Николай Еременко: великий сын и истинный актер

Сегодня народный артист России Николай Еременко-младший мог бы отметить 60-летний юбилей. Мог, если бы не преждевременная кончина, шокировавшая всех, кто хорошо знал замечательного актера, которого судьба наделила не только незаурядным талантом вкупе с притягательной внешностью, но и крепким здоровьем. И вот – внезапная смерть в 52 года, в расцвете физических и творческих сил, когда видимых причин сомневаться в своем здоровье не было. Не будем, однако, ворошить события 8-летней давности, тем более что и тогда даже самым дотошным журналистам не удалось восстановить картину последних дней жизни артиста.
Почти всем актерам нравится, когда они остаются в памяти своих поклонников в образе какого-нибудь полюбившегося персонажа. Годы идут, а память услужливо показывает давнишний фрагмент спектакля или кино. Николай Николаевич Еременко порой даже обижался, когда самым известным фильмом с его участием называли «Пиратов ХХ века» (1979). Незадолго до «Пиратов» он блистательно сыграл Жюльена Сореля в сериале «Красное и черное» (1976) по роману Стендаля, который поставил его преподаватель во ВГИКе – великий Сергей Герасимов. Еременко был чрезвычайно рад своей удачной игре, которую знаменитый наставник оценил задолго до телепостановки – еще в институтском спектакле, радовался заслуженному успеху у телезрителей. Этот небольшой сериал окончательно закрепил за ним актерское амплуа героя-любовника. Сам Еременко это воспринял как должное и далее варьировал обретенное амплуа, «склоняя» очередную роль то в сторону героя, то – любовника. Даже в «Пиратах ХХ века» он не слишком отошел от амплуа: благодаря великолепной физической форме, отвергая помощь дублеров-каскадеров, артист показал советскому зрителю героя голливудского уровня (если говорить о голливудских боевиках): решительного, сильного, до мозга костей харизматичного. И – «любовника», поскольку не было, вероятно, зрительницы, покидавшей кинотеатр без характерного блеска в глазах…
Кстати, он сам напросился в этот боевик, продемонстрировав постановщику несколько убедительных акробатических этюдов. Сомневавшийся было режиссер утвердил Еременко на роль старшего механика на судне и не прогадал. Зато сам актер, поняв, что зрители на ура восприняли чистую героику, не «испорченную» тонкостями игры и глубиной рисунка роли, расстроился: грубоватой простотой «Пиратов» как бы перечеркивались его прежние достижения в кинематографе – ведь в них он раз за разом удачно реализовывал тщательно отшлифованный в мастерской Герасимова талант.
Были ли у Николая Еременко завистники? Вероятно, не без этого. Магнетизм его внешности, особого тембра вкрадчивость голоса – этим он умел пользоваться не только на экране. Но можно ли ставить артисту в упрек «нецелевое использование» искры Божьей? Вечная тема: таланты и поклонники.
Неисчерпаемый источник для сплетен и фантазий. «Он грешит нарциссизмом!», – нашептывали его наставнику еще в институте те, кто видел героями советского кинематографа вчерашних фронтовиков, монтажников-высотников. Герасимов отмахивался: «Коля – не неженка, он – толковый парень». А главное, он не был испорчен столицей, ее артистической средой.
Николай Еременко родился в послевоенной Белоруссии, в городе Витебске. Отец – народный артист СССР Николай Николаевич Еременко, мама – народная артистка Белорусской ССР Галина Александровна Орлова, оба – театральные актеры. В начале 1960-х годов Еременко-старший начал сниматься в кино, и не без его протекции на большой экран впервые попал его 12-летний сын. Правда, пока – в короткометражку для детей о правилах дорожного движения. Этого было достаточно, чтобы одноклассники перевели его в «высшую касту» местных знаменитостей. Коля мучился своей популярностью и ежечасно старался доказать друзьям, что он – по-прежнему «свой». Тем не менее, мечтал стать артистом, как родители.
В московский Институт кинематографии он поступил с первой попытки. Не скрывал, что Сергей Герасимов, набиравший актерский курс, хорошо знал его отца. Однако бездарности в его мастерской, в общем, не учились – принципами мастер поступаться не любил. Он пообещал сделать из Еременко-младшего артиста – и сделал.
