Кушать подано! Садитесь жрать, пожалуйста!

Уровень сервиса в Российской армии растет так стремительно, что, честное слово, этому могли бы позавидовать многие предприятия отечественной сферы обслуживания, у которых и с уровнем, и с сервисом зачастую не очень. Очень «не очень». Тогда как Министерство обороны изыскивает все новые способы сделать армию более привлекательной для клиентов. Т. е. для призывников. Чтобы, значит, отдача долга Родине проходила в как можно более комфортных и приятных для отдающего условиях.
Недавно было объявлено о намерении перевести служивых на пятидневную рабочую (т. е. служебную) неделю с двумя выходными и возможностью служить недалеко от дома. Теперь же, как выясняется, и солдатская кухня выдвигается на новые, доселе недосягаемые для нее рубежи. Заместитель министра обороны, начальник тыла Вооруженных сил России Дмитрий Булгаков сообщил, что уже к концу года все части постоянной готовности, военные вузы, кадетские и суворовские училища, медучреждения (т. е. госпитали) перейдут на питание методом аутсорсинга.
Не пугайтесь, ничего плохого или нетрадиционного за этим не кроется: солдаты будут потреблять пищу, как и прежде, – через рот, с помощью вилок и ложек. Аутсорсинг (от английского «использование внешних ресурсов») – это всего лишь передача организацией некоторых производственных функций на обслуживание других компаний, специализирующихся в соответствующих областях. Когда, к примеру, офис вашей компании охраняют сотрудники ЧОПа, а коридоры и кабинеты драят уборщицы из клининговой фирмы – это аутсорсинг.
В случае с солдатским питанием это означает, что если раньше пищу для сослуживцев готовили сами солдаты, то теперь этим займутся частные фирмы. «В настоящее время питание с привлечением гражданских предприятий организовано в 99 воинских частях и организациях общей численностью 141 тыс. человек, за исключением частей и подразделений, дислоцированных в труднодоступных и отдаленных местностях, – заявил Дмитрий Булгаков. – В текущем году, по решению министра обороны России, к 1 сентября мы выходим на организацию питания на условиях аутсорсинга 200 воинских частей и организаций общей численностью более 180 тыс. человек при потребности в финансировании в 6,5 млрд руб. в год». А до конца года планируется охватить аутсорсингом около 340 тыс. солдатских ртов.
Безусловно, эта инновация нанесет сокрушительный удар по такому древнему и уважаемому солдатскому сословию, как повара. Кто служил, тот меня поймет. В условиях аутсорсинга эти бойцы продовольственного фронта, эти командиры кастрюль, бачков и чайников окажутся ненужными. Как, возможно, и хлеборезы – могущественные жрецы солдатских столовых, отпускающие дежурным по кухне предписанные нормативами пайки хлеба, сахара и масла, вызывающего смутные ассоциации с детским хоккейным турниром «Золотая шайба». Естественно, в закромах у хлеборезов всегда были их персональные запасы хлеба с маслом, поэтому дружба с занимающими эту благословенную должность воинами всегда считалась среди сослуживцев делом дальновидным и выгодным. Хотя хлеборезы, естественно, одаривали своей дружбой и излишками хлеба далеко не всех желающих, а лишь земляков или тех, кто мог быть чем-то полезен самим хлеборезам. Они были очень избирательны в этом вопросе. А теперь что же, полномочия хлеборезов урежут? Или вообще ликвидируют эту должность в солдатской среде? Кто его знает, что такое аутсорсинг по-армейски и с чем его едят…
Но ради чего вводится это новшество? По словам все того же Дмитрия Булгакова, с привлечением к организации питания военнослужащих гражданских предприятий «ликвидировано отвлечение личного состава от мероприятий боевой подготовки, улучшилось качество пищи, расширен ассортимент приготовляемых блюд, повысилась культура приема пищи; энергетическая ценность, химический состав и полнота доведения нормы продовольственного пайка стабильно отвечают нормативным требованиям».
Оставлю тщетные попытки постичь смысл фразы «полнота доведения нормы продовольственного пайка стабильно отвечает нормативным требованиям». Загадочность этой формулировки позволяет предположить, что речь идет о сведениях, составляющих военную тайну. Или же призванных запутать и сбить с толку вероятного противника. Но еще больше озадачивает утверждение замминистра обороны о том, что передача армейских кухонных обязанностей в гражданские руки способствует повышению культуры приема пищи солдатами. Означает ли это, что в условиях аутсорсинга старослужащие перестанут отнимать у молодых масло? В тех частях, где пока еще, к сожалению, не изжито такое отвратительное явление, как дедовщина. Но с ним должно бороться армейское начальство на местах и в центре, а не гражданские повара.
Можно допустить, что приготовленное гражданскими поварами мясо будет похоже на мясо, а не на сгусток жил и жира, каша будет съедобнее легендарной солдатской «дроби» (в миру – перловки), а в пюре будет меньше комков и картофельных очисток. Хотя и это – не факт: все зависит от профессионализма и добросовестности поваров. А также от качества выделяемого им мяса. Но как с помощью чародеев общепита повысить культурный уровень в солдатских столовых, чтобы он отличался от культурного уровня Василия Алибабаевича из «Джентльменов удачи», чью реплику я вынес в заголовок? Наверное, только если сервировать солдатские столы хрусталем и серебром, подавать на ужин красное вино (и непременно – слегка подогретым), а также задействовать официанток. Солдаты, думается, были бы совсем не против официанток, но это – все-таки армия, а не ресторан. И солдата нужно кормить так, чтобы он чувствовал себя здоровым и боеспособным. Это – главное. Все остальное – второстепенно.
