Православные отмечают Рождество Иоанна Предтечи

Сегодня, 7 июля, православные христиане торжественно отмечают рождество христианского пророка, возвестившего грядущий приход Иисуса Христа, – Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям – как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришел с проповедью прежде Него в соответствии с ветхозаветными пророчествами. Причем если в православии оба эпитета используются практически одинаково часто, то на Западе приоритет остается за наименованием «Креститель».
Иоанна Крестителя сам Господь назвал самым великим из всех пророков, и поэтому он почитается Церковью как величайший святой, имеющий вместе с Пресвятой Богородицей великое дерзновение молиться Богу за людей. У Иоанна Крестителя испрашивают добродетель покаяния, а также другие дары. На Руси, помимо прочих, он приобрел еще фольклорные эпитеты, например, Иван Самокреститель, а два посвященных ему праздника получили самостоятельные прозвания: Иван Купала (день Рождества) и Иван Головосек (день казни).
Согласно Евангелию от Луки, рождество Иоанна Крестителя произошло чудесным образом у престарелых родителей, не имевших до этого детей, – священника Захарии и его супруги Елисаветы. Архангел Гавриил явился Захарии в храме во время его служения и возвестил о будущем рождении у него сына, который будет «велик перед Господом». Захария вначале не поверил ангелу и за это был наказан немотой, которая прошла у него после рождения сына, в момент наречения. Согласно Евангелию, его рождение случилось на полгода раньше Иисуса. О последующем детстве Иоанна Евангелие упоминает вкратце, говоря лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю», где случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать.
Иоанн вел аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнем, питался диким медом и саранчой. Основной темой проповедей Иоанна был призыв к покаянию. Приходившие к нему люди принимали от него крещение в водах реки Иордан. Его последователи образовали особую общину – «ученики Иоанновы», в которой господствовал строгий аскетизм.
В числе других к Иоанну на Иордан пришел еще не известный народу Иисус Христос. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Отсюда и прозвание «Креститель». Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса.
По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем – Христом. Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и сам Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями – схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога-Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...». Получив откровение об Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный.
Необходимо отметить, что в православной традиции Иоанн Креститель играет более важную роль, чем в католической: только ему она дает предельную близость к Иисусу – наравне с Богородицей. Католическая традиция воспринимает Иоанна как пророка, правдивого свидетеля пришествия Христа и неустрашимого обличителя, православие же подчеркивает в нем вдобавок черты идеального аскета, пустынника и постника. Стоит отметить и тот факт, что в православии в честь Крестителя установлено 7 праздников, в то время как у католической церкви лишь два – рождество и усекновение главы.
Некогда день рождества Иоанна Крестителя совпадал с древнеславянским праздником Ивана Купалы, отмечаемого в период летнего солнцестояния в 20-х числах июня. В результате этого дни Иоанна Крестителя и Ивана Купалы надолго слились в народном сознании. Позднее, с переходом России на новый григорианский календарь, праздники «разошлись» и стали отмечаться отдельно: Купала – в 20-х числах июня, а день Иоанна Крестителя – 7 июля. Тем не менее многие продолжают отмечать Ивана Купалу также 7 июля. Иван Купала стал значимым народным праздником с большим количеством унаследованных от язычества обрядов, связанных со сменой сезонов. Народная этимология названия «Купала» опирается на представление о том, что Иоанн Креститель «купал» Иисуса Христа, когда крестил его (кроме того, Купала – название языческого водяного божества).
В этот день принято собирать лечебные травы, нести в Церковь и освящать их там на праздничной службе. На Руси в этот день проводили два основных обряда – купанье в воде и прыганье через костер. Это были древние очистительные обряды. Кроме того, народ опоясывался перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, составляли и водили хороводы, пели песни, молодежь всю ночь веселилась у костров, прыгала через них по одному и парами, взявшись за руки. Над кострами также сжигали сорочки, взятые с больных детей, считая, что от этого прекратятся болезни. Героем же праздника становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. Считалось, что с цветком папоротника, раскрывающимся в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Всё же очень просто, молодой лист папоротника, когда ещё не распустился полностью, очень похож на лист с цветочным бутоном на кончике, отсюда и легенда о цветке папоротника.
Ну а христианство ,где могло там и влезло , ведь прошла тысяча лет, а славяне как были язычниками ,так и остались
Михаил (Крым), русские и масленицу, должны отмечать 22 марта, но православие всё извратило, что всё под православие подстроено. -------- Я не подстраиваюсь ;)
Михаил (Крым), русские и масленицу, должны отмечать 22 марта, но православие всё извратило, что всё под православие подстроено.
Православные отмечают Рождество Иоанна Предтечи А русские Ивана Купалу ------- Русские отмечают просто Купалу. И на солнцеворот - 21-22 июня.;)
И те и другие отмечают не понятно что.
Обе даты "святые" и обе связаны с летним Солнцеворотом, вот что получается когда в измерения вмешиваются "упёртые невежды".