Государство спасает легендарный «МиГ»

Процесс консолидации авиастроителей России в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) вступает в финальную стадию.
Одним из последних авиационных предприятий, которое будет поглощено этим «монстром», станет легендарная фирма «МиГ». Причем, как оказалось, к моменту утраты своей самостоятельности всемирно известный авиабренд подошел в плачевном состоянии. Так, прошлый год корпорация «МиГ» закончила с убытками в 11 млрд руб., а ее задолженность выросла до 44,8 млрд руб. В результате государство выразило готовность расстаться со своим активом (100% акций «МиГ») за чисто символическую сумму – 1,05 руб. Знаменитому советскому авиаконструктору Артему Микояну наверняка и в страшном сне не могло присниться, что его любимое детище будет так обесценено.
Уже 30 сентября ОАК собирается начать размещение дополнительной эмиссии акций на 66 млрд руб. Новые бумаги корпорации будут оплачиваться акциями авиастроительных предприятий (РСК «МиГ», АХК «Сухой», ОАО «Туполев», КАПО и т. д.), а в выкупе допэмиссии смогут участвовать как государство, так и частные акционеры заводов.
У некоторых экспертов, впрочем, вызывают вопросы как сама процедура поглощения, так и предполагаемый эффект от создания сверхцентрализованной структуры – ОАК. Это может, по их мнению, отрицательно сказаться на конкурентной среде, существовавшей до сих пор в российском авиастроении.
Целесообразность поглощения фирмы «МиГ» Объединенной авиастроительной корпорацией в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко:
– Фирма «МиГ», безусловно, является одним из наиболее узнаваемых в мире российских брендов. Однако важно понимать, что «МиГ» войдет в состав ОАК в рамках более общего решения о создании крупных вертикально-интегрированных холдинговых структур в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). В настоящее время в составе ОАК у нас сосредоточены практически все известные российские авиационные бренды – «Сухой», «Туполев», «Иркут» и многие другие. Таким образом, происходит полная концентрация всех авиационных активов. Так что включение туда в корпорации «МиГ» – это совершенно естественный процесс. Особенно учитывая непростое финансово-экономическое положение этого авиационного предприятия, что было в первую очередь обусловлено неэффективной работой менеджмента предприятия. Потому что, начиная с 1990-х гг., на «МиГ» непрерывно менялись команды управленцев. И ни одна из них не дала мощного импульса развитию предприятия.
Ситуация дошла до того, что это известное на весь мир предприятие в последние годы влачило достаточно жалкое существование. И последним таким ударом, который окончательно подкосил «МиГ», стал отказ Алжира от приобретения самолетов МиГ-29, которые были поставлены Россией в рамках соответствующего контракта на переоснащение алжирских ВВС. Уже поставленная техника под различными предлогами была возвращена в Россию. Это – беспрецедентный факт в истории международного военно-технического сотрудничества. В результате возник вопрос, что делать с «МиГ» дальше. Предприятие медленно, но верно загибалось. Начались невыплаты заработной платы. Тогда государство приняло решение, что Михаил Погосян, руководитель фирмы «Сухой», как самый успешный российский авиационный менеджер одновременно возглавит и «МиГ».
Вхождение в ОАК произойдет в рамках процесса по акционированию «МиГ». Потому что в настоящее время эта компания существует в форме ФГУП, которое затем будет преобразовано в ОАО, и уже в таком виде войдет в состав дивизиона «Боевая авиация» Объединенной авиастроительной корпорации.
На мой взгляд, это логичное решение. А символическая сумма объясняется тем, что государство владеет 100% пакетом акций ОАК. И было бы глупо у себя самого покупать фирму за большие деньги. Потому что это, по сути, означало бы перекладывание денег из одного кармана в другой. И высокий уровень задолженности в определении цены «МиГ» абсолютно ни при чем.
Да, финансовое положение «МиГ» – достаточно серьезное. Но в рамках государственной докапитализации «МиГ» получает миллиардные суммы. Так что все разговоры о том, что у него не хватает денег для пополнения оборотных средств, расчетов с поставщиками оборудования и кредиторами, не имеют под собой основания. В ОАК «МиГ» входит с положительным балансом как безубыточное производство. Задача Погосяна будет заключаться в том, чтобы попытаться оптимизировать производственный процесс, чтобы в рамках дивизиона «Боевая авиация» ОАК не потерять имеющиеся наработки, которые есть на «МиГ», и не потерять этот бренд. Что вполне могло бы произойти, если бы государство не вмешалось в эту ситуацию.
В мире эксплуатируется несколько тысяч МиГ-29, и на постсервисном обслуживании мы могли бы зарабатывать хорошие деньги. Во-вторых, «МиГ» сегодня участвует в индийском тендере на закупку 129 легких фронтовых истребителей, который оценивается в миллиарды долларов. Мы в нем участвуем самолетом МиГ-35. Это – машина поколения 4++. Она достаточно конкурентоспособна и может найти свою нишу на мировом авиационном рынке. Особенно в странах с непротяженными границами, для которых МиГи более предпочтительны по сравнению с «Сухими».
Вообще говорить о том, что «МиГ» проиграл конкуренцию «Сухому», нельзя. Они выпускают продукцию, которая находится в разных модельных плоскостях. Продуктовая линия боевых истребителей «МиГ» занимает нишу легкого фронтового истребителя, в то время как «Сухой» выпускает тяжелые истребители. Если мы говорим о конкуренции между этими предприятиями, то она была только по одной позиции – кто выиграет тендер на разработку истребителя пятого поколения. Его выиграл «Сухой», и конкуренция закончилась. Просто менеджмент «Сухого» оказался более эффективным, в то время как в «МиГе» была кадровая чехарда.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Отдай все Погосяну-еще 100 км черноморского побережья Кубани выкупят товарищи из одного дружественного государства. В 90-е годы более 300 млн.$выделенных Сухому (читай: Погосяну)канули в лету,однако в Адлере и Сочи выросли отели, хозява- откуда,догадайтесь сами.
Наши правители всемсогласны помогать, но только русским-никогда.
сами же МИГ и угробили, вместе с Погосяном. Если совсем утрированно, то при подписании контракта с Малазией и кое какими другими странами, которые сначала хотели купить МИГ-и, давили на покупателей и говорили: Зачем вам МИГ, СУ на голову выше...
была история такая и не раз
Valeri , 23.09.2009 22:13 , о чем Вы написали , происходило без Вас в СССР , Вы в то время были уже в Германии и работали на капиталистов (до сих пор на них работаете) . В настоящее время в Россию и из России можно выехать спокойно и не только на отдых . Ваше брюзжание , что в России строй поменялся и стал такой же , как в Германии , где Вы давно уже живете и работаете , вызывает удивление . В России поменяли строй специально , чтобы не убежали из неё , как Вы из СССР , когда откроют границы . Россия имеет в настоящий момент договора со многими странами о безвизовым посещением их .
Как вседа все примитивно. Они уверяют, что спасти это значит еще подбросить деньжат. С такими подходами рухнут остатки.
Когда люди, облеченные большой властью, вместо отечественных автомобилей пользуются так называемыми "иномарками", а вместо отечественных самолетов покупают "Боинги" - в такой стране никогда не будет ни авиа- ни автопрома.
Для Президента Франции не мыслимо ездить не на Пежо, как когда-то немыслмо было для Генсеков ездить не на Зиле.