Помнится, когда я служил в армии, в столовой у нас всегда царила непринужденная гусарская атмосфера, пронизанная духом веселого товарищества и насыщенная грубоватыми и даже похабными шутками – куда ж в армии без этого… Эта грубость вчерашних подростков, ставших мужчинами, равно как и, извините, чавканье и отрыгивание отдельных бойцов, может быть, и вносили в процесс поглощения пищи досадный малокультурный диссонанс, хотя были абсолютно естественными в солдатском быту. Зато пища, при всей своей простоте и неизысканности (печенье и вареные яйца, например, давали только по воскресеньям), была сытной. И все солдаты были здоровые, как лоси, – вне зависимости от своего состояния на момент призыва. А не волочили ноги с голодухи и не выпрашивали в увольнениях у прохожих деньги, как сегодня.
С другой стороны, что, казалось бы, плохого в том, что еду солдатам станут готовить специально обученные готовке люди? Да, в общем-то, ничего. Смущают только некоторые моменты и возникают некоторые вопросы. Ведь еда – это то, от чего в т. ч. напрямую зависит здоровье солдат, и даже жизнь. И если предположить (просто предположить), что кто-то задался целью совершить диверсию и вывести из строя все подразделения разом, не прибегая к оружию, то масштабное вовлечение частных фирм в процесс приготовления солдатской пищи в принципе предоставляет неплохую возможность для совершения такого рода диверсий. А в заявлении Дмитрия Булгакова речь идет о частях постоянной готовности.
Интересно также, как далеко готово пойти Минобороны, у которого пока мало что получается с созданием профессиональной армии, в своем стремлении привлекать гражданских к обслуживанию армии. Не слишком ли зависимой от частных фирм станет в результате армия? Может быть, тогда и в казармах, и на территории частей будут убираться не солдаты, а клининговые компании? И оружие за солдат почистят специально нанятые люди? Чтобы солдаты не отвлекались от мероприятий боевой подготовки… У них и так времени немного будет – всего 5 дней в неделю. И что будет с солдатами, не умеющими готовить, стирать, подшивать, окажись они, не дай Бог, в реальных боевых условиях?..
Дмитрий Булгаков в качестве позитивного зарубежного опыта приводит в пример военный контингент США и НАТО в Афганистане и Ираке, который находится на аутсорсинге по всем видам обеспечения. Но солдаты НАТО в Ираке, как сообщается, жалуются на нехватку кондиционеров. А неудачи британских солдат в Афганистане их собственные командиры объясняют в т. ч. проблемами с избыточным весом. Т. е. ожирением.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Было бы прекрасно на кораблях в кают-компании и матросских столовых увидеть официанток. Особенно в течении полугода на боевой службе. Дурная голова ногам покоя не дает. За войсками в горячие точки тоже поедут войска аутсорсинга.
Ну, с армией всё понятно. А на флоте-то как? Кто на кораблях в походах готовить будет? Или только разогретый мадональдс будет?
23.06.2010 10:54Скорняков
Не важно какие повара,а важно что едят солдаты!!!
Но следуя из поста вам это не важно-вам хорошо когда другим не лучше вас! :)))
Не знаю,но мои дети почему то на еду в армии не жалуются,да и я бы не жаловался если бы меня так кормили в СА.
Тут, вскользь упомянули об уменьшении армии, а разве Вы не вводите мирников в Киргизию? Вводить кого-то надо. А по поводу питания, дак Я тоже помню – чего было. Ну, по первому разу обрыгался, а потом ничего привык, почти всеядный. Кстати, всё меняется, на памяти моей, как прапорщик хозвзвода заставлял поваров косточки из селёдки вынимать. У Вас, сколько поваров то намечается, по 1 на 7 солдат? Не многовато ли? Армия не курорт и не санаторий, и так обойдутся, и без гражданских поваров. Ну, а кто желает на гражданскую кухню в армии присесть, пусть в Высшие военные училища поступают.
Наша армия сильна была всегда тем, что могла в любых условиях обстановки сама себя обслуживать. Это и медики и полевые кухни и уборка и стирка и бани и пр. Как все это будет осуществляться в условиях боевых действий теперь, непонятно.
Хотя то , что у нас есть сейчас, когда самообслуживание это теперь и есть фактически служебная обязанность армии. Солдаты в основном только и занимаются, что убирают бычки, драют казармы, работают на кухне, строят вечно что-то, красят и т.д. Боевой подготовкой никто не занимается. Солдат фактически - это некое чмо, которое нужно использовать пока есть возможность.
А все потому что страна капиталистичекая (или что-то вроде этого), а армия осталась в социализме. Или возвращайте социализм в страну или уж тогда нужно насаждать капитализм в армию.