное медобразование я сомневаюсь,что наши врачи о нем хоть что то слышали.Купленные оенки образованности не прибавляют.