]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России → История
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Годовщина Переяславской рады прошла без торжеств

20:03 18.01.2011
, Максим Хрусталев
«Переяславская рада», картина художника М.И. Хмелько (фрагмент)
«Переяславская рада», картина художника М.И. Хмелько (фрагмент)

Ни в России, ни на Украине годовщину воссоединения Великой и Малой Руси никак не отметили

357 лет назад, 8 (по новому стилю – 18-го) января 1654 года, на главной площади древнего Переяславля «собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный».

К этому собранию гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий и обратился со следующей речью:

«Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне! Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже велми нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете.

Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый – хан крымский; третий – король полский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте! Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, – никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали.

А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет – волная дорога».

По свидетельству очевидца, «к сим словам весь народ возопил: «Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!» Потом полковник переяславской Тетеря, ходячи в кругу, нас на все стороны спрашивал: «Вси ли тако соизволяете?» Рекли весь народ: «Вси единодушно». Потом гетман молвил: «Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою!» А народ по нем, вси единогласно, возопил: «Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!».

Так совершился исторический акт воссоединения Великой Руси и Малой Руси. Или же, ближе к современной терминологии, России и Украины. Многие поколения украинских националистов с тех пор рассказывают (причем и сами в них свято верят!) басни о том, как в XVII в. украинский народ «великим восстанием добыл себе свободу», но, ища помощи против Польши, «неосмотрительно связался с Московским царством», которое «потихоньку поработило его». Это – версия наиболее образованного из «украинствующих», профессора Грушевского, т. н. «першего президента» самостийной Украины в 1918 году, а впоследствии – вице-президента АН УССР. Его предшественники и последователи просто перепевали тот же мотив (правда, обычно куда более бездарно). Впрочем, разбору разных вывертов националистической трактовки Переяславской рады КМ.RU уделил отдельный материал.

С другой стороны, признаем честно, официальная историография и царской России, и СССР тоже была слишком прямолинейна, да и к тому же все-таки перебарщивала с патокой и елеем, разливаемыми по поводу этого действительно крупного исторического акта. Пожалуй, как ни странно это прозвучит, наиболее объективную картину событий 1654 года нарисовал Николай Костомаров в своей монографии «Богдан Хмельницкий». Этот русско-украинский историк XIX в. был охарактеризован Советской исторической энциклопедией как один из основоположников «украинского буржуазного национализма». Украинские же националисты, не читавшие его книг, обычно тоже заносят его в свои предтечи, а прочитавшие называют его «продавшимся москалям».

На самом деле Костомаров действительно не испытывал особых симпатий к Московскому государству. Еще более негативное отношение у него было к Речи Посполитой. При этом, конечно, он был патриотом Малороссии, но, будучи порядочным человеком и стараясь сохранить объективность, он не идеализировал своих земляков и без прикрас описывал их вечные измены, метания, взаимные пакости и интриги. А всего этого в XVII в. было ничуть не меньше, чем, скажем, в 1917-1922 гг., или в минувшие два десятилетия «незалежности» Украины.

К примеру, вышеупомянутый полковник Тетеря и сейчас вполне органично смотрелся бы в украинском политическом бомонде. Тетеря этот, будучи еще задолго до Переяславской рады направленным в Москву с соответствующим челобитьем, слезно умолял дьяков, бояр и самого царя явить божескую милость и принять Малую Русь под свою руку. Затем, как мы помним, в Переяславле он склонял народ к присяге московскому государю. Но едва Хмельницкий умер, как Тетеря перебежал к полякам и получил от них звание наказного гетмана. А когда русские воеводы и восставшие казаки низложили изменившего России Юрия Хмельницкого, Тетеря присвоил себе титул гетмана Войска Запорожского (только теперь – не «царского величества», а «его королевской милости»). Затем он состряпал ложное обвинение против Ивана Выговского – еще одного «героя» эпохи, несколько раз предававшего то Речь Посполиту, то российскую державу, организовал его расстрел, украл войсковую казну и удрал в Молдавию. По одним данным, там он и помер, а по другим, был казнен еще одним гетманом – Брюховецким. Этот тоже, как и вышеупомянутые персонажи, успел и послужить, и предать и русских, и поляков, а потом был убит своими же казаками...

Собственно, хорош гусь был и сам Богдан Хмельницкий. Как убедительно доказал все тот же Костомаров, спустя год (!) после Переяславской рады он продолжал в переписке с турецким султаном именовать себя султанским «верноподданным». Впрочем, на прямой мятеж против России Хмельницкий, к его чести, так и не пошел: подбивавшим его к этому он заявил, что не нарушит присяги православному государю. Тем не менее, представляется справедливым замечание историка Николая Ульянова в его работе «Происхождение украинского национализма»: «Насчет истинных симпатий Хмельницкого и его окружения двух мнений быть не может: это были полонофилы. В московское подданство они шли с величайшей неохотой и страхом. Пугала неизвестность казачьих судеб при новой власти... Казачья аристократия не думала ни о независимости, ни об отделении от Польши. Ее усилия направлялись как раз на то, чтобы удержать Украину под Польшей, а крестьян – под панами любой ценой. Себе самой она мечтала получить панство».

