История с Бронзовым солдатом повторяется в Варшаве

Польша нанесла очередной удар по российско-польским отношениям. А заодно – и по памяти павших в Великой Отечественной войне солдат. И советских солдат, и своих – польских. Памятник советско-польскому братству по оружию на площади у Виленского вокзала в варшавском районе Прага будет демонтирован и перенесен. Решение окончательное. Вице-мэр Варшавы Яцек Войцехович сообщил изданию Gazeta Wyborcha, что город планирует убрать монумент уже в конце этого года. Новое место для него пока не выбрано.
Как сообщают СМИ, памятник планируется либо перенести в сквер у православного кафедрального собора Марии Магдалины, либо «задвинуть» вглубь расположенного рядом парка. В любом случае, памятник появится на новом месте лишь после того, как закончатся работы по строительству участка второй ветки варшавского метро, и Виленская площадь «будет приведена в порядок». «Приведена в порядок», видимо, означает «очищена от строительного мусора и советско-польского братства по оружию». С учетом того, что памятник собираются также отреставрировать, варшавяне вновь увидят его не раньше, чем через несколько лет. Если вообще увидят. Дело в том, что члены варшавского горсовета от национал-консервативной партии «Право и справедливость», чьим лидером является брат-близнец покойного президента Польши Леха Качиньского Ярослав, требуют уничтожить памятник.
Строительство метро, на пути которого встала память погибших за жизнь и свободу поляков, – лишь формальная причина демонтажа и переноса монумента. Фактическая причина – война с «коммунистическими» памятниками, развернувшаяся в Польше сразу после распада СССР и социалистического лагеря. Причем скульптурная композиция у Виленского вокзала всегда вызывала у «декоммунизаторов» особое раздражение, если не сказать – ненависть. Памятник был открыт в год Великой Победы – в сентябре 1945-го. В народе его прозвали «четверо спящих»: у подножия постамента, как часовые, расположились фигуры четырех советских и польских солдат со склоненными головами. Надпись на постаменте на русском и польском языках гласит: «Братьям по оружию, отдавшим свои жизни за свободу и независимость польского народа, жители Варшавы воздвигли этот памятник».
В первый раз монумент попытались снести еще в 1992 году. Он устоял благодаря тому, что на его защиту встали варшавяне, однако атаки на памятник с этого момента стали регулярными. В 2007 году от уничтожения монумент спас один из его авторов – скульптор Стефан Момот, сумевший доказать, что памятник представляет собой архитектурную и историческую ценность.
На сей раз спасти не удалось. Нынешний год вообще ознаменовался обострением на «фронтах войны памятников» в Польше. Дважды – в августе и сентябре соответственно – было сорвано открытие памятника на могиле русских солдат, погибших в ходе советско-польской войны 1919-1921 гг. Идея установки памятника на месте обнаружения останков 22 красноармейцев в городе Оссуве близ Варшавы, сторонником которой был в т. ч. нынешний польский президент Бронислав Коморовский, с самого начала вызвала резкое неприятие у тех политических сил Польши, чьим смыслом существования является неприкрытая русофобия. Памятник, тем не менее, установили, после чего русофобы перешли к самому действенному, помимо разрушения, способу борьбы с могилами и монументами – их осквернению. Вандалы сначала разрисовали памятник красными звездами, а затем – надписями «Катынь-2010», «Бронек, мы не простим тебе демонтаж креста». «Бронек» – это президент Коморовский, «демонтаж креста» – перенос креста, установленного в центре польской столицы в память о погибшем в авиакатастрофе Лехе Качиньском, во внутреннюю часовню президентского дворца. Что касается памятника русским солдатам в Оссуве, то теперь его открытие перенесено на неопределенный срок. Такой же неопределенный, как и срок переноса на новое место памятника советско-польскому братству по оружию.
Примечательно, правда, что в данном случае поляки поступили хоть и не по совести, но по закону, как бы парадоксально это ни звучало. Такое иногда случается. Случилось такое и в ситуации с монументом на Виленской площади. Монумент этот находится под особым надзором, т. к. включен в список памятников, перенос которых должен согласовываться с российской стороной в соответствии с договором 1994 года. На соблюдении этого пункта и настаивал польский Совет охраны памяти борьбы и мученичества. Русофобы из «Права и справедливости» тут же встали на дыбы, заявив, что подобная позиция – «доказательство лакейства «Гражданской платформы» (партия, имеющая сегодня большинство в польском парламенте. – Прим. авт.).
На самом деле никакого лакейства здесь не было, а было именно стремление следовать букве межгосударственного соглашения. Совет не поддался нажиму, проявил принципиальность и проинформировал российскую сторону о намерении Польши перенести памятник. Знаете, какой ответ получили поляки от российской стороны? Никакого. Ноль ответа. Судьба монумента была предрешена. Молчание Москвы в Варшаве восприняли как согласие на перенос. «Мы подписали договор, в котором закреплена обязанность взаимного информирования, – говорит секретарь Совета охраны памяти борьбы и мученичества Анджей Кунерт. – Это – довольно расплывчатая формулировка. В полутора десятках подобных случаев российская сторона не высказывала никаких возражений или протестов. Так и в этот раз: в течение нескольких месяцев мы не получили ответа и решили, что этот путь уже исчерпан».
