Каримов пошел по стопам Горбачева

Бессменный узбекский лидер Ислам Каримов, с чьим именем ассоциируется один из наиболее автократических режимов на постсоветском пространстве, неожиданно озаботился проблемой демократизации политической системы страны. На совместном заседании обеих палат республиканского парламента (Олий Мажлиса) президент Узбекистана, которого до сих пор было трудно заподозрить в особом пристрастии к либеральной модели разделения полномочий между различными ветвями власти, буквально огорошил присутствующих, озвучив намерение внести соответствующие поправки в Конституцию. По его словам, они призваны кардинально изменить систему высшей власти в стране за счет трансформации нынешней суперпрезидентской республики в полупрезидентскую. Ради чего Ислам Каримов даже изъявил готовность поделиться своими властными прерогативами с народными избранниками из Олий Мажлиса.
По замыслу, которым он поделился с депутатами парламента, отныне кандидатуру премьер-министра должны будут определять победившие на парламентских выборах политические партии (а именно та из них, которая получит большинство на выборах в нижнюю – Законодательную палату узбекского парламента). После чего глава государства получит 10 дней для того, чтобы рассмотреть кандидатуру премьер-министра и представить ее на утверждение Сенату и Законодательной палате, которые, в свою очередь, примут решение простым большинством голосов.
Соответственно, парламент будет иметь право отправить в отставку утвержденный им кабинет министров, если посчитает, что последний не справился с возложенными обязанностями. В этом случае президент будет вынужден отправить в отставку все правительство.
Наконец, следует отметить, что в результате устроенного самому себе «конституционного обрезания» глава государства утратит право принимать решения, отнесенные к ведению правительства, а именно по всем вопросам, касающимся основных направлений социально-экономической политики. В свою очередь, президент сохранит за собой контроль над внешней и оборонной политикой, а также над силовыми структурами.
Надо сказать, что демократизаторские устремления Ислама Абдуганиевича не были высоко оценены экспертным сообществом, которые не уверены, что западные политические стандарты приживутся на узбекской почве. Учитывая же, что еще одно новшество, которым порадовал местную общественность президент Узбекистана, касается уточнения процедуры замещения президента по состоянию здоровья, некоторые комментаторы предполагают, что последний и вовсе готовится покинуть политический Олимп страны. В связи с этим высказывается предположение, что Каримов планирует разыграть многоходовую политическую комбинацию с тем, чтобы сохранить за собой контроль над политической жизнью в стране при формальном оставлении высшего государственного поста.
В этой ситуации Россию, естественно, в первую очередь волнует то, каким образом предполагаемые изменения в организации политической жизни Узбекистана могут отразиться на положении наших соотечественников. Последние сообщения на сей счет, которые приходят из этой страны, увы, неутешительны и свидетельствуют о том, что русскоязычное население и организации, которые пытаются отстаивать права и интересы наших соотечественников, продолжают испытывать жесткий прессинг со стороны властей.
Так, [http://www.vesti.uz/diaspora//article/25163 Vesti.uz] сообщают о том, что за несколько дней до выборов нового лидера Русского культурного центра Узбекистана (после ухода с должности руководителя Светланы Герасимовой) местные власти, не стесняясь в средствах, проталкивают на этот пост лояльную себе кандидатуру, которая, в сущности, является человеком со стороны. «Так, – сообщает источник, – делегация соотечественников не попала на недавнюю ассамблею «Русского мира» в Москве. Перестал выходить бюллетень РКЦ. Руководителей Центра регулярно вызывают на ковер для очередных «накачек и промывок». А из прессы, как пылесосом, вымело все сообщения о деятельности РКЦ».
'''Новые веяния в общественно-политической жизни Узбекистана мы попросили прокомментировать главного редактора журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждара Куртова:'''
– Для начала я хотел бы восстановить некую справедливость в этом вопросе, отметив, что Узбекистан – отнюдь не самое авторитарное государство на постсоветском пространстве. В конце концов, есть ведь еще Туркменистан, где политическая система более закрытая и жесткая. Тем не менее, режим Каримова очень часто становился объектом очень жесткой критики со стороны Запада, требовавшего проведения демократизации общественной и политической жизни. Достаточно вспомнить резкое ухудшение отношений с Вашингтоном, которое последовало несколько лет назад за андижанскими событиями. Так что я не удивлюсь, если выяснится, что Каримов сегодня хочет сделать шаг навстречу пожеланиям западного истеблишмента, создав дополнительные предпосылки для дальнейшего углубления политики многовекторности, на которую он изначально был ориентирован.
