Почему США и Китай ухаживают за Монголией

«Экономический гигант» - это не тот термин, который обычно ассоциируется с Монголией. Недостаточное развитие, политическая неопределенность и ограниченные ресурсы по-прежнему тормозят рост страны. Монголию не назовешь и «стратегической точкой опоры». В конце концов, эта страна не имеет ни портов, ни выходов к морю. Армия ее невелика, а инфраструктура слаборазвита. И все же многие страны и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и за его пределами начинают понимать, что этот географический титан (страна превосходит по площади Францию, Испанию и Японию вместе взятые) имеет реальный потенциал стать ключевым стратегическим партнером.
Китай, Япония, Южная Корея, Индия и Вьетнам - все уже поддерживают миссии в пыльной столице Улан-Батор. Но интерес к стране выходит за рамки регионального соседства. Соединенные Штаты, Канада, Австралия и ряд государств Европейского союза также сигнализируют о том, что они заинтересованы в развитии двусторонних связей.
Почему интерес? В случае Китая и России общая история и география делают Монголию важнейшим стратегическим партнером для страны, которая желает застраховать себя от другой. Кроме того, восточная граница Монголии с Китаем находится в менее чем 1000 км от Северной Кореи, что делает ее весьма интересным потенциальным партнером в вопросах безопасности. Монголия, может, и не имеет желания или возможности разрабатывать стратегические оборонные системы, но крах режима Ким Чен Ира будет означать, что ситуация значительно изменится.
В любом случае Монголия развивала все более тесные связи с Соединенными Штатами в сфере безопасности. В рамках миссии МССБ (Международные силы содействия безопасности) в Афганистане, для подготовки афганской национальной армии, Монголия предоставила примерно 150 солдат элитной монгольской экспедиционной целевой группы. Это не так мало, если учитывать численность населения страны.
Хотя почти две трети отправленных в Афганистан солдат уже вернулись домой, эти шаги укрепили отношения Монголии с НАТО и Соединенными Штатами. Высылка солдат в Афганистан была обусловлена стремлением Монголии сохранить хорошее отношение Соединенных Штатов, которое было завоевано высылкой солдат в Ирак. Последнее привело к тому, что министр обороны США Дональд Рамсфельд, а затем и президент Джордж Буш нанесли визиты в страну. Буш стал первым действующим президентом, посетившим Монголию.
И похоже, что администрация Обамы намерена способствовать этому прогрессу. В августе прошлого года вооруженные силы Монголии и тихоокеанское командование США провели ежегодные совместные учения – «Хаан Квест». Впервые они были проведены в 2004 году, и их целью является повышение опыта монгольских вооруженных сил в миротворчестве и борьбе с терроризмом. «Хаан Квест» продолжают привлекать наблюдателей и участников со всего мира. Только недавно в учениях участвовали такие государства, как Южная Корея, Таиланд, Канада, Индия, Япония и Фиджи.
Но американские ухаживания имеют своей целью больше, чем подготовку монгольской армии. Несмотря на некоторые перепады в настроении, Соединенные Штаты по-прежнему сохраняют присутствие в Кыргызстане, имея рядом с Бишкеком воздушный транзитный центр Манас, который позволяет США доставлять солдат НАТО в Афганистан. Но уже возникает вопрос в его необходимости, с учетом того что миссия МССБ и операция «Несокрушимая свобода» завершены. Транзитный пункт Манас может послужить краткосрочным интересам Вашингтона, но Соединенным Штатам будет необходимо выстроить более прочные отношения в долгосрочной перспективе. И несмотря на то что географическая отдаленность страны не делает ее эффективным транзитным пунктом, Монголия все же может рассмотреть возможность размещения американской военной базы на своей территории.
Реальность такова, что Соединенные Штаты нуждаются в уверенном и надежном партнере в регионе, в таком партнере, с которым они могли бы выстроить полноценные отношения, а не только брак по расчету. Похоже, что Монголия отвечает всем этим требованиям, являясь потенциально стабильным союзником Вашингтона в нестабильной части мира.
Но не только Соединенные Штаты обратили внимание на Монголию. Вскоре после первых учений «Хаан Квест», прошедших в 2004 году, в Китае высокопоставленные должностные лица партии стали стремиться к более активному взаимодействию со своим северным соседом по вопросам безопасности и обороны. В августе прошлого года между двумя странами состоялись 5-е китайско-монгольские консультации по вопросам безопасности и обороны. После совещания Ма Сяотянь, заместитель начальника Генерального штаба Народно-освободительной армии Китая, отметил, что переговоры внесли «позитивный вклад в продвижение взаимного доверия между сторонами».
Экономика и торговля также были на двусторонней повестке дня. Китай является крупнейшим партнером Монголии в области торговли, отметил министр иностранных дел Китая Ян Цзечи, который в прошлом месяце в Улан-Баторе встретился с монгольским президентом Цахиагийном Элбэгдоржем. Государственное новостное агентство Китая Xinhua News Agency процитировало заявления министра: «Китай стремится совместно с Монголией прикладывать усилия для поддержания диалога на высоком уровне, углублять торгово-экономическое сотрудничество, особенно в больших проектах, вывести двусторонние отношения на новый уровень и в дальнейшем работать в пользу стран и народов».
Представляется разумным предположить, что Пекин отметил повышенный интерес Вашингтона в регионе и поэтому перешел к противостоянию с ним. Если Соединенные Штаты рассматривают партнерство с Монголией как долгосрочное вложение с целью проецировать влияние в регионе, им также будет необходимо предлагать свои собственные идеи, чтобы углубить взаимодействие с этим потенциально стратегическим союзником.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Если будет воля со стороны России и Китая, то никаких американских военных в Монголии не будет, она зажата между двумя этими странами.