«Скажем себе откровенно: вся история – результат чрезмерного рвения польской стороны, – в свою очередь, не без удовлетворения комментирует Ольга Йоханн, заместитель председателя горсовета Варшавы от партии «Право и справедливость». – Россиян никогда не интересовало, что мы сделаем с памятником братства. И именно так следует воспринимать отсутствие ответа из Москвы. Я бы хотела получить список стратегических памятников, так что я не оставлю эту тему». Это значит, что памятник советско-польскому братству по оружию – не последний памятник нашим солдатам в Польше, который будет демонтирован и перенесен. Или просто демонтирован.
Почему же, спрашивается, молчала российская сторона? Чем ситуация с переносом варшавского памятника принципиально отличается от переноса Бронзового солдата в Таллине? Отличается она, пожалуй, только одним. В Эстонии на защиту Бронзового солдата поднялось русскоязычное население республики, люди вышли на улицы, акции протеста жестоко подавила полиция. В такой ситуации Россия не могла оставаться безучастной. Это было бы просто неприлично. Варшавский же памятник защитить некому, кроме отдельных порядочных поляков, не потерявших совести и памяти. Увы, их усилий оказалось недостаточно.
Когда тебя одновременно бьют и с фронта, и с тыла, когда с фронта бьют чужие, а с тыла – свои, устоять трудно даже людям, не говоря уже о памятниках. На днях молчание российских официальных лиц в ситуации с обнародованием русофобских взглядов министра иностранных дел Латвии Кристовскиса помогло последнему устоять и сохранить свой пост. Молчание российской стороны в ситуации с памятником в Варшаве помогает памятник убрать.
Комментарии читателей Оставить комментарий
03:06 Ревельский-2
Ну зачем же сразу в простыни? Во-первых, в национализме лично я ничего плохого не вижу. Если вы посмотрите определение национализма - то это "идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью". Что в этом плохого?
А теперь скажите какое государство к этому не стремится если исключить словоблудие политиков? В СССР и России так вообще многие народы и народности стали "русскоговорящими" и это в России никого не возмущает. А знание русского языка для карьеры и просто нормального существования "под солнцем" в России даже в национальных образования является и необходимым и обязательным условием. Или 30 миллионов нерусского по национальности населения в РФ должны уже начинать в простыни заворачиваться?
09:13 Ревельский-2
Да нет никакой конфронтации между русскими и эстонцами в Эстонии. Есть конфронтация между местными совками-имперцами и остальными, но первых становится с каждым годом все меньше. Есть просто огромное желание Кремля - поддерживать у своего "электората", как Вы выражаетесь, "перманентно" поддерживать мнение, что эстонцы русских тут чуть ли не режут. Ну а самое главное, что очень трудно объяснить своему электорату, почему в бедной природными ресурсами Эстонии, русские живут богаче и, главное безопаснее, чем сами русские в богатейшей природными ресурсами России.
03:06 Ревельский-2
Уважаемый, ну а разве Вам примера Израиля мало? Вы много знаете государств так откровенно провозгласивших и проводящих последовательно курс "израиль для евреев"? Ну а том "механизме" подтверждения своего еврейства и говорить нечего, - разве что только черепа не обмеряют. Мне представляется, что доля так называемых "русскоговорящих" в Израиле нисколько не меньше, чем доля русскоговорящих в Эстонии. Вы много знаете госчиновников в Израиле, не владеющих ивритом? Или более общий вопрос - на что вообще может расчитывать житель Израили, не владеющий ивритом? Ну а если говорить о языках, то на эстонском языке большинство населения Эстонии говорит сколько себя помнит, иврит же сохранился за небольшим исключением только среди раввинов. Вы полагаете, что иврит более необходим "прогрессивному человечеству", чем эстонский?
15.11.2010 10:50эст
02:54 Ревельский
Эст, ну мы же нормальные люди, давайте найдём общее, что есть у русских и эстонцев, и покажем людям алгоритм примирения, или Вам нужна перманентная конфронтация?.
15.11.2010 10:23эст
02:54 Ревельский-2
15.11.2010 10:50эст
02:54 Ревельский
Ну допустим Вы во всём правы,- и чё?
Всем русским в Эстонии завернуться в простыню и медленно ползти на кладбище, отбиваясь от толерантных, умных и человеколюбивых эстонцев, чтобы не мешали им в этом вожделенно-благородном деле? Или напрячь остатки скифских извилин и выучить Ваш столь необходимый всему прогрессивному человечеству язык?
Ну дайте, реальный совет,- может и вправду развяжем этот гордиев узел.