Еще один важный момент заключается в том, что действующий глава Узбекистана как умный политик прекрасно понимает опасность сохранения существующего статус-кво, когда он фактически является единоличным центром принятия решений. Несмотря на доминирование патерналистских настроений в узбекском обществе, здесь уже давно зреет недовольство существующим положением вещей, когда Олий Мажлис, по сути, является сохранившимся аналогом советского парламентаризма. Речь идет о том, что депутаты парламента собираются всего несколько раз в год лишь для того, чтобы утвердить решения, уже подготовленные высшим руководством. Каримов осознает, что политическая система, при всей своей жесткости и централизации полномочий, должна предусматривать механизм, позволяющий периодически выпускать накопившийся социальный пар. Это также справедливо с точки зрения задачи предупреждения усиления позиций исламского фундаментализма в узбекском обществе, который, безусловно, представляет серьезную угрозу для светской власти президента. В то же время я не думаю, что предлагаемые Каримовым изменения приведут к сущностному переформатированию сложившегося в этой стране режима. Они скорее будут напоминать косметический ремонт, чтобы несколько облагородить фасад узбекской государственности под более западный дизайн.
Что же касается положения наших соотечественников в этой стране, то, в силу упомянутого формального характера предстоящих изменений, думаю, это вряд ли приведет к существенным подвижкам. Причем у Москвы, к сожалению, не так много рычагов по оказанию влияния на позицию Ташкента. Ислам Каримов уже неоднократно демонстрировал, что, несмотря на свою заинтересованность в экономическом сотрудничестве с Россией, он готов даже поступиться интересами в этой сфере ради сохранения самостоятельности в принимаемых на международной арене политических решениях. А русская диаспора, как и другие диаспоры, бесспорно, воспринимается местными властями как нежелательный фактор с точки зрения поддержания своего доминирования в политической системе. Значит, его влияние необходимо нейтрализовать с помощью имеющихся административных средств...
Комментарии читателей Оставить комментарий
Давайте будем объективны. Да, Узбекистан - страна с сильной президентской властью. И Президент с самого начала независимости говорил, о том что не собирается в одночасье менять страну, всячески стремясь угодить кому бы то ни было. Сильная власть президента позволила уберечь страну от гражданской войны, как это случилось в Таджикистане и Киргизии. Если Таджикистан бросало от религиозного экстремизма до светского авторитаризма, то Киргизия, где все рекомендации западных экспертов выполнялись с особой тщательностью, наступили полнейшая разруха и бардак. И оба государства "на нулях". Узбекистан худо-бедно стремится к процветанию. Да, есть проблемы. А где их нет? В экономике стабильный рост, этого никто не может отрицать. Придет время отпадет необходимость выезжать на заработки в Россию или еще куда. Просто оказалось. что Ислам Каримов - политик сдерживающий свои обещания. Он взял курс на постепеное развитие демократии и он от него не отступает. Просто пришло время для новой стадии развития
Стас // Сергей, вы мазохист? Вы затеяли дискуссию с людьми, которые не в состоянии написать слово "демократия" без ошибок. Да, не секрет, что существует еще прослойка населения, которую нужно заставлять самыми бесжалостными методами работать и вести себя по-человечески. Скучают они по репрессиям. Так сказать, собака любит палку. Имеют полное право.//
***
Под репрессиями вы, очевидно, понимаете закон и порядок. Объяснить этот феномен иначе, чем личным участием в дербане страны (и желанием остаться безнаказанным), - невозможно.
Работали, неуважаемый манагер, в СССР (те самые совки, которых вы называете рабами) - по той простой причине, что "кто не работал, тот не ел". А теперь лучше всех живут те, кто паразитирует на советском наследстве, понося своих благодетелей.
P.S. Касаемо тех, что пишут с ошибками. Вам не приходило в голову, что они могут владеть куда более сложными навыками, чем грамота?
Сергей, вы мазохист? Вы затеяли дискуссию с людьми, которые не в состоянии написать слово "демократия" без ошибок. Да, не секрет, что существует еще прослойка населения, которую нужно заставлять самыми бесжалостными методами работать и вести себя по-человечески. Скучают они по репрессиям. Так сказать, собака любит палку. Имеют полное право.
Сергей //1. Кто и что может иметь против демократизации государства? Диктатура лучше?
2. Впрочем и в России некоторые не могут простить Горбачеву, что он покончил с диктатурой КПСС и дал людям ограниченные, но свободы. Убить его за это мало!//
***
1. Только то, что нигде этой самой демократии нет (если не считать демократией власть меньшинства над большинством).
2. Горбачев дейстительно дал стране шанс - причем в критический момент (ежели кто помнит: "мы должны срочно измениться, иначе нас обойдут Индия с Китаем). Мы могли устранить недостатки советской модели (введя, например, все формы собственности), сохранив достоинства (науку, оборонку, социалку) и направив усилия на улучшение жизни народа (например, за счет массового строительства жилья).
Но народ купился на лживые посулы пьянчужки и прогнал Горбачева, а теперь вешает на него всех собак (видимо, прикрывая собственный грех).
В нынешней России есть свобода врать(через либеральные СМИ), воровать и помирать. И ВСЁ.
Западная модель демократии никогда не приживется на Востоке. В восточных странах всегда существовала другая и намного более разумная "демократия" - власть старейшин, когда мудрые и уважаемые в народе люди совместно принимают решение по самым разным вопросам. Кстати и в России было нечто подобное во времена новгородского вече. И, если вдуматься, то это и была по-настоящему власть народа.