Европа: «Гюльчатай, личико-то открой»

Президент Франции Николя Саркози задумал полностью освободить француженок от паранджи. На первый взгляд, звучит диковато. Какая может быть паранджа во Франции, издавна предпочитавшей другой вид женской одежды – декольте? Еще как может. Мусульманская община страны насчитывает пять миллионов человек и является самой крупной в Европе. Естественно, что среди ее представительниц есть и такие, которые желают носить паранджу и ее разновидности.
Принято считать, что это традиционная религиозная одежда. На самом же деле, светским немусумальманским обществом, каковым и является Франция, она воспринимается как средневековое облачение и дремучий пережиток из дальних краев. Завидев такую тетушку, пусть даже и без паранджи, а просто в бесформенных хламидах, невольно задаешься несколькими вопросами. Какой сейчас век на дворе? Здесь светское или же религиозное государство? В Европе ли мы? В чужой монастырь со своим уставом вроде бы не ходят, или как? А нет ли у нее под паранджой чего-нибудь взрывоопасного? Последний вопрос никак нельзя отнести к праздным, учитывая положения дел с терроризмом во всем мире.
Очевидно, чтобы избавить общество от подобных размышлений, Саркози намерен полностью запретить во Франции ношение паранджи, несмотря на предупреждения о том, что такой шаг противоречит Конституции. Мусульмане Франции называют решение президента преступлением, атакой на права и свободы граждан.
В среду, 21 апреля, Саркози поручил правительству разработать законопроект, полностью запрещающий ношение паранджи — мусульманской накидки с закрывающей лицо сеткой, благодаря которой женщина оказывается полностью покрытой тканью. По будущему закону паранджу нельзя будет носить только на улице и в общественных местах, а дома перед мужем – пожалуйста.
В мае Совет министров Франции обсудит законопроект о запрете, передает Associated Press со ссылкой на представителя правительства Люка Шателя. Именно майскому заседанию и была посвящена рекомендация французского лидера. Законопроект Совета министров еще должен будет пройти одобрение Государственного совета. А этот орган уже предупреждал, что полный запрет на ношение паранджи можно оспорить с юридической точки зрения.
Как это обычно бывает в таких случаях, заявление Саркози вызвало гнев людей, исповедующих ислам. «Я потрясен. Это преступление, это агрессия против личной свободы, — выразил свое возмущение Абделлатиф Лемсибак, член Национальной федерации мусульман Франции. — Мусульмане имеют право выражать свои религиозные взгляды».
Интересно, что сегодня Палата представителей Бельгии рассматривает схожий вопрос. Она будет голосовать против паранджи: закон, запрещающий женскую мусульманскую одежду, закрывающую лицо, был предложен правоцентристской партией «Реформистское движение», входящей в правящую коалицию, сообщает «Росбалт».
Несмотря на то что большинство населения поддерживает эту инициативу, в действительности паранджу в Бельгии носят всего лишь 25-35 женщин. Что же побудило бельгийских законодателей заняться этой проблемой? Об этом источнику рассказал директор Центра этнических и миграционных исследований Льежского университета Марко Мартиньелло.
Визуальное присутствие мусульман, сказал он, является чувствительной темой во всем Европейском союзе. И вполне вероятно, что Бельгия станет первой страной, где ношение на публике паранджи и никаба будет запрещено. Речь идет не об обычном головном платке, в отношении которого в Бельгии существуют самые разные точки зрения, а об одежде, которая закрывала бы полностью все лицо.
В Бельгии существует полный консенсус, практически все население страны считает, что женщин в парандже не должно быть на бельгийских улицах. Эта тема, пожалуй, единственная, где существует общественный консенсус. С помощью этого закона власть старается послать избирателям сигнал о том, что власть знает, что в этой области есть проблемы и что она готова их решать. Так что этот закон имеет также и символическое значение.
Визуальное присутствие мусульман в общественных местах вызывает дискомфорт у бельгийцев, потому что оно возвращает к жизни проблему разделения церкви и государства, которая когда-то была очень актуальна в контексте Католической церкви. Дело не столько в головном платке, столько в том, что сегодня традиционным институтам бельгийского государства был брошен вызов.
Отвечая на вопрос об особенностях мусульманской общины Бельгии, Марко Мартиньелло отметил, что она прежде всего состоит из двух групп крупных групп – это выходцы из Марокко и Турции, которые приехали в страну в 1960-е и 1970-е гг. В последнее время состав мусульманской общины диверсифицируется за счет выходцев из азиатских стран, таких как Индия или Пакистан, а также за счет выходцев из бывших коммунистических стран: так, в Бельгии есть чеченская диаспора.
Представители разных этнических групп имеют различные места отправления культа, то есть в Бельгии есть турецкие мечети, марокканские и т. д. Мусульмане разного этнического происхождения не молятся вместе. Помимо этнических отличий, между группами есть и теологические отличия, а также различная степень соблюдения культа: есть рьяные мусульмане, исповедующие самую строгую версию ислама, а есть и те, кто соблюдает лишь необходимые элементы. Так что это очень разношерстная группа людей, которые ни в коем случае не являются единой целой общиной.
