К погромам в Риге причастны два экс-министра

Латвия сегодня всецело погружена в осмысление всего того, что произошло накануне ночью в центре Риги.
Вчера вечером, напомним, на исторической Домской площади латвийской столицы собралось порядка 20 тыс. человек, которые потребовали проведения внеочередных выборов в сейм (парламент) и отставки правительства. Поначалу крупнейшая со времен выхода Латвии из состава СССР антиправительственная акция, организованная «Обществом для другой политики» и поддержанная рядом оппозиционных партий и профсоюзами, носила относительно мирный характер. Но вскоре часть демонстрантов перешла к решительным и уже явно противоправным действиям – в центре города начались погромы и столкновения с полицией.
Печальный итог: 28 участников акции госпитализированы, 10 полицейских пострадали, 126 демонстрантов задержаны. В центре города разгромлены несколько магазинов, в здании сейма выбиты стекла. Натуральный погром.
Но дело – не только в травмах и материальных убытках: сама Латвия в одну ночь стала словно другой. «К сожалению, после событий 13 января ситуация в Латвии больше не будет такой, какой она была раньше», – приводит латвийский портал DELFI слова министра внутренних дел страны Марека Сеглиньша.
Еще более категоричен Айварс Лембергс, мэр шестого по величине города страны – Вентспилса, слова которого приводит [http://www.vz.ru/politics/2009/1/14/246301.htm «Взгляд.ру»]: «События декабря 2008 года (принятие латвийскими властями условий МВФ. – Прим. КМ.RU) можно приравнять к 17 июня 1940 года (начало операции по присоединению Латвии к СССР. – Прим. КМ.RU). Латвия перестала существовать как независимое государство: на этот раз танков не было, однако произошло нечто большее, чем танки».
Отреагировали на случившееся и власти. Президент страны Валдис Затлерс заявил сегодня, что готов распустить сейм, если до 31 марта не будут приняты поправки к Конституции, которые дают народу право инициировать досрочные выборы, передает DELFI. «Сейм и правительство утратили связь с избирателями. В нынешней ситуации мы не можем продолжать конфронтацию», – сказал он на сегодняшней пресс-конференции. Президент дал понять, что устал ждать принятия предложенных им поправок к Конституции, дающих народу право инициировать роспуск сейма. И потому Затлерс обязался в течение недели внести на рассмотрение парламента очередной проект поправок.
KM.RU попросил прокомментировать случившееся Юрия Соколовского, депутата сейма Латвии, заместителя председателя фракции «За права человека в Латвии»:
– Происшедшие сегодня ночью беспорядки – это лишь один из симптомов той болезни, которая сейчас охватила, собственно, весь организм. Высокая температура. Но на самом деле, если анализировать причину болезни, то первый катализатор – это экономический кризис, который поразил латвийскую экономику. Латвия последние 3 года была лидером роста ВВП, а сейчас она – лидер по падению ВВП.
К сожалению, то благополучие, которое было в последние несколько лет, было основано не на том, что латвийская экономика крепчала, а на том, что латвийской экономике и латвийским потребителям были доступны денежные средства и ипотечное кредитование, причем достаточно дешевые. После вступления Латвии в ЕС пошел приток инвестиций. Но, к сожалению, большая часть этих инвестиций была спекулятивного толка, вкладывалась в недвижимую собственность, в землю. То же самое – наши латвийские банки: не имея достаточно большого ресурса, они занимали у европейских банков, а затем давали кредиты латвийским жителям в залог их квартир – ипотечные кредиты. Этим финансировался большой прирост импорта и преобладание импорта над экспортом.
В итоге все это закончилось, весь этот приток завершился. Нашим банкам иностранные банки больше денег не дают. Мало того: сами банки испытывают большие проблемы. Государство буквально несколько месяцев назад было вынуждено принять под свою опеку второй по величине латвийский банк – «Парекс», потому что у него были проблемы с ликвидностью. И вынуждено было вкладывать большие средства для того, чтобы поддерживать этот банк. Кстати, витрины этого банка пострадали больше всего в результате этих погромов, потому что в глазах людей государство приобрело образ некоей бездонной бочки, в которую они вкладывают и без того не хватающие средства.
