«Не равняйте Патриарха Кирилла с Папой Римским!»

Деятельность Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла является наглядным подтверждением тезиса о том, что предстоятель Русской Православной Церкви по-прежнему рассматривает окормление паствы, проживающей в Белоруссии и на Украине (канонических территориях РПЦ), в качестве своей приоритетной пастырской миссии. Еще когда Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был возведен на патриарший престол, он заявил о том, что намерен свой первый зарубежный визит нанести на Украину. «Я хотел бы посетить мать городов русских — Киев, нашу древнюю столицу и центр русского православия»,— сказал Патриарх вскоре после завершения обряда интронизации в начале февраля. И вот, как стало известно, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 30 июля прибудет с официальным визитом в Севастополь.
Выбор места визита далеко не случаен. Севастополь это не просто город русской славы, который волею судеб (а точнее вследствие политического волюнтаризма советского руководства, а также российских властей в период распада СССР) оказался в составе «самостийной Украины», но и одно из исторических мест, связанных с появлением православия на Руси. Приезд Патриарха Кирилла приурочен ко дню церковного почитания Святого Равноапостольного князя Владимира и государственного праздника Крещения Киевской Руси. 2 августа, в день пророка Божьего Ильи, предстоятель РПЦ отправит богослужения на месте крещения Святого князя Владимира в Херсонесе в районе Севастополя. В программе визита также запланировано, что 27 июля он отправит молебен на Владимирской горке, а 28 июля, в день праздника - Божественную литургию в Киево-Печерской Лавре на площади перед Успенским собором. 30 июля, в день почитания Святогорской иконы Богоматери, Святейший Патриарх совершит богослужения в Свято-Успенской Святогорской Лавре (Донецкая область). А 5 августа, в день Почаевской иконы Божьей Матери и празднования 450-летия принесения святыни в Украину, Святейший Патриарх Московской и Всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Свято-Успенской Почаевской Лавре.
Несмотря на то, что «оранжевые» раскольники активно пытаются разрушить церковное единство на Украине (путем создания независимой от РПЦ т.н. «поместной украинской церкви») Украинская православная церковь Московского Патриархата является наряду с епархиями в России самой значимой частью Русской Православной Церкви. Так что в дополнение к вышеприведенным соображениям исторического характера, представляется вполне логичным, что Святейший Патриарх намеревается посетить с первым зарубежным визитом именно Украину, отдавая, таким образом, дань значимости Украинской церкви для всей РПЦ. Надо также учитывать, что любой визит предстоятеля – даже в самую скромную епархию Русской церкви – должен предполагать согласие ее главы, епископа. Поэтому любой визит Святейшего в епархии Русской православной церкви предполагает согласие со стороны священноначалия и, соответственно, верующих этой епархии. А значит, косвенно работает на поддержание единства православия на Украине. Впрочем, судя по той поддержке, которую тогда еще Патриарший местоблюститель Кирилл получил на недавнем Поместном Соборе Русской церкви – в том числе и от священноначалия и верующих Украинской церкви, – трудно представить, что православная Украина не будет рада принять его. В этой связи стоит и вспомнить, как принимала Украина летом прошлого года Патриарха Алексия II, приехавшего туда на празднование 1020-летия Крещения Руси. Сам Кирилл, бывший тогда митрополитом Смоленским и Калининградским, подводя итоги визита Алексия II, отмечал: «Украинская церковь – это ни много ни мало одиннадцать тысяч православных приходов, это древние Лавры и монастыри. Нужно знать и помнить, что во всех этих приходах, монастырях и Лаврах верующие люди со слезами молят Бога помочь им сохранить единство Церкви». Совершенно очевидно, что Патриарх как живое олицетворение единства православия на Руси до сих пор остается, пожалуй, самым значимым представителем «народной дипломатии», которая зачастую оказывается намного эффективнее с точки зрения единого цивилизационного пространства трех ветвей русского народа нежели официальные дипломатические институты.
'''Готовящийся визит Его Святейшества на Украину в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов:'''
- Речь идет о пастырском визите новоизбранного предстоятеля единой Русской Православной Церкви, которая охватывает паству всей исторической Руси, к которой преимущественно относится древняя Киевская Русь, откуда «пошла есть Русская Земля», откуда началась история становления христианства на Руси и откуда просвещение православной верой шагнуло на просторы исторической России. Патриарх едет помолиться у святынь (прежде всего Киево-Печерской лавры- родины нашего русского монашества) Украинской православной церкви, которая представляет собой самоуправляющуюся часть единого Московского патриархата. В ходе своего визита патриарх будет общаться со своей паствой, а также с архипастырями УПЦ. Это визит паломничества, начало которого приурочено к памяти святого равноапостольного князя Владимира - крестителя Русской земли, память которого празднуется с особенной торжественностью. Это установил еще при жизни покойного Патриарха Алексия II Архиерейский собор РПЦ.
Что касается церковной жизни на Украине, то мы знаем, что и в настоящее время не прекращаются случаи захвата храмов канонической Украинской православной церкви раскольническими структурами. Это происходит в целом ряде регионов Украины при прямой поддержке руководителей местной власти, которые таким образом проявляют свои конфессионально-политические предпочтения. Такие случаи отмечались в Сумской епархии РПЦ, а также в западных регионах Украины. Святейший патриарх очень близко к сердцу принимает эти проблемы и они, конечно, не пройдут мимо его внимания в ходе предстоящего визита. Некоторые украинские СМИ уже сейчас сравнивают визит Патриарха с визитом Папы Римского на западную Украину. Я считаю, что такая аналогия в корне неверна. Патриарх Кирилл едет на Украину не с государственным визитом, а с пастырским. Кроме того, он едет не в чужую страну, а на неотъемлемую часть канонической территории единой Русской православной церкви.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Насколько я знаю, сам термин "каноническая территория" не использовался в православной литературе вплоть до распада СССР. В древней Церкви в качестве руководящего применялся принцип соответствия церковных областей гражданским территориальным единицам.
В современной церкви применяются такие принципы:
– "каноническая территория" – это район, где христианская церковь живет согласно определенному собранию канонов, которые регламентируют жизнь церкви, и где церковью руководит епископ или синод.
– идея "канонической территории" актуальна для общества, в котором церковь и государство тесно переплетены и в котором государство решает, какая из религий наилучше подходит населению. В то же время эта идея несовместима с обществом, в котором люди имеют право делать собственный выбор религии.
Святослав написал:
Рекомендую всем верующим, к коим себя отношу, перечитать высказывания Л.Н.Толстого в отношении церкви, для критического анализа и раздумий.
///
Толстой был отлучён от Церкви. Поэтому и читать его измышления не стоит. Недушеполезно.
Aleksandr написал:
Вера-это есть универсальная, мировозренческая,общественная,терпимая часть жизни человека любой конфессии.
///
А Вы можете произнести Символ Веры?
Aleksandr написал:
А Иоан Павел Второй один из сыновей Украины, который стал духовным пастырем вселенского масштаба..
///
Я бы не стал так утверждать. Католическая верхушка уже давно не является христианской по своей сути.
Aleksandr написал:
... пока церковь опять не обединится...
///
С кем объединяться? С отступниками? Нет! Этого быть не может. Нельзя чистоте объединиться с грязью и остаться чистой. Возможно только возвращение в лоно Церкви заблудших.