Погружаемся в отпуск

'''Нувориши могут завидовать простому петербуржцу - на сегодня Михаил Пучков является единственным в России обладателем частной подводной лодки. Субмарина, построенная Михаилом, не имеет аналогов. Маленькая, легкая, быстро опускается на 30-метровую глубину, способна развивать скорость до 8 узлов. Разрабатывал уникальную конструкцию Пучков почти три десятилетия. А в этом году он собирается в поход к берегам Финляндии, позже планирует заплыв вокруг Европы, путешествие через Атлантику... Секретами и планами питерский кораблестроитель охотно поделился с корреспондентом "Недели" Сергеем Андреевым.'''
'''Под водой с педалями'''
Нет, пожалуй, в России мальчишки, не мечтавшего о подводных путешествиях после "Капитана Немо" Жюля Верна. Многие герои-подводники не скрывают, что на службу их привела именно эта книга. Вот и этот 18-летний пэтэушник из Рязани тоже грезил морем. Но вместо флота Михаил попал в танковые войска и прямиком - в Афганистан. Но и тогда своих морских фантазий не оставил.
- Строить лодку я решил еще тогда, в 1979-м, в Кандагаре, - вспоминает Михаил Пучков. - Как сейчас помню, продумывал детали конструкции в танке во время дежурства. Подбирал оптимальную форму для корпуса, искал средства для безопасного всплытия и погружения... И сразу после дембеля взялся за работу.
Зачем ему это было надо - Михаил толком не может ответить до сих пор. Вернувшись в Рязань, устроился в пожарную охрану. График удобный - сутки работать, трое отдыхать. Вот в эти дни он и собирал каркас лодки, склеивая углепластиковые листы на чердаке родительского дома. Клеил, заливал водой для проверки герметичности, потом снова клеил. Так прошло три года.
По расчетам Михаила, конструкция могла опускаться на глубину до 10 метров. Винт приводился в движение обычными велосипедными педалями. Испытания первой субмарины Пучков проводил на Оке.
- Река была километрах в 10 от дома, - вспоминает конструктор-самоучка. - И перетаскивать лодку, и испытывать ее пришлось ночью. Днем запросто забрали бы в дурдом. Субмарина отлично передвигалась по водной глади, опускалась на дно и всплывала. Поскольку испытания прошли успешно, через проток я решил выйти на большую воду, однако не рассчитал глубину и сел на мель.
Чтоб не смущать граждан, замаскировал свое творение при помощи брезента и водорослей. Стаскивать субмарину с мели пришлось три дня. Тогда же понял, как усовершенствовать изобретение.
- Лодку требовалось где-то хранить, - рассуждает Пучков. - Это же не катер, просто так к пирсу не привяжешь. Где стоять субмарине? Конечно на дне! Я решил усовершенствовать конструкцию так, чтобы можно было покинуть ее под водой, вынырнуть, а когда надо, вернуться назад. На это ушло еще три года. Потребовались резные детали, и я пошел в токари, чтобы пользоваться рабочими станками.
'''В сетях, как Ихтиандр'''
В планы Пучкова изначально не входили подводные походы по рязанским рекам. Мечтой его было путешествие по Финскому заливу.
- Весной 1988-го я понял, что лодка готова. На майские поехал в Ленинград на разведку. Выбрал место для спуска на воду, продумал маршрут. Летом взял месячный отпуск. Школьный приятель, водивший большой грузовик, помог отвезти контейнер - якобы с барахлом, к родственникам.
Первое путешествие получилось коротким, но славным. Рассказ о поимке Пучкова кочует по пособиям для пограничников уже третье десятилетие.
- В районе Ижоры я вышел в Неву и двинулся по течению, - вспоминает конструктор-самоучка. - На педальном ходу лодка просто летела. Впереди был город с разведенными мостами. Часа полтора хода - и вот он, Финский залив! Заметил небольшой пирс и решил пристать, перекусить. Знать бы, что как раз там стояли сети для отлова бревен с Невы... В них я и попался, как Ихтиандр. Вылез с трудом, исцарапанный и весь в крови.
