Курс в обменниках - индикатор финансового кризиса

'''Эксклюзивный комментарий Михаила Ремизова специально для KM.RU'''
Я полагаю, что самым тяжелым ближайшим последствием кризиса фондового рынка станет кризис ликвидности в банковском секторе, который вызовет определенные проблемы с кредитами, как для крупного, так для среднего и мелкого бизнеса. Средний и мелкий бизнес эти проблемы испытывает уже сегодня. Что же касается крупного бизнеса, то он кредитовался на Западе, и сейчас, в связи со сложившейся ситуацией в экономиках США и Европы, эти кредитные линии для них также во многом закрыты. На корпоративном российском секторе висят достаточно большие долги, и сейчас у них не будет возможности ни взять новые кредиты, ни переаккредитоваться по старым. В связи с этим сейчас складывается ситуация, при которой в российской экономике просто отсутствует источник кредита, который является необходимым условием экономического роста и развития.
Я думаю, что единственная возможность выхода из этой ситуации состоит в том, чтобы создать полноценный источник кредитования на базе собственной финансовой системы. Российское министерство и Центральный банк должны наконец-то перейти к полноценному кредитованию российской же экономики. Причем спасать и помогать нужно не только крупному бизнесу. Дело в том, что одной из главных проблем структурной экономики России является сильный перекос в сторону крупного бизнеса по сравнению с малым и средним. Поскольку фондовый рынок касается интересов крупного бизнеса, его обвал можно и нужно было бы использовать для того, что как раз и усилить сектор среднего и малого бизнеса. Принять меры, чтобы усилить его жизнеспособность в ситуации общей финансовой напряженности, который уже можно назвать и финансовым кризисом.
Если же говорить о других ощутимых последствиях текущей финансовой ситуации, то этот кризис может коснуться и уже касается нашей национальной валюты. С точки зрения интересов национальной экономики и государственного бюджета, некоторая девальвация рубля никакого вреда бы не принесла. Но, как мне кажется, наши власти рассматривают курс рубля не только как экономический, но и своего рода психологический индикатор стабильности для широких слоев населения. Поэтому они очень опасаются его ощутимого и резкого снижения. Это политико-психологическое ограничение. Фондовый рынок очень далек от широкого круга людей, поэтому по телевизионным новостным каналам особо ничего и не говорят об этом кризисе. Если же сильно изменится курс в обменниках, то для людей это станет индикатором финансового кризиса.
Последствием этого кризиса также может стать проблема с исполнением бюджета. Даже неделя падения котировок, масштабные вливания в банковский сектор, необходимость спасения таких инвестиционных организаций, как «КИТ Финанс», очень сильно истощают и суверенные фонды, и государственный бюджет. Само собой вполне вероятно усиление инфляции.
Возникнут вопросы и с другими финансовыми пузырями. Фондовый рынок уже лопнул. Следующим вполне может быть рынок недвижимости, который является одним из самых контролируемых - особенно на неформальном уровне. Если же оценивать ситуацию в целом, то я полагаю, что какого-то радикального кризиса российские власти благодаря финансовым вливаниям в банковский сектор и близкие к государству крупные корпорации не допустят. Но, в общем и целом, экономический климат в стране ухудшится.
Стабилизации же ситуации на фондовых рынках в ближайшее время ожидать пока рано. На любых фондовых рынках реализуется концепция трех волн. Согласно ей, наиболее крупные и серьезные игроки, обладающие превосходной аналитикой и инсайдерской информацией, сбрасывают акции заблаговременно до кризиса, постепенно, не вызывая обвала рынка. Второй слой игроков, составляющий достаточно широкую массу участников рынка, сбрасывают акции на начальных этапах падения. Самый же широкий круг игроков сбрасывает все на последних этапах. Так вот эта третья волна, как я полагаю, у нас еще не миновала. Она еще вполне может накрыть российский фондовый рынок.
Комментарии читателей Оставить комментарий