Кирилл взялся уврачевать украинский раскол

Украинское духовенство обратилось за помощью к Русской православной церкви (РПЦ), чтобы та посодействовала преодолеть церковный раскол на Украине, сообщает интернет-газета [http://www.seychas.com.ua/news/2009/2/13/4379.htm «Сейчас»]. «В связи с избранием Кирилла (патриархом) мы надеемся, что проблема преодоления раскола в Украине будет не только проблемой украинской, но и всей Русской православной церкви», – заявил отец Георгий (Коваленко), пресс-секретарь предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) в ходе видеомоста Киев – Москва «Единство православия в Украине при новом патриархе Кирилле». В Москве готовы помочь, отмечает издание, ссылаясь на собственные источники, но при условии, что украинские политики не станут вмешиваться в этот процесс.
В настоящее время на Украине параллельно действуют три церковных структуры, называющих себя православными, но только одна из них – Украинская православная церковь Московского патриархата – признается православным миром. Две других – т. н. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и т. н. Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), которые возникли вместе с провозглашением независимости Украины, считаются раскольниками, а патриарх УПЦ КП Филарет (Денисенко) предан Русской церковью анафеме.
На Украине не скрывают, что рассчитывают на большее внимание и помощь со стороны новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси в решении украинских церковных проблем. В отличие от патриарха Алексия II, который был в Киеве всего дважды – в 1990 и 2008 годах – патриарх Кирилл уже выразил намерение совершить свой первый зарубежный визит именно на Украину. По предварительным сведениям, визит этот может состояться уже летом этого года. И надо отметить, что, направляясь на Украину, патриарх Кирилл более чем какой-нибудь другой деятель Русской церкви может рассчитывать на успех своей миссии. На его стороне – воля, талант дипломата, прекрасная осведомленность в украинских делах и, наконец, высочайший авторитет даже среди многих своих оппонентов.
Да и сам Кирилл не скрывает, что относится к решению «украинского» вопроса как к первостепенной миссии в качестве предстоятеля всей Русской церкви. «Сейчас» напоминает в связи с этим цитату из св. Викентия Леренского, которую Кирилл произнес на недавнем Поместном соборе РПЦ, говоря как раз об «украинской» проблеме: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь». Эту фразу, по мнению секретаря Отдела внешних церковных связей Московского патриархата отца Николая (Балашова), необходимо понимать так: «Преодоление расколов не заключается в нахождении какой-то компромиссной модели статуса УПЦ, который мог бы всех примирить. Люди светские, думая, как можно из разделившейся церкви сделать одну, часто мыслят терминологией слияния политических партий. Тут такая модель не сработает. Раскол – это болезнь в теле церкви, и она может быть излечена только церковными средствами на основании священных канонов». Лечить церковный раскол необходимо, в этом сходятся мнения священнослужителей двух стран. Дело за малым – убедить раскольников вернуться в лоно Русской церкви.
Тем временем президент Украины Виктор Ющенко и его окружение рассчитывают как раз на обратное – не на излечение раскола под эгидой единой Русской церкви, а на объединение всех украинских православных путем создания автокефальной украинской церкви, что означает ее отрыв от матери-церкви – РПЦ. Как заявил во время упомянутого видеомоста Киев – Москва секретарь Одесской епархии протоиерей Андрей Новиков, «единственным путем, каким хочет она (украинская власть) вести нас, – это превратить нашу Церковь в раскольников. Это, наверное, единственный путь, который устраивает нашего президента и его окружение». «Путь к автокефалии – это промежуточная ступень, – пояснил при этом священник. – Конечная цель – уния».
Желание Московского патриархата и лично святейшего патриарха Кирилла способствовать решению этой проблемы выразилась и в предварительном согласии создать для выработки путей борьбы с церковным расколом на Украине специальную двустороннюю богословскую комиссию. Во всяком случае, во время прошедшего видеомоста такая идея активно обсуждалась. Москва, таким образом, уже начала готовиться к решению «украинского» вопроса.
В связи с этим перед патриархом Кириллом стоит непростая задача, отмечает «Сейчас». Есть искус обратиться за содействием и к светским властям. И все же большинство священнослужителей склоняются к решению проблемы раскола сугубо церковными методами, без помощи политиков. В Москве, к примеру, проводя параллели с объединением Русской и Зарубежной церквей, предпочитают дистанцироваться даже от роли Владимира Путина в этом вопросе, пишет издание. По словам отца Николая (Балашова), ни Владимир Владимирович, ни его подчиненные ни разу не давали указаний ускорить процесс объединения, хотя Путин встречался в Нью-Йорке с зарубежным православным духовенством.
Ну а общий рецепт решения проблемы «выписал» во время видеомоста известный православный миссионер, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев, который заявил, что «Россия должна быть представлена нашим украинским братьям не только как родина «Газпрома», но и как Родина Сергия Радонежского и Серафима Саровского». По словам отца Андрея, «главное, чтобы мы были бы христианами, и тогда поводы, которыми пытаются нас разделить, покажутся мелкими и ничтожными».
Комментарии читателей Оставить комментарий
К сожалению и сейчас мало верится в возможность объединения украинской церкви внутри и с Российской РПЦ (моск.патриархат) на основе братской любви во христе.Владыка Кирилл едет осуществлять план "Барбаросса", Филарет ведет отчаянные переговоры с очередным "миролюбцем"-константинопольским патриархом,а государственные лидеры РФ делают вид, что они не участвуют в этой продуманной операции.
Бесспорно, на территории СССР все церкви были политизированны: и православная, и униатская (впоследствии вообще запрещенная), да и прочие конфессии существовали по разрешению и под надзором светских властей, и ,конечно, КГБ.От сотрудничества с КГБ не мог отказаться ни один сколько нибудь значительный чин, хотя многие не использовали свои возможности во зло.
szhlachcic, вашими постами вы только доказываете ПОЛИТИЗИРОВАННОСТЬ униатской церкви. То есть для униатов главное - власть, а не возможность проповедовать свою веру. Если не нравятся вам русские, то поучились бы у православных церквей Турции или Египта, где священники благодарят светские мусульманские(!) власти за предоставление возможности нести Слово Бижие людям.
вот таквая вот "избирательная" защита.
скажу вам так: советская власть считала униатов и католиков потенциальными предателями и уничтожила бы всех поголовно, если бы Московский Патриархат не заступился и не взял их под свое крыло...интересная мысль, просто тут на форуме меня пытались убедить, что на Зап. Украине большевики, подстрекаемые униатами уничтожали именно российское православие. Теперь вот новая мысль, российское православие взяло их под свою "опеку и защиту". Но это опять таки не правда - Московская Православная церковь забрала все приходы униатской церкви, и в основном ставила на службу своих ставленников - выпускников ленинградской семинарии. Защитой тут и не попахивает, просто замена одной церви нелояльной, на лояльную власти церковь. Поэтому неудивительно, что в конце 80-х на волне национального возрождения, прихожане униаты просто забрали приходы для униатских священников. К сожалению, РПЦ в 40-х "спас" только тех клириков униатов, которые перекрестились и перешли в московское православие - таких было немного