На днях Дмитрий Медведев попросил правительство составить список привлеченных к ответственности за неисполнение его поручений, пишет газета «Ведомости». Президент подчеркнул, что провинившимся грозит серьезное наказание «вплоть до увольнения». Однако, по словам руководителя контрольного управления президента Константина Чуйченко, с начала 2010 г. исполнение президентских поручений в срок, наоборот, увеличилось на 68%, исполняется каждое пятое.
Пресс-секретарь Путина пояснил, что к тем, кто не справлялся, применялись взыскания (лишения премий, выговоры), но об увольнениях он не слышал.
Баба Клава комментирует:
- Не удивлюсь, если ответственный чиновник, которому будет поручено составить окончательный «расстрельный список», тоже проваландается с ним. Да и вы, поди, не удивитесь.
Головотяпство? Возможно. Хотя, скорее всего, энто будет просто «государственная» мудрость, граничащая с хитростью. На Руси ить никогда не торопились исполнять распоряжения с верха. Бывалые чинуши понимали, что иные приказы отдаются сгоряча, спустя час о них, может, и не вспомнят. Так чего же, извините, из штанов выпрыгивать? Ну и всякие другие соображения завсегда найдутся, лишь бы потянуть с исполнением. «Спрятать под сукно», «положить в долгий ящик» - энто же наш «фирменный» стиль работы, отполированный со времен царя Гороха. Поэт Вознесенский в «Юноне и Авось» вложил в уста царского бюрократа особый чиновничий кодекс: «Подождать – значит дело знать. В промедлении благодать». А по-народному - «тише едешь – дальше будешь». Понятно, что такому живчику, как Дмитрий Медведев, волокита претит. А что делать?
Он сам, конечно, не мог не заметить, что чем больше чиновничий аппарат, тем сложнее и запутаннее отношения между его уровнями. «Мухой» тут бумаги почти не летают. Вот газета цитирует Павла Кудюкина, директора Центра проблем государственного управления Высшей школы экономики. Дескать, нынешняя бюрократическая система столь громоздкая, что непонятно, кого конкретно наказывать. Поручение президент дает премьеру, дальше оно спускается курирующему вопрос вице-премьеру и вниз вплоть до непосредственного исполнителя и зачастую не ясно, на каком именно уровне поручение застряло.
И с энтим не поспоришь. Росстат недавно посчитал, что за последние десять лет количество чиновников в России выросло почти вдвое. По данным на осень 2009 года? оно составило более 868 тысяч человек; годом ранее чиновников было 846 тысяч. В целом чиновничий аппарат с 1998 года разросся в 1,8 раза!
Конечно, искать среди мильёна хозяев государственных кресел тех, кто манкирует своими обязанностями (на любом уровне – не обязательно в аппарате правительства), – занятие неблагодарное. Тут и сравнение с иголкой в стоге сена не подходит, потому что иголка, чай, одна, а «саботажников» - как соломинок в копне. Каждый да увильнул от чего-то, что-то не выполнил, чем-то пренебрег… Таков всегдашний стиль работы бюрократа. Ничего в ем не изменилось и не изменится.
Вот шекспировский Гамлет когда еще сказал: распалась, мол, связь времен! То есть надлом произошел во всем: в обществе, в морали. Мудро сказано, выразительно. Подписалась бы под кажным словом. Только уточнила бы применительно к бюрократии: в энтой устойчивой среде связи, наоборот, только крепчают. Во вред остальному человечеству и даже, вишь, первым лицам страны. Потому что с преемственностью традиций в чиновничьем болоте, считай, все в порядке. Стабильность завидная!
Ну хоть здесь…