Накануне великого праздника Победы канал «Россия» сделал сериалу «Семнадцать мгновений весны» макияж. Главное, что сделал цвет, - убил стиль. Стоило тратить огромные деньги и три года корпеть над раскраской каждого кадра? Черно-белое изображение стало эстетическим принципом фильма, обеспечившим ему магию документальной достоверности. Режиссер Татьяна Лиознова мастерски монтировала игровые эпизоды с кадрами военной хроники и стилизованными под хронику документами Третьего рейха под грифом «Совершенно секретно», отчего зрителям многие годы казалось, что рассказана подлинная история последних месяцев войны, а все персонажи имеют реальных прототипов и даже максимально на них похожи. Теперь герои культового (как принято считать) сериала обрели цвет лица, травка и листочки на улицах весеннего Берлина зазеленели, небо заголубело, а чемодан радистки Кэт оказался рыжим. Ради того, чтобы зрители все это увидели, стоило огород городить?
Баба Клава комментирует:
- Первым энтот малярный фокус придумал американский телемагнат Тед Тернер. Говорят, ему оченно понравилось, как засияли обновленные классические голливудские фильмы. Зрители и люди кино ругались, что пропало очарование черно-белой картинки, а Тернеру все было нипочем. Права-то на классику уже принадлежали ему. Тепереча трюк повторили у нас.
Я сумлеваюсь, что народ в восторге от буйства блеклых красок вокруг Штирлица. Вона скока анекдотов уже напридумывали! Кто-то пошутил, что следующей жертвой станет Чарли Чаплин, которого наверняка захотят озвучить. Чтобы уесть киномаляров, зрители принялись выискивать в сериале ляпы. Вот расцвел листвой февральский лес, в котором Штирлиц вдыхал аромат весны. На деревьях ни единого листочка, но они зелены от верхушки до корней. В кабинете Мюллера на стене обнаружились советские пластмассовые часы «Слава», которые начали выпускать лет через 30 после войны, причем не в Берлине, а в Москве. Темные очки у Штирлица тоже отечественного производства, а кожаные плащи у эсэсовцев все сплошь из кожзаменителя. Теперь это стало особенно отчетливо видать… Такие вот побочные явления появились у сериала.
Я грешным делом начала и в других современных фильмах о войне ляпы искать. Ну, хотя бы «Штрафбат» - там к священнику то и дело обращаются «святой отец», а он одобрительно кивает. И никто не подсказал создателям сериала, что правильно обращаться следует «отец» или «батюшка». Православная церковь справедливо считает, что святость познается после смерти. Или вот сейчас показывают рекламу нового сериала на военную тему. Девочки там в школьной форме – а откуда она перед войной, если форму ввели только в 1948 году?
Мелочи, конечно, но как сказал один фашист в «Мгновениях весны», маленькая ложь рождает большое недоверие. И ведь он прав, злыдень!