Пора бить наркотревогу

Известный криминолог Владимир Овчинский недавно обнародовал на страницах журнала «Российская Федерация сегодня» целый ряд цифр и фактов, характеризующих наркоситуацию в нашей стране. Если в 1990 году в России диагноз «наркомания» был поставлен всего 4600 человек, а в 1996 году – 30 400, то в 2010 году – уже 358 000 человек. Общее число зарегистрированных потребителей наркотиков достигло 555 000, а по оценкам экспертов ООН – свыше 6 млн человек. Как видим, положение ухудшается быстрыми темпами.
Овчинский – авторитетный специалист, в свое время возглавлявший российское бюро Интерпола, и к его мнению стоит прислушаться. Давно пора бить тревогу и всеми силами государства навалиться на криминалитет, наладивший масштабную торговлю наркотиками. На первый взгляд, с преступностью в этой сфере идет беспощадная борьба. Овчинский отмечает, что число уголовных дел растет, но вот какая пикантная деталь: реальное лишение свободы за незаконный сбыт наркотиков получают лишь 49% подсудимых. В чем же дело? Ловят не тех или судят неправильно? А может быть, и то, и другое одновременно?..
Есть и еще одна проблема, на этот раз связанная с политикой гуманизации системы наказаний в нашей стране. Как отмечает Овчинский, в 2009 году в Минюсте родился законопроект по «декриминализации» т. н. простого сбыта наркотиков (без отягчающих обстоятельств) и перевода его в разряд административных правонарушений. Вместе с тем Госдума, напротив, предлагает ужесточить уголовную ответственность именно за сбыт наркотиков, причем соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в конце прошлого года. Иными словами, складывается впечатление, что государство само еще толком не решило, проявлять ли «гуманизм» к наркодельцам или нет. Мало того, в России отсутствует эффективная система административного надзора за людьми, которые, отсидев срок, вышли на свободу. И это – опять вопрос к государству.
Но и это еще не все. Овчинский обращает внимание на то, что в проекте Федерального закона «О полиции» задача противодействия незаконному обороту наркотиков вообще не ставится. Конечно, это не значит, что с наркопреступностью теперь перестанут бороться. Нельзя забывать, что помимо милиции в нашей стране существует Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Тем не менее, мировой опыт показывает, что для успешного противодействия наркобандитам необходимо задействовать и ресурсы уголовной полиции.
Не верить Овчинскому нет оснований, однако для того, чтобы составить более полное мнение по ситуации с наркокриминалом, мы обратились к члену Комитета ГД по безопасности Александру Гурову:
– Когда я пришел работать в центральный аппарат МВД (а это – середина 70-х), у нас был отдел по наркомании. Так вот, в год ставилось на учет порядка 70 наркоманов по всей стране. Тяжелых наркотиков почти не было, разве что в некоторых группах нашего общества (например, среди диссидентской публики) баловались наркотиками, сделанными из мака. Доставить в нашу страну наркотики было сложно, т. е. советская система противодействия наркомании была эффективной.
Сегодня, к сожалению, профилактика преступности почти канула в Лету, контроль разрушен. Кроме того, сейчас у нас сотни тысяч беспризорных, а в этой среде развиваются алкоголизм и наркомания. Немало и сирот, т. е. при живых родителях дети находятся в детских домах, а это – тоже не лучшее место для воспитания. Среди факторов, влияющих на наркоманию, нужно отметить и то, что открылись границы, и теперь появилась мощная контрабанда. Появились и такие наркотики, которые вызывают привыкание после первого же их употребления.
Что же теперь делать? Для начала надо иметь глубочайший анализ явления наркомании в России. На базе этого анализа нужно объединять усилия различных государственных органов. Кстати, служба наркоконтроля начала заниматься доселе невиданными делами: вместе с американцами и афганскими коллегами проводить операции на территории Афганистана. А вот в МВД осталось немного людей, ответственных за борьбу с наркотиками, – порядка 4000 на всю страну, так что в МВД нужно укрепить эту линию. Для этого есть предпосылки. Смотрите: сержант – на посту, участковый – около дома, детский инспектор работает с детьми; дальше – следствие, т. е. перед нами – замкнутый цикл. Служба наркоконтроля работает неплохо, но вот задачи у нее иные, глобальные. Там должны разработать стратегию борьбы с наркопреступностью, там должны заниматься координацией борьбы, эта служба должна заниматься и международным аспектом. Все остальное – выявление точек сбыта наркотиков, их распространения на улицах и в школе, воспитательная работа и т. п. – должно быть возложено на МВД. А для борьбы с наркобаронами надо ввести в закон конфискацию имущества как дополнительную меру наказания.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Девушка простите но я нецепта не просил((( Он мне не нужен.Если вы прочитаете мои коментарии то заметите надеюсь что я к наркомании и наркотикам слава Богу ни каким боком)) Наоборот я призываю ужесточить меру наказания как для варщиков и содержателей притонов так и для наркоманов. А за оптовых поставшиков я вообще молчу. Стрелять как собак бешенных.
Может это ошибка - изъято 2.1 кг наркотиков? По данным у нас в стране реализовывается около 80 тонн наркотиков и что такое два кило? Или это полный провал органов. Одной рукой призываем "рожайте", а другой на тот свет.
Вы не заболтались, мальчики? У вас что, крыша поехала? Рецептами еще делятся!!!
А разве уже никто не помнит?
"[12.05.2004] Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2004 г. N 231 г. Москва Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228(1) и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Собственно оттуда ноги и растут!
"В результате правительство пошло по пути так называемого либерализма. Как нам удалось выяснить, опубликованное постановление сильно отличается от проекта, который лоббировался правоохранительными структурами. В частности, по словам руководителя одного из оперативных подразделений Федеральной службы по наркоконтролю, в их варианте среднеразовая доза героина составляла 0,1 мг, в принятом - 0,1 г. Мой собеседник поначалу даже не поверил озвученной цифре и высказал предположение, что в документ вкралась опечатка. Такие же изменения внесены и в графы, где перечислены другие широко распространенные наркотики: гашиш - 0,5 г (в проекте - 10 мг), маковая соломка невысушенная - 70 г (в проекте - 20 мг).
Кетамина, из-за которого было испорчено столько нервов ветеринарам и владельцам домашних животных, в перечне запрещенных и ограниченных для оборота наркотических веществ вообще нет. Соответственно возникает закономерный вопрос: что делать с теми "айболитами", которые уже попали под раздачу правоохранительных органов?
Одним словом, жизнь наркоманов и тех, кто снабжает их отравой сегодняшнего дня, значительно облегчилась. Если раньше продавца наркотиков сажали на скамью подсудимых за то, что в его кармане находили 0,05 г героина, то теперь он может спокойно разгуливать с 0,99 г. В худшем случае ему грозит символический штраф, который он легко отобьет возле первой же школы."
Самое хорошее средство против наркомании в России - водородная бомба по Вашингтону.