Марко Мартиньелло заметил, что хотя женщин, носящих паранджу, очень мало, но они все равно очень заметны, потому что женщина, полностью закрытая в религиозные одежды, чье лицо не видно, – это очень сильный образ для такой светской страны, как Бельгия. Женщина в парандже шокирует бельгийцев, пугает, общество чувствует себя дискомфортно в присутствии таких женщин.
Также он предвидит, что любые законодательные инициативы, связанные с исламом, будут встречены в штыки большей частью мусульманской общины. Для них это доказательство притеснения мусульман в Бельгии. Даже те мусульмане, которые никогда в жизни не поддержали бы ношение паранджи или никаба, видят в этом негативное послание для мусульманской общины.
У мусульман есть ощущение, что бельгийское общество не очень хорошо относится к мусульманам вообще, и, соответственно, любые законы в этой области видятся им в качестве угрозы их существованию. Это очень странная ситуация, при которой противники паранджи среди мусульман отрицательно относятся к закону, запрещающему паранджу.
Мартиньелло категорически против ношения паранджи и никаба в общественных местах: «Мы живем в обществе личностей, индивидуумов, и если ты не можешь увидеть лицо человека, ты никогда не сможешь признать его в качестве согражданина. Однако я считаю, что принятие федерального закона, запрещающего эти виды одежды, – это чересчур. В стране очень сильно напряжение между мусульманами и коренным населением, и я не думаю, что реагирование лишь на тему паранджи сможет как-то ослабить это напряжение».
Мартиньелло говорит, что среди потомков мигрантов во втором и третьем поколении есть много молодых людей, которые делают вид, что они – безупречные мусульмане, но на самом деле занимаются торговлей наркотиками, являются членами городских банд. Религия стала источником самовознаграждения, чем-то вроде аксессуара. Религиозный дискурс используется для озвучивания идей сопротивления и запугивания «угнетателей».
Велики проблемы европейцев с женской мусульманской одеждой. С одной стороны, заботы их понятны, сами испытываем нечто похожее, хоть и не в такой степени. Но с другой, они сами их спровоцировали бездумной иммиграционной политикой. Что можно было бы им посоветовать? Вернуться к собственному средневековому облачению, включая рыцарские латы, чтобы мусульмане тоже могли почувствовать себя неуютно в обществе рыцарей-крестоносцев, несущих веру мечом и огнем.
Но это путь тупиковый. Задача состоит не в разделении, а в ассимиляции некоренного населения. И с этой точки зрения запрет ношения религиозной одежды в общественных местах выглядит абсолютно правильным. Граждане, не являющиеся духовными лицами, обычно ее не носят. А если хотят носить – получают духовный сан или же уходят в монастырь. По уму, это и должно стать общим правилом, как у них, так и у нас. И никто тогда не будет вздрагивать и напрягаться в метро, когда в вагон заходит женщина в мусульманской одежде.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Молодец Саркози! Закрепил бы ещё конституционно, чтоб не повадно было исламские закидоны в Европу тащить.
В США много иранцев и других мусульман. В парандже не видел никого. В хиджабе редко кого увидишь. Иранцы здесь выглядят совсем нерелигиозно. Те, с кем лично знаком - очень порядочные люди.
22.04.2010 18:57 Елка: "Про абрека с джигитом забыла сказать. Мне их приятно видеть в своих родовых гнездах,на Родине, занимающимися делами их отцов и дедов..."
Дела их отцов и дедов испокон веку были разбой и грабёж.
topol-ю: А кто их разберет. Днем джигит. Ночью абрек. Восток дело тонкое. Мне Ваня больше по-душе. И Марья - с косой до пояса и не размалеванная. И вообще у Ели долгий век. Наверное, я уже не модная со своми взглядами вековой свежести :)
"Как это обычно бывает в таких случаях, заявление Саркози вызвало гнев людей, исповедующих ислам. «Я потрясен. Это преступление, это агрессия против личной свободы, — выразил свое возмущение Абделлатиф Лемсибак, член Национальной федерации мусульман Франции. — Мусульмане имеют право выражать свои религиозные взгляды»."
Интересно,когда значит у них,в мусульманских странах,запрещают ходить без паранжи или хинджаба,то это они считают нормальным,а когда французы У СЕБЯ НА РОДИНЕ запрещают паранжу,то сразу крик - "Это преступление, это агрессия против личной свободы!" Вот же скоты двуличные.Жаль Ле-Пен к власти не пришел.Вымел бы из страны эту мразь на "исторические родины".
22.04.2010 18:52 Елка ************** Отправлял Ёлка, отправлял- и паранджу не надевал на неё, а в соблазняющем виде она и сама не отправлялась на прогулки ни днём- ни вечером. Только ты ведь речь завела о любовании красотой женской, а перешла на чёр-те-что.