Косово отметило годовщину «независимости»

Исполнился год с момента одностороннего провозглашения независимости автономного края Косово и Метохии от Сербии. Напомним, что это стало возможным лишь благодаря США и ряду других западных стран, которые закрыли глаза на то, что в резолюции 1244 Совбеза ООН от 1999 года говорится о неделимости Сербии.
Год назад казалось, что сербы потерпели окончательное поражение, а косовары праздновали свой триумф, ведь их независимость почти сразу же признали такие влиятельные страны, как США, Великобритания, Италия, Франция, а чуть позже и Германия. Однако дальнейшие события показали, что ситуация отнюдь не столь однозначна, как представлялась год назад. Далеко не все страны поспешили последовать примеру американцев и их союзников. Из 192 стран, входящих в ООН, на сегодняшний день косовскую независимость признали лишь 54, хотя год назад американцы хвастливо заявляли, что чуть ли не 100 стран сразу признают Приштину. Мало того, даже в Евросоюзе, который обычно воспринимается как однозначный союзник косоваров, на настоящий день только 22 из 27 государств признали Косово.
Правда, в череде международного признания косовского края были и неприятные для Сербии неожиданности. Так, осенью 2008 года Приштину признала Черногория - страна, которая исторически является ближайшим союзником Сербии и значительную долю населения которой составляют этнические сербы. Это известие стало крайне неприятным для Белграда. Однако целый ряд мировых «тяжеловесов», в том числе постоянные члены Совбеза ООН - Россия и Китай, продолжают поддерживать Белград, который настаивает на том, что юридически Косово остается неотъемлемой частью Сербии.
Сейчас Белград оспаривает отделение своего автономного края в Международном суде ООН. Кстати, Генеральная ассамблея этой организации в конце прошлого года вынесла резолюцию, в которой содержалось обращение к Международному суду выдать консультативное заключение о законности или незаконности одностороннего провозглашения независимости Косово. Кроме того, Белград обещал заблокировать гипотетическую попытку Приштины вступить в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Впрочем, успехи сербской дипломатии, возможно, были бы гораздо весомее, если бы политика самого Белграда была все эти годы последовательнее. Напомним, что в 2002 году, то есть спустя всего три года после натовских бомбардировок, Сербия начала предпринимать недвусмысленные попытки присоединиться к Североатлантическому альянсу. И даже после того, как генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер поддержал «план Ахтисаари» (назван по имени его разработчика – бывшего финского политика Марти Ахтисаари, который был назначен спецпредставителем по Косово генсека ООН), в котором прописывались детали предоставления Косово независимости, Сербия не вышла из программы сотрудничества с Альянсом «Партнерство во имя мира».
Также хорошо известна и прозападная позиция сербских властей в вопросе отношений с Гаагским трибуналом, который давно уже превратился в инструмент политического давления на Сербию и орган преследования участников войны на Балканах, которых многие рядовые сербы считают героями, например, Радована Караджича и Ратко Младича. Сербские власти постоянно подтверждают готовность сотрудничать с Гаагой, арестовать и экстрадировать всех подозреваемых в «военных преступлениях» - притом что объективность самого трибунала, мягко говоря, ставится в мире под сомнение. Порой складывается впечатление, что официальный Белград лишь обозначает деятельность по защите своего суверенитета, а на практике готов всемерно интегрироваться в структуры Запада, которые, по сути, и являются истинными творцами независимости Косова.
Характерно, что на этапе подготовке к отделению Косово много говорилось, что в край хлынут иностранные инвестиции и повысится уровень жизни населения. На деле же регион остается одним из самых беднейших в Европе. Даже по официальным данным почти половина его жителей находятся за чертой бедности, а самопровозглашенное государство страдает от нехватки электроэнергии.
Порядок в крае поддерживает гражданско-полицейская миссия Европейского союза, причем согласие на ее развертывание дала и Сербия. Кроме того, там присутствует 16-тысячный контингент КФОР (международные силы по поддержанию мира в Косово) и персонал миссии ООН в Косово, наблюдающий за ситуацией в местах компактного проживания сербского меньшинства на севере региона. С учетом этого вряд ли можно говорить о какой-то реальной самостоятельности отделившегося от Сербии региона. Правда, сейчас формируются еще и «Силы безопасности Косово» - военизированная группировка, в состав которой должны войти 3300 человек, включая 800 резервистов, однако и эта организация создается при поддержке НАТО, а значит, скорее всего, будет под ее полным контролем.
Характерно, что, несмотря на столь внушительные силы, призванные гарантировать соблюдение правопорядка, Косово превратилось в регион, где расцвела торговля оружием, наркотиками, неоднократно сообщалось и о выявленных фактах работорговли. Так что Западная Европа, ликвидировав фактическую власть Белграда в этом крае, сама на свою же голову создала очень серьезную проблему, которую решить не может до сих пор.
Вот такой год нищей «независимости» под присмотром иностранных военных отмечает сегодня Косово.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Как у нас на форуме все легко и просто, о чем только Лавров голову ломает.Вот некто ОЛЕг Снегов пишет, что "по ООНовским правилам достаточно, чтобы одна страна признала независимость другой, и та становится независимой..." Не больше, не меньше...Даже комментировать не хочется.
Другие почему-то считают, что Абхазию и Ю.Осетию кроме нас кто-то признал.Отнюдь.Оказывается указ Президента Никорагуа о признании А.и Ю.О. отказался ратифицировать парламент Никорагуа.И я не стану говорить, что мне на это наплевать.
Что касается Косово, то ЕС и США мсовершают серьезную ошибку, которая будет иметь незапланированные последствия.В процессах сепаратизма государства мира не заинтересованы.
to sobak / Простите, невольно вмешивюсь. Разве "продажность" - это термин? Это, как раз то, что выражает истинную сущность того, что творилось в Гааге. А ангажированность, это приглашение участвовать в политическом процессе за какие-либо преференции (переезд Карлы дель Понте в Южную Америку)
2Streamer
Видимо "продажность" - неправильный термин (Гаагский трибунал). Политическая ангажированность - будет вернее. Т.е. когда вопить, а когда закрыть глаза.
To Streamer
Гаагский трибунал создан по инициативе тех самых стран, которые признали независимость Хорватии, Боснии на 2,3-й день после объявления ими независимости тем самым спровоцировав кровавые бойни там. Тех самых стран,которые бомбили Боснию, Сербию, Косово. Их задача-доказать оправданность своей политики и оправдать огромные жертвы, прроизошедшие по их вине. Про независимость суда ничего не слышали? Какими независимыми судьями могут быть агрессоры-бомбометатели? Если бы Гитлер (вслучае выигрыша) устроил бы суд над антигитлеровской коалицией, представляете сколько бы обвиненний в ее адрес было бы доказано?
Это все пережитки "Декларации прав человека", возникшие после Второй мировой войны. До этого тысячи лет границы кроились вдоль и поперек и никто не возмущался. А сейчас в Европе и по всему миру тысячи разных бантустанов и лагерей беженцев, которые когда-нибудь захотят "самоопределиться" и отделиться.