Лариса Лужина: «Все хорошо, если не думать о цифре»

Звезда отечественного кинематографа Лариса Лужина сегодня отмечает 70-летний юбилей. Она по-прежнему активно работает, находится в центре творческой жизни страны; она – желанный гость на многих российских фестивалях, она востребована и в театре и кино. И все так же прекрасна и жизнерадостна. Хотя жизненный путь актрисы не был усыпан розами.
Родилась Лариса Лужина в 1939 году в Ленинграде, и ее первые детские воспоминания связаны с войной, с блокадой. Отец, который был моряком, умер от истощения во время блокады в возрасте 27 лет. Вскоре от голода умерла и старшая сестра, от осколочного ранения погибла бабушка. Затем была эвакуация, после которой Лариса с мамой вернулась не в Ленинград, а в Таллин, где они поселились у родственников.
Она мечтала об актерской карьере и после школы поехала поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кино, но провалилась на первом же туре. Не отказавшись от своей мечты, она какое-то время работала на фармакологическом заводе, на кондитерской фабрике «Калев», где делала зефир, к которому до сих пор, по ее признанию, она испытывает стойкое отвращение. Очередным пунктом в ее трудовой биографии стал Таллинский дом моделей, куда красивую стройную девушку пригласили манекенщицей. И вот тут-то ее заметил режиссер «Ленфильма» Герберт Раппопорт и предложил одну из главных ролей в своей картине «В дождь и в солнце».
В 1959 году Лариса Лужина поступила на актерский факультет ВГИКа, попав в мастерскую Сергея Герасимова, знаменитого советского режиссера. По рекомендации своего учителя она попала в картину Станислава Ростоцкого «На семи ветрах», с которой начался ее путь в большой кинематограф.
Хрупкая, но при этом очень мужественная, слабая, но очень надежная, доверчивая, но сильная, любящая и чистая героиня Лужиной покорила мир. После премьеры и выхода картины на большой экран к молодой актрисе пришли успех и признание. Состоялась поездка в Канны на кинофестиваль, затем были Осло, Варшава, Париж.
В 1960-е годы Лариса Лужина создала на экране галерею образов романтических девушек, озаренных тихим и ясным внутренним светом. Таковы Нина в «Тишине» (1963), Вера в «Большой руде» (1964), которые являются олицетворением верности, честности, преданности людям и своему делу.
Талант Лужиной привлек немецких кинематографистов, и в 1965 году ее пригласили сыграть в многосерийном немецком фильме «Доктор Шлюттер». За время работы в ГДР Лариса Лужина снялась в 6 картинах, в т. ч. в двух многосерийных. Там же актриса впервые сыграла роли из русской классики – Марью Николаевну в «Вешних водах» (1968) и Варвару Павловну в «Дворянском гнезде» (1969), поставленных по одноименным романам Тургенева. Ее работы настолько понравились немецким зрителям, что по опросу одного из журналов она была признана самой популярной актрисой ГДР.
Параллельно с работой в ГДР Лужина снималась в фильме Станислава Говорухина «Вертикаль» (1967), где она сыграла врача Ларису. Эта роль оказалась знаковой в судьбе актрисы, т. к. ее партнером был легендарный Владимир Высоцкий.
В последующие годы актриса стремится постигнуть народный женский характер: на смену ее лирическим героиням приходят сложные и глубоко драматичные образы – Анфиса в картине «Любовь Серафима Фролова» (1968), Мария Макшеева в фильме «Жизнь на грешной земле» (1973).
Особое место в творчестве Ларисы Лужиной занимает роль Анны Тимофеевны Гагариной в фильме «Так началась легенда» (1976). Это была ее первая возрастная роль, сыграть которую – непростая задача для любого актера. Героиня впервые входит в кадр совсем молодой девушкой, а в финале предстает пожилой женщиной.
В течение многих лет она является актрисой Театра-студии киноактера. Среди ее последних работ – пьеса Александра Островского «Женитьба Бальзаминова», в которой она играет мать главного героя.