Николай Еременко начал сниматься в фильмах Герасимова. Очень неплохо, но все же в тени других исполнителей. Одновременно играл в Театре-студии киноактера, а затем – на студии имени Горького. Еще студентом был утвержден на главную роль телесериала «Красное и черное»: Герасимов к съемкам готовился долго и снимал долго. Еременко буквально возмужал на съемочной площадке. Отнюдь не «гадкий утенок» в детстве, он закончил работу над фильмом уже сформировавшимся актером. Успех был не только всесоюзный – сериал смотрела почти вся Европа. Так началась многолетняя любовь зрителей…
Николай Еременко всегда играл убедительно, даже в не очень удачных постановках, которые, казалось бы, второй раз смотреть не станешь. Но вот поди ж ты: показывают по телевидению старый фильм, мелькнет узнаваемое лицо – и ты уже не уходишь от экрана, притянутый легкой завораживающей игрой, выразительными глазами актера. В середине 90-х он решился попробовать себя в режиссерском качестве. Картину «Сын за отца» с Еременко-старшим в главной роли критики разругали: какая-то вакханалия на почве ностальгии по старым временам. Но актера (и теперь уже режиссера) это не смутило: вероятно, в его творческом сознании происходил какой-то внутренний перелом. Затем последовали роли еще в нескольких фильмах на криминальную тему, что было не очень характерно для привычного амплуа. Притом сыграны ярко, сочно. Сыграть «героя-любовника» Еременко время от времени все же удавалось, однако чувствовалась скудноватая литературная основа. Ничего удивительного, и большой артист в этом не был виноват: в середине 90-х годов российский кинематограф находился далеко не в лучшей форме.
В 2000 году умер отец, Николай Николаевич Еременко. Для сына это была утрата, едва не надломившая его. Он просил: умру – похороните рядом с отцом. Кто бы мог подумать, что пройдет всего год, и оба они, отец и сын, окажутся рядом – на Московском кладбище Минска?
Николая Еременко сегодня, когда артиста нет с нами, в интервью KM.RU вспоминает его партнер по фильмам – замечательная актриса, народная артистка РСФСР Наталья Белохвостикова:
– Вместе с Колей мы играли в фильмах «Красное и черное», «У озера». Еременко остался в моей памяти улыбчивым, искрящимся, фонтанирующим, талантливым, достойным человеком. Актерство было для него делом жизни, как и для его отца и матери, которыми он гордился и восхищался. По жизни он шел вслед за ними, доказывая, что он как актер не хуже, а может быть, лучше, чем отец. Коля был настоящим трудоголиком, который за годы обучения в институте (мы учились на одном курсе у Сергея Герасимова) сыграл больше, чем мы все вместе взятые.
В нем был некий магнетизм, лучистость, светлость, даже несмотря на то, что он играл и отрицательные роли. Было то, что присуще истинному актеру. Когда смотришь фильмы с его участием, ему веришь. Наш учитель Сергей Аполлинариевич Герасимов говорил: «Ребята, после каждой премьеры надо проснуться и жить дальше. И жить так, чтобы вам не было стыдно. Думайте головой, что вы делаете».
Коля всегда думал о том, как он живет, что играет, что снимает. Он был очень «подробным» актером. Когда снимаешься в какой-то картине, она заставляет тебя принимать определенные правила игры. И ты по воле режиссера, как это было в «Красном и черном», включаешься в другой век, в другую эпоху, даже в другие движения, которые диктует костюм. Человек тот же самый, но в нем проглядывают иные черты, иные стороны характера, манеры. Все другое. Каждый образ диктовал свое. В фильмах «У озера», «Красное и черное» был не Коля Еременко – это был образ, сыгранный им.
Делом его чести и сыновнего долга было снять отца в своей картине. Честь ему за это и хвала. Он был великим сыном, с большой нежностью и любовью относился к своим родителям. Николай был достойным представителем клана Еременко.
Когда спорят о том, в каком фильме полностью раскрылся его потенциал, я не могу быть объективна: слишком хорошо его знала. Мне нравилось все, что делал Коля. Он всюду был разным, в каждой новой роли был другим, не похожим на предыдущие образы. Мне кажется, ему не было стыдно за то, что он делал.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Сейчас об актерах мы узнаем в основном, кто чем болен, кто с кем развелся и т.д. и совсем почти не слишим, не можем прочесть ничего об их творчестве. Стыдно все это.
Еременко, Даль, Дворжецкий ... они кажутся людьми "в белых одеждах". Они по большому счету такими и были... Великая Белохвостикова - она действительно великая, а не просто любимая, сумела создать чистоту ("у озера") и красоту ("Тиль Уленшпигель") и вообще, по-моему, все, что делает женщину идеалом и божеством. Дай ей Бог злоровья. Дай Бог тепла нашим великим актерам ТАМ, где они сейчас. Мы их любим, нам их не хватает...
очень жаль,
как жаль,что лучшие уходят первыми
В нём было мужское начало, ярко выраженное и очаровательное.Покойся с миром, Николай Ерёменко.
И отец, и сын были великими актерами! ТАЛАНТЫ! И красивые мужики оба. МУЖЧИНЫ! А не червячки склизкие. В «Красном и черном» Николай бесподобен!!!