В итоге получилась такая ситуация: снизился приток инвестиций и иностранных заемных денег. Образовалась огромнейшая дыра в латвийской экономике и латвийском бюджете, а разница между экспортом и импортом якобы сохранилась. В результате доходы бюджета падают: запасы не были сформированы за эти несколько лет. И латвийское правительство было вынуждено ползти на животе к МВФ как к единственной инстанции, которая фактически стала последней надеждой, которая может дать кредит для поддержания штанов.
И МВФ, и ЕК приняли решение, что дадут кредит в районе €7,5 млрд. Для сравнения: латвийский годовой бюджет – около €6 млрд. Т. е. мы занимаем больше, чем у нас годовой бюджет. Плюс МВФ выставил Латвии жесткие условия, в т. ч. снижение зарплат бюджетникам, что, собственно, правительство и сделало. И с Нового года были понижены на 15% зарплаты всем бюджетникам (кроме того, планируется еще понизить в течение года на 10%). Фактически реальная заработная плата людей, работающих в госсекторе, будет понижена где-то на четверть, не считая тех людей, которые будут уволены или которые уже уволены. А уровень безработицы у нас резко вырос.
Кроме того, правительство вместо того, чтобы стимулировать экономику, как это делают многие западные страны, имеющие запасы, вынуждено по рекомендациям того же МВФ повысить налоги. Для того, чтобы дать гарантии, что этот кредит будет в ближайшие годы отдан. Соответственно, с нового года были повышены НДС, акцизные налоги и многие другие вещи. Особенно резко повышена плата за отопление, на медикаменты, на предметы первой необходимости. Потому что раньше они облагались пониженным налогом, а сейчас правительство решило отменить для этих категорий товаров пониженную ставку. И общая ставка была повышена с 18% до 21%. Ну а те, которые облагались 5% – фактически рост составил 16% (НДС).
Все это одновременно привело к угрозе потере работы, снижению зарплаты на 25%, повышению налогов, высоким счетам за коммунальные услуги, которые не оплатить нельзя. Плюс кредитные обязательства взяли около 200 тыс. домохозяев (особенно молодые люди): брали кредиты, покупали дорогие квартиры… Сейчас цены на эти квартиры упали более чем в 2 раза, а плата за кредит не только осталась прежней, но даже выросла. Фактически многие из них поставлены в безвыходную ситуацию.
Вот, собственно, что привело к тому, что люди собрались на Домской площади. Их главной задачей было не заставить тех, кто находится у власти, действовать как-то по-другому – они уже на это не надеются. Поэтому главными требованиями были роспуск сейма и досрочные выборы. И роспуск правительства как такового.
Ну а дальше эта фрустрация, помноженная на повышенную активность отдельных групп, вылилась в т. ч. и в такие формы, как погромы, битье стекол, швыряние камнями.
– Каковы, на ваш взгляд, могут быть последствия? Как будет вести себя власть?
– Я думаю, что власти будут действовать сейчас жестко, потому что до вчерашнего вечера у них была дилемма: либо дать полиции распоряжение действовать жестко – и тогда не было бы такого масштаба актов вандализма, но тогда пострадал бы кто-то из нападавших. Но тогда у оппозиции, которая организовывала этот митинг, были бы карты, что власть фактически применила силу против мирных демонстрантов. Но они выбрали второй путь – дать возможность агрессии части людей вылиться. И сейчас они в выигрышной ситуации.
– А кто организовывал эту акцию протеста?
– Партия «Другая политика». Это, кстати, выходцы из правящей Народной партии – они около года назад покинули ее ряды. Это бывший министр экономики Штотенберг и бывший министр иностранных дел Пабликс. Но они, конечно, не специально организовывали эти беспорядки. Дело в том, что у них, действительно, не хватает опыта организации таких массовых акций.
Комментарии читателей Оставить комментарий