Работу в театре и кино Лариса Лужина сочетает с педагогической деятельностью. В течение ряда лет она преподает актерское искусство в Московской детской академии народного художественного творчества «Россия» при Департаменте образования правительства Москвы.
В творческой жизни актрисы всегда находится место для концертов и встреч со зрителями. Лариса Анатольевна долгое время входила в состав правления ЦДРИ, а сейчас является председателем женского клуба «Сударыня».
О своих надеждах и планах народная артистка России Лариса Лужина рассказала в интервью КМ.RU.
– Лариса Анатольевна, портал KM.RU поздравляет вас с юбилеем! С каким настроением встречаете эту дату?
– Да, в принципе, ничего, настроение неплохое, если не думать о цифре. Когда думаешь о цифре, то становится плохо, а если не думаешь, то все нормально. Наверное, как любая женщина, я себя не ощущаю на тот возраст, который в паспорте записан.
– Как собираетесь праздновать? Будут ли какие-то юбилейные вечера, встречи со зрителями, коллегами?
– Я решила отменить все мероприятия. Может быть, потом, попозже отмечу вместе с театром. В мае, надеюсь, буду играть спектакль типа бенефиса. А сегодня я отказалась от публичного празднования. Дома – пожалуйста. Я сказала: кто хочет меня поздравить – пусть приезжает и поздравляет. И приезжают, поздравляют. У меня уже полная комната цветов!
– Какие свои роли считаете наиболее значительными и особенно дорогими?
– Как всегда, дорогое то, что первое! Это, конечно, «На семи ветрах», потому что эта роль принесла мне известность. Поэтому я ее и люблю. И люблю вообще всех партнеров, которые там со мной снимались. Там были потрясающие люди – и Вячеслав Васильевич Тихонов, и Заманский, и Чурсина, и Клара Лучко, и, конечно же, Ростоцкий Станислав Иосифович, и потрясающий оператор Вячеслав Михайлович Шумский. На съемках этой картины была очень хорошая, добрая атмосфера. Потому и фильм получился добрым.
– Как вы оцениваете сегодняшнее состояние российского кино, театра? Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы вернуться к тому высокому художественному и нравственному уровню, который был присущ советскому кино и театру?
– Мне кажется, что ничего вернуть невозможно, потому что время идет вперед. Куда же возвращаться? Достаточно начать показывать хорошие, старые картины, чтобы учить наших детишек и внуков тому, что было. Я думаю, что у нас сейчас есть неплохие фильмы, хорошие режиссеры. Нужно идти вперед, но только при этом должно быть побольше доброты: не должно быть ненависти и насилия на экране, поменьше крови, убийств. А вернуться нужно к психологическому кино о человеческих судьбах, т. е. к тому, что интересно, наверное, любому человеку.
– Как развивается сегодня ваша актерская деятельность? Чувствуете ли вы себя востребованной?
– Я не могу сказать, что я востребована на 100%. Сейчас, в данный момент, у меня съемок нет как таковых, но у меня есть свой театр, у нас 4 антрепризы. У меня два спектакля в нашем Театре киноактера. Т. е. у меня в данный момент есть сцена, которую я очень люблю, о которой я, собственно, и мечтала с самого начала своего творчества, когда еще была школьницей и хотела быть актрисой. Я люблю сцену и чувствую себя пока еще востребованной. Мы ездим на гастроли, у нас полные залы зрителей. Вот мы сейчас были на Дальнем Востоке, в Южно-Сахалинске, в Казахстане, в Киргизии; везде – полные залы. Там у меня и партнеры хорошие: Лена Проклова, Александр Семчев… В общем, все нормально.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Уважаемая и любимая Лариса Анатольевна, будьте счастливы и никогда не думайте о цифрах, это -пыль.
Тем нам завтрашний день дороже, что вчерашний никто не вернёт!
Лариса Анатольевна, с юбилеем вас! Здоровья и творчества!Вы- прекрасная актриса и замечательный человек! Счастья вам и вашим близким!!!