Недалеко компания отдыхала у костра. Молодые люди охотно угостили подводника вином. Просидев с ними до утра, он пошел на близлежащий завод просить помощи. С невероятным трудом человек в трусах уговорил двоих мужчин подогнать к сетям с бревнами катер и "вытащить кое-что". По словам Пучкова, те нисколько не удивились, увидев странную конструкцию.
- Самое интересное началось позже, - вспоминает подводник. - Мне удалось переодеться, привести себя в нормальный вид, поесть. Тут-то ко мне и подошли охранники здешней турбазы. Документов у меня не было, и они предложили мне пройти в отделение милиции. Нет, говорю, не пойду, у меня тут подлодка стоит. Они по "02" позвонили, "уазик" приехал. Сперва все почему-то думали, что я шучу. А еще через полчаса машинами был заполнен весь берег. К пирсу слетелось милицейское начальство, потом люди из КГБ, потом пограничники и военные. "Попался, подводник!" - то и дело слышал я.
'''Памятник у залива'''
Сперва изобретателя-самоучку упекли в Тосненский ИВС, потом перевезли в город, в одиночку СИЗО КГБ на Литейном проспекте. Собирать досье на Пучкова в Рязань отправилась целая группа ленинградских следователей. Но доказательств того, что ветеран Афганистана является шпионом, не нашлось.
- В один прекрасный день меня отвели в душ, велели помыться, затем на "Волге" повезли под Приморск, на базу погранкатеров, - вспоминает Михаил Пучков. - Начальство там собралось с невероятными звездами на погонах. Были и генералы погранслужбы, и адмиралы. Все спрашивали, как я построил лодку. Ужин устроили просто роскошный, никогда не забуду!
На базе пограничников Пучков жил, как почетный гость, в шикарном "люксе". Две недели военные проводили испытания его подводной лодки. Рязанского изобретателя они называли гением и говорили, что поставят ему памятник на берегу Финского залива. Оказалось, что субмарина, сделанная из углепластика, совершенно не видна на радарах. Если бы не злополучная сеть для бревен, изобретатель вполне мог доплыть до Финляндии...
Сперва военные предлагали перейти к ним на службу, потом пообещали помочь с поступлением в "корабелку"... Уже учась на третьем курсе, Михаил забрал назад подводную лодку, которая так и пылилась на базе под Приморском.
Совершенствуя конструкцию, Пучков перестраивал субмарину множество раз. Сперва испытывал на озерах, а потом осуществил дембельскую мечту - вышел в Финский залив... Сейчас творение Михаила погружается на глубину до 30 метров с двумя людьми на борту и может находиться там 2-3 часа. А недавно Михаилу удалось сделать невозможное - его субмарина теперь зарегистрирована в Госинспекции по маломерным судам и имеет соответствующий номер.
- Первые испытания на "большой воде" проходили на Крестовском острове осенью 2007 года, - рассказывает Пучков. - Еще через год, доработав конструкцию, я совершил первый дальний поход - до Кронштадта. Лодка показала себя прекрасно. Теперь куда угодно идти можно.
По словам "Самоделкина", рассмотреть что-то в грязных финских глубинах невозможно даже с прожекторами. Оттого питерского инженера и манят теплые края с кораллами и экзотическими рыбками. Самый заманчивый проект русского капитана Немо - поход через Атлантику. Для этого, говорит, даже двигатель не понадобится. Главное, правильно пользоваться течениями. Рядом на крепком канате поплывут емкости с необходимыми припасами и водой.
Жюльверновский капитан Немо избегал жестокого мира людей. Пучков, в отличие от него, человек общительный, да и женился не так давно. Так что радоваться подводным красотам теперь сможет вместе с супругой - мест и иллюминаторов в мини-субмарине как раз два.
'''Сергей Андреев'''
Комментарии читателей Оставить комментарий