Собственно, то же подтверждает в своих работах и Костомаров. При этом, хотя он негативно и предвзято оценивает и политику Москвы, он все же признает, что простой народ, рядовые казаки, духовенство и большая часть мещанства однозначно предпочитали быть подданными русского царя. А пресловутые «вольности» (т. е. возможность без оглядки на Москву управлять простонародьем) интересовали преимущественно подражавшую шляхетству старшину и церковную верхушку.

Однако все же это – дела минувших веков... хотя определенное сходство с нынешней украинской жизнью, без сомнения, ощущается. Любопытно другое: на сегодняшнюю дату никто особого внимания и не обратил, причем как на Украине, так и в России. Ни Государственная Дума, ни Совет Федерации, не говоря уж о правительстве или администрации президента России, поздравительных телеграмм своим украинским коллегам в честь годовщины направлять не стали. С украинской стороны о дате вспомнили только националисты – разумеется, чтобы в который уж раз предать ее проклятию. В украинском МИД туманно заметили, что и «дата не та» (непонятно, то ли она – не круглая, то ли вообще не праздничная), и что вообще это скорее по линии администрации президента Виктора Януковича. А того вообще на Украине сегодня нет: улетел в Японию выбивать кредиты, так что ему не до Переяславля...

Русскоязычные организации не празднуют тоже. Глава Совета ВОО «Правозащитное общественное движение «Русскоязычная Украина» и депутат ПР Вадим Колесниченко сообщил, что никаких мероприятий, посвященных Переяславской раде, не будет. По его словам, празднование не добавит позитива в и без того «хорошие и дружеские отношения с Москвой, которые установлены президентом Януковичем в последнее время».

А руководитель киевского Института стран СНГ Владимир Корнилов, которого националисты регулярно клеймят как одного из главарей пятой колонны Москвы на Украине, напомнил, что Переяславскую раду не отмечали и во времена СССР, если это была не круглая дата. «Хотя это – та дата, которую бы стоило отмечать на государственном уровне каждый год. Важно наблюдать за практическими действиями в отношениях двух стран», – все-таки отметил он.

Темы: Общественно-политическая жизнь в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 21.01.2011, 19:18
    Гость: Rusnast

    У Тома не все дома.Русские цари, неграмотные, приглашали-Магницкий, Смотрицкий, Прокопович, Безбородко, Разумовский и прочая ваша элита,светская и церковная.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 21.01.2011, 19:11
    Гость: Дмитрий

    Просто истинно русских во власти НЕТ!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 20.01.2011, 15:09
    Гость: Сибирь

    И тут нужна поправка.
    Нынешнее государство, включающее территорию ленинско-сталинской РСФСР, правильно называть РФ, а не Россия. Т.к. исходное и древнейшее значение слова "Россия" - это именно вся Русь, включая Великую и Малую, а не только её часть, обозванная красными и ельцинскими "либералами" в РСФСР-РФ.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 20.01.2011, 15:04
    Гость: Том**

    Добавлю. В 1607 году в Париже издана книга- "Состояние российской империи и Великого княжества Московского". Написал Жак Маржерет , несколько лет проживший в России. "Ошибочно называть их московитами, а не русскими, как делаем не только мы, живущие в отдалении, но и более близкие их соседи.Сами они , когда их спрашивают, какой они нации отвечают - русские, а если их спрашивают откуда, они отвечают- из Москвы, Вологды, Рязани...." Кстати тот же Гербрштейн на которого часто ссылаются пишет и "Московия", "московиты" но в то же время о Москве он пишет как о "главе и столице Росии".А под портретом Василия Третьего подпись - "Царь и государь русских".

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 20.01.2011, 14:53
    Гость: kiev

    Да ради бога. У меня нормальная манера называть вашу СОВРЕМЕННУЮ страну РФ или Россией. Если покажете хоть один пост, где это не так, бросьте в меня камень))) И, поверьте, отношусь к вашей стране вполне лояльно. Был псевдоисторический спор на тему общей истории и я применил термин, котрый встречал в литературе. Так что никаких обид, не думал, что это такая чувствительая точка для вас...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (73)
]]>
]]>
Выбор читателей
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Кузьма и ВиртУОзы «Abanamath»
Сергей Угольников: «Как бесплатно снять настоящий шедевр»
Взбунтовавшийся Рим: акции протестов против введения ковид-сертификатов состоялись более чем в 80 городах Италии
«Дерусификация как процесс выдавливания русских с определённых территорий идёт и внутри РФ»
Билли Новик (песни Егора Летова), 17 августа, «16 Тонн»
Игорь Растеряев «Десять лет на комбайне»
Гран-Куражъ «Эпохи, герои и судьбы»
«"В чём сила, брат?" Что зашифровано в интервью папы Франциска?»
Украина и Закавказье: распад государств, дележ территорий и полное «отуречивание». Часть третья
7 отличий «Где-то ты» (интернет-сингл)
МультFильмы «Подари» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.